Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих “готовность к жизни”, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.
Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области научно-исследовательской деятельности.
Применение проектных технологий в социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как города, так и страны в целом, на мой взгляд, и является инновационной составляющей социально-педагогического образования и воспитания в нашем лицее.
Разработанный мною информационно-обучающий курс “Введение в социальное проектирование” предназначен для учащихся 8-11 классов, целью которого является формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической основы для проведения социального проектирования и научно-исследовательской деятельности в социальной сфере.
При реализации курса поставлены следующие задачи:
- Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.
- Развить навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.
- Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Представленный курс имеет модульную систему обучения и рассчитан на 36 часов. Модульный курс обучения предполагает, что работа ведется в рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему комплексу блоков занятий:
1 блок (рассчитан на 4 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство учащихся с методикой социального проектирования, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением его структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую будут накладываться основные навыки ведения научной деятельности учащихся.
2 блок (рассчитан на 18 часов) "Выход в “поле”. Стратегии проектной работы", включает информацию и практическую работу по выполнению проектной деятельности. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения, формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.
3 блок (рассчитан на 14 часов) "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу представления социального проекта перед научным сообществом. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их защиты перед аудиторией.
Процесс обучения социальному проектированию в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социально ориентированное исследование.
При выполнении социально ориентированной научно-исследовательской работы, проектировании предполагается использование учащимися различных социологических методов сбора данных: интервью, беседы, анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в качестве практического задания составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы, самостоятельно аргументировать свою позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым проблемам общества.
За время работы данного курса учащимися было подготовлено несколько социально ориентированных проектов, среди которых:
- Правовое пространство несовершеннолетних.
- СПИД как актуальная проблема современности.
- Социально-демографическая ситуация в России: прошлое, настоящее и будущее.
- Школьные фобии.
- Роль темперамента в структуре межличностного взаимодействия индивидов.
- Социальное сиротство в России.
- Лабиринты одиночества. Проблема одиночества в современном мире.
- Благотворительность и меценатство.
- Вредные привычки. Проблема наркомании в молодежной среде.
- Насилие над детьми: система социальной защиты в современном мире.
- Маркетинг социальных услуг.
Календарно-тематическое планирование курса:
"Введение в социальное проектирование"
1 блок (4 часа)
"Проект: результат или технология"
№ п/п |
Тема |
Часы |
Форма занятия |
||
всего |
теория |
практика |
|||
“Методика проектирования: определение, сущность, типология” |
1 |
0,5 |
0,5 |
Дискуссия. Определение тем проектной работы, типов проектов |
|
“Структура проекта, его основные элементы” |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция – беседа. Работа с проектами (разбиение проектов на элементы, группировка материала) |
|
“Визитная карточка проекта - форма заявки” |
1 |
1 |
Знакомство и заполнение форм заявки проекта |
||
Заключительное занятие по блоку “Проект: результат или технология” |
1 |
1 |
Творческая работа. Закрепление пройденного материала. |
2 блок (18 часов)
"Выход в “поле”. Стратегии проектной работы "
№ п/п |
Тема |
Часы |
Форма занятия |
||
всего |
теория |
практика |
|||
“Программа проекта: цель, задачи, методы работы” |
4 |
2 |
2 |
Дискуссия. Определение цели, задач, научной новизны, практической значимости, методов проектов |
|
“Информационный дизайн проекта” |
4 |
2 |
2 |
Лекция – беседа. Работа с проектами (использование научного стиля изложения материала, текстовое оформление проекта) |
|
“Исследовательское поле проекта” |
3 |
1 |
2 |
Дискуссия. Работа с проектами (выбор формы анализа полученных данных) |
|
“Продукты исследовательской деятельности” |
3 |
1 |
2 |
Работа с проектами (оформление результатов проекта, формулировка выводов, построение рекомендаций) |
|
“Практическая ценность проекта” |
3 |
1 |
2 |
Беседа. Разработка и создание информационных материалов, программ, технологических разработок |
|
Заключительное занятие по блоку 2 |
1 |
1 |
Представление информационных материалов, программ, технологических разработок учащимися. |
3 блок (14 часов)
"Вам слово: презентация научного труда"
№ п/п |
Тема |
Часы |
Форма занятия |
||
всего |
теория |
практика |
|||
“Знакомство с программой Power Point” |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Освоение программы. Подробное изучение ее основ. |
|
“Презентация проекта: программа Power Point” |
3 |
1 |
2 |
Лекция – беседа. Создание презентаций проектов |
|
“Защита проектов: основные правила и процедура” |
4 |
1 |
3 |
Дискуссия. Защита проектов учащимися Самостоятельная работа |
|
Публикация результатов проекта |
3 |
1 |
2 |
Беседа. Создание тезисов проекта, научных статей, аннотаций и выступлений |
|
Итоговая конференция |
2 |
2 |
Защита проектов учащимися. |
Литература:
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 2001.
- Клещеева Т. В. Особенности работы в классах, спрофилированных на вузы// Преподавание в школе. – 2001.-№6.с.14.
- Кохтев Н.Н Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 кл. с углуб. изуч. гуманит.предметов.-М.: Просвещение, 1994.
- Никитина Р.и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2
- Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 2001.