Цель урока: рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет.
Задачи урока: познакомить с соединением однородных членов с помощью союзов и, а. но, с постановкой знаков препинания в таких предложениях; продолжить формирование умений выделять в предложении однородные сказуемые и подлежащие; развивать зрительную память, орфографическую зоркость, наблюдательность, внимательность; расширять словарный запас; воспитывать дисциплинированность, уважение к домашнему труду.
Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима "Овощи"; изображение овощей: капусты, картошки, огурца, помидора, гороха, моркови; стихотворение Н Кончаловской "Показал садовод..."
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
Учитель - Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень.)
- Как вы понимаете пословицу: "Сентябрь холоден, да сыт?" (В сентябре убирают урожай.)
- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки.
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем. (Капуста.)Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох)Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит -
Все довольны, каждый сыт. (Картофель.)Долго не зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел. (Помидор)
- Ребята, как можно одним словом назвать капусту, картофель, огурец, помидор, горох? (Овощи.)
- Запишите в своих тетрадях словарные слова и подчеркните непроверяемую гласную: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.
- Сделаем фонетический разбор слова "картофель":
3 слога, 3 гласных, 2-ой слог ударный, 5 согласных.
[Кар-т`о-ф'ил']
к [к] - согласный, глухой, парный, твердый;
а [а] - гласный, безударный;
р [р] -со гласны, звонкий, непарный, твердый;
т [т] - согласный, глухой, парный, твердый;
о [`о] - гласный, ударный;
ф [ф'] - согласный, мягкий, парный, глухой;
е[и] - гласный, безударный;
л [л'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий;
ь
8 звуков, 9 букв.
Ребята, прослушайте стихотворение.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!
- Запишите стихотворение у себя в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим? Сколько у нас сказуемых? (2-кипели, кипели.)
- Как называются такие сказуемые? (Однородными.)
Правильно, два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными сказуемыми.
- А есть в нашем стихотворении еще однородные члены предложения? (Да)
- Назовите их. (Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.)
- Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? (Однородными подлежащими.)
3. Постановка цели, сообщение темы урока.
Учитель - Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы "однородные члены предложения" и узнаем, как можно связать однородные члены с помощью союзов, откроем "секрет" постановки знаков препинания в таких предложениях.
4. Работа по теме урока.
Учитель - Запишите в тетрадях под диктовку.
От чего зависит, поспел ли овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и остался зеленым, но уже поспел. Морковка же еще не выросла, а уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья все лето и осень.
- Давайте разберем третье предложение. Назовите подлежащее. (Помидор.)
- Какие вы подчеркнули сказуемые? (Покраснел и стал.)
- Как вы думаете, почему мы не поставили между сказуемыми запятую? (Потому, что между ними стоит союз и.)
Правильно, если между однородными подлежащими или сказуемыми стоит союз и, запятая не ставится.
- Подчеркните подлежащие и сказуемые в четвертом предложении. (Подлежащее - горох, сказуемые - остался, поспел.)
- Посмотрите, какой союз стоит между однородными сказуемыми? (Но.)
- Какой знак мы поставили между однородными сказуемыми? (Запятую.)
- Правильно, между однородными сказуемыми и подлежащими ставится запятая, если они соединены союзом но. Разберите по членам предложения предпоследнее предложение. (Морковка - подлежащее, не выросла, и налилась - сказуемые.)
- Каким союзом связаны сказуемые? (Но.)
Какой знак препинания мы поставили между однородными сказуемыми, соединенными союзом но? (Запятую.)
- Рассмотрим последнее предложение, которое мы записали. Определите подлежащее и сказуемое. (Капуста - подлежащее, наращивает и копит - сказуемые.)
- Посмотрите, связаны ли сказуемые этого предложения союзами? (Нет.)
- Что мы поставили между сказуемыми в этом предложении? (Запятую.)
Можно сделать вывод: между однородными подлежащими и сказуемыми запятая ставится в том случае, если они не соединены союзами а, но, и если между ними не стоит союз и.
- Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие соединяются союзом и.
Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: картофель и капуста нужны для приготовления борща.
- Подчеркните подлежащее и сказуемое в этом предложении.
(Картофель и капуста - подлежащее, нужны - сказуемое.)
- Нужна ли запятая между однородными членами предложения? Почему? (Нет, потому что между ними стоит союз и.)
Ребята, а кто готовит супы и борщи у вас дома? (Мама, бабушка.)
- Ваши мамы и бабушки наверняка не только готовят, но и выполняют дома другую работу. Как вы думаете, это можно считать трудом, ведь эта работа незаметна: борщ был, но его быстро съели, полы помыли, но два раза прошелся кто-то, и стало опять не очень чисто? Почему? (Да, потому что мамы и бабушки затрачивают на нее силы, время.)
- А вы помогаете своим родным в домашних делах?
5. Релаксация.
Учитель - Ребята, давайте немного отдохнем.
Показал садовод
Нам такой огород,
(Выполняют ходьбу на месте.)
Где на грядках, зеленых густо,
(Поднимают и опускают плечи.)
Огурбузы росли, помидыни росли,
(Наклоны влево-право.)
Редисвекла, чеслук репуста.
(Наклоны вперд-назад.)
Селдерошек поспел, и моркофель дозрел,
(Выполняют приседания.)
Стал уже осыпаться спаржовник.
(Тянутся вверх, вставая на носочки.)
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Имитируют испуг.)
6. Закрепление полученных знаний
Учитель - Мы немного отдохнули, теперь можем продолжит работу. Придумайте предложения, у которых однородные сказуемые или подлежащие были бы соединены союзом но.
Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: лук горчит, но пользу приносит.
- Назовите однородные сказуемые. (Горчит, приносит.)
- Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую? (Потому что они соединены союзом но.)
Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие связаны союзом а.
Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: помидор зреет долго, а хранится мало.
- Назовите однородные сказуемые. (Зреет, хранится.)
- Каким союзом связаны эти однородные предложения? (А.)
- Что мы поставим между однородными сказуемыми? (Запятую.)
7. Итог урока. Рефлексия.
- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (Об однородных подлежащих и сказуемых.)
- Чем могут быть связаны однородные сказуемые и подлежащие в предложении? (Союзами а, но, и.)
- В каком случае мы ставим запятую между однородными сказуемыми и однородными подлежащими? (Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)
- Что понравилось во время урока? Что запомнилось? С какими трудностями столкнулись на уроке? О чём расскажете дома?
8. Домашнее задание
Придумать пять предложений, в которых бы однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзами и, а, но. Спасибо за урок!