Информационная карта передового педагогического опыта
1. Ф.И.О. автора: Косенко Марина
Николаевна
2. Город (район): Крыловский
3. Образовательное учреждение: муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №9 станицы
Новосергиевской
4. Занимаемая должность: учитель русского языка и
литературы, классный руководитель 7 “Б” класса
5. Педагогический (библиотечный) стаж и
квалификационная категория: 16 лет, высшая
квалификационная категория
6. Тема педагогического опыта: “Организация
досуговой деятельности как фактор нравственного
воспитания учащихся”
7. Уровень опыта по степени новизны: в
рационализации, усовершенствовании отдельных
сторон педагогического труда, постановка и
решение новых педагогических задач
8. Цели педагогического опыта: 1) развивать
нравственные личностные качества; 2)
вырабатывать у учащихся собственные
нравственные взгляды, суждения, оценки; 3)
формировать умение изучать, осмысливать и
анализировать нравственный опыт поколений; 4)
учить учеников осмысливать и анализировать
собственные нравственные поступки, а также
поступки сверстников и одноклассников; 5)
формировать сплочённый ученический коллектив; 6)
расширять кругозор учащихся.
9. Краткое описание опыта ( система работы
отдельных приёмов и методов):
Одним из приоритетных направлений
воспитательной работы в моём классе является
нравственное воспитание. Многими педагогами
приоритетными признаются нравственные ценности.
В современном мире проявления высокой
нравственности как сострадание, соучастие,
сопереживание, уважение к другим и самому себе, к
сожалению, отходят на второй план. Нравственное
воспитание человека начинается с усвоения и
приобщения его к духовным ценностям и
потребностям. В процессе развития ребёнок
переводит усвоенный нравственный опыт в
личностный план, превращает в содержание
собственных взглядов, в свой духовный арсенал.
Поэтому ставлю перед собой задачу: определить
основные педагогические условия развития
нравственного и духовного потенциала как основы
личностного роста обучающихся.
Одним из таких условий я вижу организацию досуга
своих воспитанников. Чем вызвано такое решение?
Работая с учениками с 5 класса, знакомясь с их
родителями, я пришла к выводу, что, во-первых,
представления ребят о нормах нравственности
отличаются расплывчатостью, во-вторых, не все
родители имеют возможность, а может и желание
организовать правильно досуг своего ребёнка. И,
работая в этом направлении, я достигаю
нескольких целей, идущих параллельно друг к
другу.
Методы и формы работы выбраны с учётом
возрастных особенностей детей и возможностей
нашей местности: наш населённый пункт находится
вдали от городов, этим объясняется ограничение
походов в театры, цирк. Немаловажным фактором
является и тот факт, что многие семьи имеют
низкий прожиточный уровень, поэтому не могут
позволить частые поездки своим детям. Тем не
менее, нахожу выход из сложившейся ситуации и
организовываю походы, экскурсии, встречи с
интересными людьми, совместный просмотр
кинофильмов, конкурсы, литературно-музыкальные
постановки.
Большое внимание уделяю беседе с детьми, в
результате которой происходит анализ
собственных поступков и поступков товарищей.
Применение данной системы позволило значительно
улучшить обстановку в классном коллективе:
ребята стали намного самостоятельней,
ответственней, доброжелательней по отношению
друг к другу и окружающим. С большим интересом
участвуют в разработке и подготовке внеклассных
мероприятий. Класс стал дружнее, организованнее.
10. Эффективность опыта: произошли
позитивные изменения в классном коллективе, что
подтверждается благоприятным микроклиматом: за
два года учёбы в класс перешли три ученика из
параллельного класса.
11. Экспертное заключение
12. Последователи
13. Кто и когда изучал
14. Выводы, рекомендации
Описание передового педагогического опыта
1. Косенко Марина Николаевна – учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ СОШ № 9 станицы Новосергиевской МО Крыловский район. Стаж работы 16 лет. 9 8-918315 6046; д.т. – 34388; р.т. – 34275)
2. Организация досуговой деятельности как фактор нравственного воспитания учащихся.
3. Работая классным руководителем на протяжении 11 лет, я пришла к выводу, что одним из основных направлений в воспитательной работе является нравственное воспитание. Именно оно позволяет сформировать хорошего человека, воспитать в нём основные качества, наличие которых позволяет судить о внутреннем мире человека. Это такие качества как доброта, сострадание, милосердие, ответственность, инициатива, уважение, честность, дружба и д.р. В беседе с учениками я поняла, что не все они знают значение слова “нравственность”, не могут назвать нравственные качества личности, следовательно, не всегда они могут дать оценку своим поступкам, поступкам товарищей. Нравственные классные часы не рекомендуют проводить часто: 1 раз в четверть. Возникает необходимость в нетрадиционных занятиях, в занятиях доступных, полезных и, самое главное, интересных для детей. Организовывая досуг учащихся, я имею возможность чаще бывать рядом с ними, предупреждать ошибки в поведении, в отношении к окружающим, помочь раскрыть и развить каждому ребёнку в себе лучшие качества, понять, чем живёт каждый из моих воспитанников. И, конечно же, организация досуга позволяет значительно расширить кругозор учащихся, повлиять на их мировоззрение. В будущем мне бы хотелось видеть каждого из своих учеников состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность.
4. Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Поэтому одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Причём нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб. Каждый, кто себя считает членом современного общества, не должен забывать о тех человеческих качествах, которые всегда были основными: честность, доброта, сострадание, милосердие, ответственность за свои поступки. Что греха таить, сплошь и рядом мы сталкиваемся с ложью, бессердечием, жестокостью. Но закрывать на это глаза мы не имеем права. Очень важно, чтобы каждый имел высокий уровень культуры и интеллекта, но ещё важнее, насколько богат твой духовный мир, умеешь ли ты обдуманно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность.
5. Хорошо известно, что досуговые мероприятия дают больше возможности находиться рядом со своими воспитанниками, а это даёт, в свою очередь, возможность выяснить особенности каждого ребёнка, понять мотивы его поведения, предвидеть его реакции в различных ситуациях. Таким образом, постоянно находясь с детьми, на основе существующих способов нравственного воспитания я работаю над развитием духовно-нравственного потенциала школьников, у которых накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций.
6. Нельзя забывать, что нравственное воспитание не даёт сиюминутного результата, так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Самым существенным в организации духовно-нравственного воспитания является умение классного руководителя “видеть” отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в нём скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в поступке, в мимике, жесте и эмоции. Вместе с ребятами педагог переживает все трудности и радости формирования каждого из них как личности, что является центральной мыслью, вытекающей из данного опыта.
7. С целью достижения поставленных задач воспитательной работы, содействия формированию основ гражданской и духовно-нравственной культуры личности учащихся через создание нравственной, психологически комфортной и доверительной среды в классе и в межличностных отношениях разработана программа деятельности. Она включает в себя, во-первых, изучение литературы по нравственному воспитанию личности и развитию личностных качеств. Во-вторых, изучение материалов о формах организации внеклассной работы. В-третьих, диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса. В-четвёртых, проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями, складывающимися между ребятами. В-пятых, организацию и проведение досуговых мероприятий, в том числе и с родителями. В-шестых, диагностики, использование которых помогает целенаправленно и эффективно планировать воспитательную работу в классе, с учётом особенностей каждого ребёнка, сложившихся межличностных отношений между детьми.
В основе воспитательной работы лежит диагностика, поэтому свою работу начала с изучения семей, знакомства с родителями, с наблюдения за детьми, диагностического исследования классного коллектива. В результате проведённой работы получила социальный портрет класса: в классе 24% родителей имеют высшее образование, 19% среднее специальное, профессионально-техническое 14%, среднее или неполное среднее образование 43%. В классе 4 неполных семьи, 1 мать-одиночка, 2 многодетные семьи, 4 семьи относятся к категории малообеспеченных. 32% родителей не имеют постоянной работы.
Диагностика позволила выявить следующее: представления о нормах нравственности отличаются расплывчатостью. Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом, Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной; отмечены случаи, когда подростки с излишней самокритичностью относились к своей персоне; процент подростков с адекватной самооценкой был небольшой. Нравственная оценка подростками своих сверстников была нейтральной (75%), доброжелательной ( 10%), недоброжелательной (15 %). От подростков в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, т.е. в отношении друг к другу у подростков наблюдалась, если применять терминологию, принятую в психологии, косвенная агрессия. Иными словами, подростки проявляли агрессию, которая окольными путями направлена на другого человека (насмешки, злые реплики).
Делая первые шаги на пути нравственного воспитания, предложила учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями: свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость, патриотизм и т.д. Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определила мой выбор будущей тематики нравственных классных часов, бесед, а также досуговых мероприятий.
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы. Таким образом, организация досуга и есть начальный этап подготовки нравственного классного часа. Такого рода мероприятия должны проводиться так, чтобы они стали значимыми в жизни ребят, они явились заметным событием в жизни класса, вызвали у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.
В своей работе использовала следующие формы досуга:
1) походы в лес;
2) экскурсии на завод “Велотранс”, в воинскую часть станицы Кущёвской;
3) поездки в аквапарк, Ледовый дворец;
4) просмотр кинофильма “Уроки французского”;
5) “Голубой огонёк” (встреча с мамами бабушками класса);
6) оказание помощи пожилому человеку.
Каждое досуговое мероприятие было направлено на отработку нравственных понятий. Например, планируя поход в лес, предложила изучить такие понятия, как свобода и зло; подвела учащихся к мысли о том, что каждое живое существо, в том числе и обитатели леса, по сути своей свободны, и человек, пришедший в лес, не должен творить зло по отношению к ним. Экскурсия на завод “Велотранс” предусматривала отработку понятия “право”: каждый человек имеет право на труд. Просмотр кинофильма знакомил детей с понятием “открытость”: ребята открыто высказывали своё мнение. Трёхдневный поход в лес показал, насколько члены нашего коллектива дружны, честны по отношению друг к другу.
Одной из основных ценностей в современном обществе является семья. С целью развития нравственных ценностей учащихся к своей семье подготовила и провела совместно с родителями конкурсное мероприятие “Моя семья – моё богатство!”. (Приложение 1).
Без любви к Родине и уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. А любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам, уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа. С этой целью была проведена экскурсия в воинскую часть станицы Кущёвской, а затем внеклассное мероприятие “Героями не рождаются”, гостями которого стали офицер и солдаты нашей Российской армии, а также участник войны в Афганистане. (Приложение 2).
Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.
Я уверена в том, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.