Урок русского языка по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение и систематизация знаний детей о глаголе.

Задачи:

  • Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о глаголе.
  • Развивать речь, творческое мышление.
  • Содействовать воспитанию доброжелательного сотрудничества при работе в группе.

Оборудование: ребус, сквозной герой "Глагол", кейсы с заданиями для групп, орфографические и толковые словари, оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- тема урока зашифрована в ребусе. (Приложение 1)

- а точнее, что мы знаем о глаголе?

(на доске появляется 1-ая часть "Глагола"). (Приложение 6).

- попробуйте предположить, на какие вопросы по теме "Глагол" нам необходимо ответить.

- мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы:

1) Что обозначает глагол?

2) Какие морфологические признаки имеет?

3) Чем определяется выбор гласной (и, е) в безударных личных окончаниях глаголов?

- при помощи этих вопросов мы попробуем обобщить и систематизировать все имеющиеся знания о глаголе.

- работать будем в группах, в каждой группе имеется кейс с заданиями и оценочный лист. (Приложение 2).

III. Работа по теме урока.

1) Что обозначает глагол?

- чтобы ответить на 1-ый вопрос, необходимо выполнить 1-ое задание.

Задание №1.

Впишите слова в кроссворд, согласно кратким толкованиям.

Будьте внимательны! Слова содержат орфограммы. По горизонтали:

1. Антоним к слову "говорила". (молчала).

2. Рассмотришь что-либо. (разглядишь).

3. Работать не покладая рук. (трудиться).

По вертикали:

4. Приглашу куда-нибудь. (позову).

5. Издают крик. (кричат).

6. Синоним к слову "озяб". (замёрз).

7. Живёте у кого-то в качестве гостя. (гостите).

- проверяем, что получилось. (самопроверка).

- что объединяет все слова в кроссворде? (глаголы).

- кто может доказать?

Вывод: глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:

Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.

- оцените это задание в оценочном листе, на 1-ый вопрос ответили.

(учитель демонстрирует 2-ую часть в виде шляпы) (Приложение 6).

2) Какие морфологические признаки имеет глагол?

-переходим к следующему вопросу.

- теперь в группах надо обсудить и выполнить 2-ое задание: глаголы, данные в кроссворде, распределите в 3 группы. (Приложение 3).

- начинаем проверку. (фронтальная работа).

- каким признаком глагола воспользовались? (временем).

- расскажите, как действовали?

Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.
кричат молчала позову
гостите замёрз разглядишь

- какой глагол оказался лишним? (трудиться) Почему? (глагол неопределённой формы с возвратным значением).

- а можно ли от него образовать формы времени?

- какой вывод можно сделать?

Вывод: как изменяются все глаголы? (по временам).

(На доске появляется 3-я часть в виде воротника). (Приложение 6).

Время глагола - это какой признак? (непостоянный) Почему?

- оцените это задание.

- время - это единственный признак глагола? Почему?

- правильно, глагол имеет другие признаки. Назовите их. (лицо, число, род, спряжение).

- тогда можем приступить к выполнению 3-его задания: определите у каждого глагола его морфологические признаки.

- проверяем это задание. ( группы по очереди называют морфологические признаки каждого глагола).

- какой вывод можете сделать?

Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют спряжение. (учитель демонстрирует следующие части "Глагола"). (Приложение 6).

- мы ответили на 2-ой вопрос, оцените это задание.

3) Чем определяется выбор гласной (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов?

- можно приступать к последнему вопросу и для этого нам необходимо выполнить 4-ое задание. (Приложение 4).

- это задание подвижное, работаем по моему сигналу (группы, выполняя это задание, пересаживаются с одного места на другое таким образом: 1-ое предложение группы дописывают на своих местах, затем 1-ая группа садится на место 2-ой группы, 2-ая на место 3-ей, 3-я вместо 4-ой, 4-ая вместо 5-ой, 5-ая на место 1-ой и дописывают 2-ое предложение и так далее, пока все пять предложений не будут дописаны.).

- начинаем проверку (взаимопроверка).

1) Выбор буквы (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов определяется спряжением.

2) Спряжение-это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

3)Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс.

4)Если глагольный суффикс -и- , то это глагол II спряжения, пишу в окончании гласную -и- , а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ат, -ят.

5)Все остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение, пишу в личном окончании глагола гласную -е-, а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ут, -ют.

- кроме каких глаголов? (глаголов - исключений).

(на доске появляются последние части "Глагола") (Приложение 6).

- оцените это задание.

- мы ответили на все вопросы, и теперь попробуем применить имеющиеся знания в творческой работе.

4) Творческая работа.

- при выполнении последнего задания вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. Используйте орфографический словарь! (Приложение 5).

1 группа - слово "портфель".

2 группа - слово "карандаш".

3 группа - слово "тетрадь".

4 группа - слово "дневник".

5 группа - слово "оценка".

- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.

1) Ты его с собой носишь,

2) Что рисует, чертит, строгается

3) Находится у каждого

В нём учебники хранишь, и хорошо ломается? школьника, иногда теряется,

Не мараешь и не пинаешь. (карандаш). сохраняет информацию.

(портфель). (тетрадь).

4) Я - документ твой, 5)Ставится в журнал,

Терять меня нельзя. красуется в дневнике,

В меня оценки ставят все учителя. зарабатывается умом,

В школьной сумке я лежу. учеников и радует, и огорчает.

Как ты учишься, скажу! (оценка).

(дневник).

- после обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.

- оцените последнее задание и выставите итоговую оценку.

- какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?

IV. Итог урока.

- удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о глаголе?

- почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно).

- а какова синтаксическая роль глагола в предложении? (в предложении глагол является сказуемым).

- молодцы! Всем спасибо за плодотворную работу!

Приложения.