Цель урока: обобщение и систематизация знаний детей о глаголе.
Задачи:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о глаголе.
- Развивать речь, творческое мышление.
- Содействовать воспитанию доброжелательного сотрудничества при работе в группе.
Оборудование: ребус, сквозной герой "Глагол", кейсы с заданиями для групп, орфографические и толковые словари, оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- тема урока зашифрована в ребусе. (Приложение 1)
- а точнее, что мы знаем о глаголе?
(на доске появляется 1-ая часть "Глагола"). (Приложение 6).
- попробуйте предположить, на какие вопросы по теме "Глагол" нам необходимо ответить.
- мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы:
1) Что обозначает глагол?
2) Какие морфологические признаки имеет?
3) Чем определяется выбор гласной (и, е) в безударных личных окончаниях глаголов?
- при помощи этих вопросов мы попробуем обобщить и систематизировать все имеющиеся знания о глаголе.
- работать будем в группах, в каждой группе имеется кейс с заданиями и оценочный лист. (Приложение 2).
III. Работа по теме урока.
1) Что обозначает глагол?
- чтобы ответить на 1-ый вопрос, необходимо выполнить 1-ое задание.
Задание №1.
Впишите слова в кроссворд, согласно кратким толкованиям.
Будьте внимательны! Слова содержат орфограммы. По горизонтали:
1. Антоним к слову "говорила". (молчала).
2. Рассмотришь что-либо. (разглядишь).
3. Работать не покладая рук. (трудиться).
По вертикали:
4. Приглашу куда-нибудь. (позову).
5. Издают крик. (кричат).
6. Синоним к слову "озяб". (замёрз).
7. Живёте у кого-то в качестве гостя. (гостите).
- проверяем, что получилось. (самопроверка).
- что объединяет все слова в кроссворде? (глаголы).
- кто может доказать?
Вывод: глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
- оцените это задание в оценочном листе, на 1-ый вопрос ответили.
(учитель демонстрирует 2-ую часть в виде шляпы) (Приложение 6).
2) Какие морфологические признаки имеет глагол?
-переходим к следующему вопросу.
- теперь в группах надо обсудить и выполнить 2-ое задание: глаголы, данные в кроссворде, распределите в 3 группы. (Приложение 3).
- начинаем проверку. (фронтальная работа).
- каким признаком глагола воспользовались? (временем).
- расскажите, как действовали?
Наст. вр. | Прош. вр. | Буд. вр. |
кричат | молчала | позову |
гостите | замёрз | разглядишь |
- какой глагол оказался лишним? (трудиться) Почему? (глагол неопределённой формы с возвратным значением).
- а можно ли от него образовать формы времени?
- какой вывод можно сделать?
Вывод: как изменяются все глаголы? (по временам).
(На доске появляется 3-я часть в виде воротника). (Приложение 6).
Время глагола - это какой признак? (непостоянный) Почему?
- оцените это задание.
- время - это единственный признак глагола? Почему?
- правильно, глагол имеет другие признаки. Назовите их. (лицо, число, род, спряжение).
- тогда можем приступить к выполнению 3-его задания: определите у каждого глагола его морфологические признаки.
- проверяем это задание. ( группы по очереди называют морфологические признаки каждого глагола).
- какой вывод можете сделать?
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют спряжение. (учитель демонстрирует следующие части "Глагола"). (Приложение 6).
- мы ответили на 2-ой вопрос, оцените это задание.
3) Чем определяется выбор гласной (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов?
- можно приступать к последнему вопросу и для этого нам необходимо выполнить 4-ое задание. (Приложение 4).
- это задание подвижное, работаем по моему сигналу (группы, выполняя это задание, пересаживаются с одного места на другое таким образом: 1-ое предложение группы дописывают на своих местах, затем 1-ая группа садится на место 2-ой группы, 2-ая на место 3-ей, 3-я вместо 4-ой, 4-ая вместо 5-ой, 5-ая на место 1-ой и дописывают 2-ое предложение и так далее, пока все пять предложений не будут дописаны.).
- начинаем проверку (взаимопроверка).
1) Выбор буквы (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов определяется спряжением.
2) Спряжение-это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
3)Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс.
4)Если глагольный суффикс -и- , то это глагол II спряжения, пишу в окончании гласную -и- , а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ат, -ят.
5)Все остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение, пишу в личном окончании глагола гласную -е-, а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ут, -ют.
- кроме каких глаголов? (глаголов - исключений).
(на доске появляются последние части "Глагола") (Приложение 6).
- оцените это задание.
- мы ответили на все вопросы, и теперь попробуем применить имеющиеся знания в творческой работе.
4) Творческая работа.
- при выполнении последнего задания вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. Используйте орфографический словарь! (Приложение 5).
1 группа - слово "портфель".
2 группа - слово "карандаш".
3 группа - слово "тетрадь".
4 группа - слово "дневник".
5 группа - слово "оценка".
- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.
1) Ты его с собой носишь,
2) Что рисует, чертит, строгается
3) Находится у каждого
В нём учебники хранишь, и хорошо ломается? школьника, иногда теряется,
Не мараешь и не пинаешь. (карандаш). сохраняет информацию.
(портфель). (тетрадь).
4) Я - документ твой, 5)Ставится в журнал,
Терять меня нельзя. красуется в дневнике,
В меня оценки ставят все учителя. зарабатывается умом,
В школьной сумке я лежу. учеников и радует, и огорчает.
Как ты учишься, скажу! (оценка).
(дневник).
- после обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.
- оцените последнее задание и выставите итоговую оценку.
- какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?
IV. Итог урока.
- удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о глаголе?
- почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно).
- а какова синтаксическая роль глагола в предложении? (в предложении глагол является сказуемым).
- молодцы! Всем спасибо за плодотворную работу!