Обобщающий урок по теме "Решение уравнений" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: Урок – обобщение

Цели урока:

дидактические:

  • закрепить знания, умения, навыки решения уравнений; закрепить понятие корня уравнения, правило переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля;
  • формирование умения применять полученные знания при решении уравнений различными способами; умения решать задачи при помощи уравнения;

развивающие:

  • развитие интеллектуальных умений: анализа алгоритма решения уравнения, условия задачи, логического мышления при построении алгоритма решения уравнения и задач, вариативности выбора способа решения, систематизации уравнений по способам решения;
  • развитие математической речи;
  • развитие зрительной памяти;

воспитательные:

  • воспитание познавательной активности;
  • формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки;
  • воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
  • привитие аккуратности, математической грамотности;
  • Воспитание чувства товарищества, вежливости, дисциплинированности, ответственности;
  • Здоровьесбережение.

Оборудование: интерактивная доска, пластиковые листы, фломастеры, раздаточный материал (задания), математическое лото; рабочая тетрадь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Класс делится на 3 команды (В каждой команде есть учащиеся, которые ведут учёт правильных ответов других учеников в данной команде. По итогам этой ведомости учащимся выставляется оценка за урок )

ХОД УРОКА

1.Организационный момент – 1 мин. (См. презентацию на протяжении всего урока)

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

“Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу,
как жир, дороги те,
которые превращаются
в умственные мышцы!”

Англ. философ Герберт Спенсер

2. Устный счёт – 9 мин.

1. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что называется уравнением?
  • Что называется корнем уравнения?
  • Что значит “решить уравнение”?
  • Сколько корней может иметь уравнение?

2. Проверка задачи из домашней работы:

Задача:

На лугу паслось несколько коров. У них ног на 24 больше, чем голов.
Сколько коров паслось на лугу?

Решение:

3. Устное решение задач и уравнений: (См. презентацию)

Мама старше дочери на 22 года. Сколько лет маме, если им вместе 46 лет
2. В семье трое братьев и каждый следующий раза младше предыдущего в два. Вместе всем братьям 21 год. Сколько лет каждому?
2. Решите уравнение:
а)
Image2216.gif (976 bytes); б); в) ; г) д) ; е) ; ж) з) ; и) .

4. Объясните решение уравнения различными способами: (См. презентацию)

4 · (х + 5) = 12

3. Решение задач и упражнений – 15 мин.

1) Решите примеры и ответы выпишите в ряд: (См. презентацию)

(Каждый ученик получает карточку с заданиями, в которой записывает ответы к заданиям)

Учащиеся записывают ответы в один ряд без запятой и получают:

0123456789876543210

Затем учащиеся проверяют и устанавливают закономерность.

2) Решите задачу (один ученик у доски): (См. презентацию)

Сообща покупают вещь. Если каждый человек внесёт по 8, то избыток (равен) 3. Если каждый человек внесёт по 7, то недостаток (равен) 4. Спрашивается количество людей и стоимость вещи?

3) Интересная задачка: (См. презентацию)

Лев старше дикобраза
В два с половиной раза.
По сведеньям удода
Тому назад три года
В семь раз лев старше был,
Чем дикобраз.
Учтите всё и взвесьте:
Сколько же им вместе? –
Позвольте мне спросить у вас.

Задание на внимание: Посмотри и запомни (См. презентацию)

Учащиеся запоминают картинку на слайде в течение за 10 секунд и воспроизводят её фломастерами на пластиковых листах, которые поднимают и показывают учителю.

4. Историческая справка – 4 мин. (См. презентацию)

Вычислите, запишите ответы в порядке возрастания, прочитайте получившееся слово

1.) –30+24 = (Т)
2.) –21+40 = (О)
3.) –25–4 = (Т)
4.) 31–38 = (И)
5.) –27+30 = (Л)

Получили слово ТИТЛО

[Сообщение учащегося]

Историческая справка (знак титло) (См. приложение 1)

Алфавитная система была принята в древней Руси. До конца XVII века (до реформы Петра I) в ней качестве цифр использовали 27 букв кириллицы. Чтобы отличить буквы от цифр ставили специальный знак.

5. Гимнастика для глаз – 1 мин. (См. презентацию)

(Размещена в слайдах презентации)

6. Математическое ЛОТО – 13 мин. (См. приложение 2)

Учащимся по группам раздаются карты с ответами и отдельные карточки с заданиями. Каждый ученик решает своё задание, т.к. они составлены с учётом их возможностей. После того, как ответы на карте будут выложены, то у группы выкладывается вопрос на который эти команды отвечают. (У всех 3-х групп они разные)

 

Найдите

произве-

дение

всех

целых

чисел

от –200

до

200.

 

Витя за-

писал все

целые числа

от –200

до 200

У него

получилось

400.

А у вас?

 

Перемно-

жили все

целые чис-

ла от –1 до

–5 включи-

тельно.

Будет ли

полученное

число > 50 .

7. Итог урока – 1 мин.

Анализируем работу на уроке и высказываем свое мнение об уроке. Какой этап урока больше всего понравился учащимся. Выставление оценок.

8. Домашнее задание: (на карточке) – 1 мин.

1. Повторить теоретический материал

2. Решить уравнение: а) 6х+4=2х+12;

б) 4(2х+1)+х=2х+25;

в)

3. (творческий уровень) Найти интересную задачу, которая решается с помощью уравнения, решить её и показать решение в классе

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Математика. Приложение к газете “Первое сентября”, 1998г.
  2. Информатика 10 класс. Методическое пособие. Универсальное издание/ А.Х. Шелепаева, Изд. Москва, “ВАКО”, 2004г.