Организация групповой внеклассной работы по окружающему миру

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование знаний о животных, обитающих на территории Кемеровской области

Задачи:

  1. Проверить и углубить знания детей о фауне Кузбасса.
  2. Развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию. Расширять кругозор обучающихся об особенностях и разнообразии животных родного края.
  3. Формировать навыки целенаправленной работы в команде.

Организация класса

Сообщение темы занятия

  • Как вы считаете, от чего зависит будущее людей?
  • Надо ли для этого познавать мир, в котором мы живем?
  • Что для вас означает понятие “Окружающий мир”?
  • Как наше будущее зависит от того, что мы знаем о животном мире родного края?
  • На занятии мы попытаемся взглянуть на обитателей нашего края глазами исследователя, а затем составим паспорт представителя фауны.
  • Выбор состава жюри.
  • Деление класса на группы.
  • Выборы капитана.
  • Название команд.

1 конкурс – Знакомые незнакомцы

Каждая группа обучающихся получает листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке – алфавит.

Ответы 1 группы: 19 16 2 16 13 30 (соболь).

Ответы 2 группы: 13 10 19 10 24 1 (лисица).

Учитель:

Эти два животных обитают на территории Кемеровской области, имеют свои отличительные особенности, о которых вы услышите из моего рассказа. Во время рассказа можно делать пометки на листах бумаги, так как это в дальнейшем пригодится вам для составления паспорта животного.

Рассказ учителя о животных: соболе и лисице

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.

Лисица – хищник средних размеров: длина тела 60-90 см. Вес самцов достигает 6-10 кг, а самок 5-6 кг. Тело стройное, удлиненное, ноги сравнительно короткие, хвост пушистый. Мордочка вытянутая, заостренная, уши высокие, остроконечные.

Окраска разнообразна: от красновато-оранжевой до желтовато-серой, грудь белая, кончик хвоста тоже белый.

Обитает на различных участках леса, но избегает густых массивов, предпочитая опушки смешанного леса, старые вырубки, берега лесных рек, озер.

Передвигается лисица обычно рысцой. Следы ее располагаются строго по прямой линии. В случае опасности зверь может делать прыжки до 4 метров. Лиса активна целые сутки, но особенно утром или вечером. Основной пищей служат мышевидные грызуны.

Своеобразна охота лисы на мышей в зимнее время, так называемое “Мышкование”. Зверь бежит по снегу и вдруг внезапно останавливается, наклонив голову и прислушиваясь к писку мышей. Затем делает красивый прыжок и падает на все 4 лапы, настигая добычу или выкапывая ее из-под снега.

Летом пища лисы более разнообразна – она кормится ягодами, насекомыми, плодами различных растений.

Весной у лисицы в норе появляются 4-6 слепых детеныша, покрытых пухом темно-бурого цвета, только кончик хвоста белый.

Лисица-мать всегда охраняет своих детенышей, не допуская никого близко. В случае опасности она старается отвести врага от норы, отвлекая его внимание на себя. Лисица весьма полезный зверь: она уничтожает вредителей сельскохозяйственных культур. Лисица – объект промысловой охоты. Встречается почти повсеместно.

Соболь носит мех блестящий,
Осторожно воду пьет.
Дом его в кедровой чаще,
Жизнь он скрытную ведет.

Соболь – небольшой зверек. Длина его тела 32-53 см, масса до 1000 граммов. Тело вытянутое, гибкое, стройное, мордочка заостренная, шея длинная и тонкая. Хвост пушистый, его длина составляет 1/3 длины тела. Мех густой, шелковистый.

Соболь живет в глухой тайге с преобладанием кедра, ели, пихты. Селится в горных лесах таежного типа. Активен ночью.

Питается соболь в основном мышевидными грызунами, нападает также на птиц, лягушек, насекомых, моллюсков.

Выходя на охоту, он пробегает по каждому сваленному дереву, обследует вывернутые корни деревьев, коряги, завалы, где нередко находятся норы мышевидных грызунов. Зимой охотится на рябчиков, тетеревов, укрывающихся от холода в снегу.

Соболи размножаются весной. Соболята рождаются в гнездах, расположенных в поваленных деревьях.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. Однако охота на зверя разрешена только по лицензиям. Соболя как ценного пушного зверя разводят на зверофермах.

2 конкурс – Загадки

Учитель:

Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения. (Загадки по очереди предлагаются командам.)

По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (Белка)

Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Смел и зол разбойник серый, чуть козу вчера не съел он:
Еле ноги уволок от собак матерый … (Волк)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

3 конкурс – Изобрази животное

Капитаны команд получают листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда- соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание. (Заяц и медведь)

Краткая справка о животных: медведе и зайце

Прокатился шум лесной –
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал

Заяц-беляк имеет длину тела от 40 до 75 см. Вес его от 2, 5 до 5, 5 кг. Голова большая, уши длинные, глаза расположены по бокам и широко расставлены, задние ноги длиннее передних.

Окраска тела летом бурая или рыжевато-серая, зимой – белая. Кончики ушей черные круглый год.

Заяц-беляк обитает в тайге и в смешанных лесах. Питается он в сумерках и ночью: летом поедает травянистые растения, грибы, а зимой – мелкие ветви и кору деревьев, кустарников.

С наступлением весны зайцы-беляки начинают размножаться. За лето самка приносит потомство 2-3 раза.

Зайчата рождаются прямо на земле среди травы или в неглубокой ямке. В каждом помете 5-6 зайчат, они появляются на свет уже зрячими, покрытыми шерстью и способными к передвижению.

Мать кормит зайчат тотчас же после рождения и оставляет их. Когда зайчата проголодаются, то начинают передвигаться, оставляя пахучий след от лапок. По этому следу мать или другая зайчиха находит зайчат и кормит их.

В случае появления человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, стареется привлечь к себе внимание, стуча лапами.

Заяц-беляк – объект пушного промысла и спортивной охоты.

4 конкурс – Игра “Да – нет”

На вопрос нужно отвечать хором “да” или “нет”. (Вопросы по очереди предлагаются то одной, то другой командам)

  1. Может ли сазан забраться в океан? (Нет, это речная рыба)
  2. Может ли дрозд отморозить хвост? (Нет, он зимует на юге)
  3. Может ли оса взлететь под небеса? (Да)
  4. Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет, у птиц нет зубов)
  5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (Да)
  6. Может ли синица под крышей поселиться? (Да)
  7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (Нет, раки живут на дне водоёмов)
  8. Может ли медведь зимою потолстеть? (Нет, зимой медведь спит и худеет)

По завалам, по оврагам ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мед, да малину с веток рвет.

Медведь – характерный обитатель лесов Кузбасса, который предпочитает темнохвойную тайгу, где много кедра и ягодных кустарников. Часто зимой, проснувшись от зимней спячки, он разрывает норы грызунов, особенно бурундуков, которые заготавливают на зиму по нескольку кг орехов, и поедает их запасы. Берлогу медведи устраивают в самых глухих местах тайги, где много бурелома.

Всю зиму зверь ничего не ест. Работа сердца и дыхание у него в это время замедляются. Медведи, не нагулявшие жира за лето и осень, бродят по лесу. Встреча с такими животными опасна. Называют их “шатунами”. Живет медведь до 50 лет. Длина тела до 2 метров, средний вес 150 кг

Окраска меха от буровато-палевой до темно-бурой. На груди иногда бывает небольшое белое пятно.

Хотя с виду медведь неуклюж, в действительности он очень подвижен и ловок: может быстро бегать, лазать по деревьям, осторожно подкрадываться к добыче.

Медведь активен в сумерки. Только вечером выходит на охоту. Питается птицами, грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мед.

При случае нападает на лосей, северных оленей, кабанов.

5 конкурс – Пофантазируем

Команда за короткое время должна придумать и нарисовать животное, которого на самом деле не существует, дать ему название.

6 конкурс – Спой песенку

Учитель:

Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?

О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.

А теперь представьте, что вы – животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.

Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например “Вместе весело шагать” и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а... прокрякать одной команде и промычать другой.

7 конкурс – Составление паспорта животных

На листах дети составляют паспорта тех животных, которые им достались согласно выбору капитанов: лисицы, зайца, медведя, соболя. В паспорте указывают название животного, массу его тела, особенности питания, описывают внешний вид, указывают места обитания, интересные факты из жизни животного, выполняют зарисовку.

Подведение итога занятия.