Тип урока: Урок – обобщение
Цели урока:
дидактические:
- закрепить знания, умения, навыки решения уравнений; закрепить понятие корня уравнения, правило переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля;
- формирование умения применять полученные знания при решении уравнений различными способами; умения решать задачи при помощи уравнения;
развивающие:
- развитие интеллектуальных умений: анализа алгоритма решения уравнения, условия задачи, логического мышления при построении алгоритма решения уравнения и задач, вариативности выбора способа решения, систематизации уравнений по способам решения;
- развитие математической речи;
- развитие зрительной памяти;
воспитательные:
- воспитание познавательной активности;
- формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- привитие аккуратности, математической грамотности;
- Воспитание чувства товарищества, вежливости, дисциплинированности, ответственности;
- Здоровьесбережение.
Оборудование: интерактивная доска, пластиковые листы, фломастеры, раздаточный материал (задания), математическое лото; рабочая тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Класс делится на 3 команды (В каждой команде есть учащиеся, которые ведут учёт правильных ответов других учеников в данной команде. По итогам этой ведомости учащимся выставляется оценка за урок )
ХОД УРОКА
1.Организационный момент – 1 мин. (См. презентацию на протяжении всего урока)
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
“Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу,
как жир, дороги те,
которые превращаются
в умственные мышцы!”
Англ. философ Герберт Спенсер
2. Устный счёт – 9 мин.
1. Учащиеся отвечают на вопросы:
2. Проверка задачи из домашней работы:
Задача:
На лугу паслось несколько коров. У них ног на 24
больше, чем голов.
Сколько коров паслось на лугу?
Решение:
3. Устное решение задач и уравнений: (См. презентацию)
Мама старше дочери на 22 года. Сколько лет маме,
если им вместе 46 лет
2. В семье трое братьев и каждый следующий раза
младше предыдущего в два. Вместе всем братьям 21
год. Сколько лет каждому?
2. Решите уравнение:
а)
4. Объясните решение уравнения различными способами: (См. презентацию)
4 · (х + 5) = 12
3. Решение задач и упражнений – 15 мин.1) Решите примеры и ответы выпишите в ряд: (См. презентацию)
(Каждый ученик получает карточку с заданиями, в которой записывает ответы к заданиям)
Учащиеся записывают ответы в один ряд без запятой и получают:
0123456789876543210
Затем учащиеся проверяют и устанавливают закономерность.
2) Решите задачу (один ученик у доски): (См. презентацию)
Сообща покупают вещь. Если каждый человек внесёт по 8, то избыток (равен) 3. Если каждый человек внесёт по 7, то недостаток (равен) 4. Спрашивается количество людей и стоимость вещи?
3) Интересная задачка: (См. презентацию)
Лев старше дикобраза
В два с половиной раза.
По сведеньям удода
Тому назад три года
В семь раз лев старше был,
Чем дикобраз.
Учтите всё и взвесьте:
Сколько же им вместе? –
Позвольте мне спросить у вас.
Задание на внимание: Посмотри и запомни (См. презентацию)
Учащиеся запоминают картинку на слайде в течение за 10 секунд и воспроизводят её фломастерами на пластиковых листах, которые поднимают и показывают учителю.
4. Историческая справка – 4 мин. (См. презентацию)Вычислите, запишите ответы в порядке возрастания, прочитайте получившееся слово
1.) –30+24 = (Т)
2.) –21+40 = (О)
3.) –25–4 = (Т)
4.) 31–38 = (И)
5.) –27+30 = (Л)
Получили слово ТИТЛО
[Сообщение учащегося]
Историческая справка (знак титло) (См. приложение 1)
Алфавитная система была принята в древней Руси. До конца
XVII века (до реформы Петра I) в ней качестве цифр использовали 27 букв кириллицы. Чтобы отличить буквы от цифр ставили специальный знак. 5. Гимнастика для глаз – 1 мин. (См. презентацию)(Размещена в слайдах презентации)
6. Математическое ЛОТО – 13 мин. (См. приложение 2)Учащимся по группам раздаются карты с ответами и отдельные карточки с заданиями. Каждый ученик решает своё задание, т.к. они составлены с учётом их возможностей. После того, как ответы на карте будут выложены, то у группы выкладывается вопрос на который эти команды отвечают. (У всех 3-х групп они разные)
Найдите |
произве- |
дение |
всех |
целых |
чисел |
от –200 |
до |
200. |
Витя за- |
писал все |
целые числа |
от –200 |
до 200 |
У него |
получилось |
400. |
А у вас? |
Перемно- |
жили все |
целые чис- |
ла от –1 до |
–5 включи- |
тельно. |
Будет ли |
полученное |
число > 50 . |
Анализируем работу на уроке и высказываем свое мнение об уроке. Какой этап урока больше всего понравился учащимся. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: (на карточке) – 1 мин.1. Повторить теоретический материал
2. Решить уравнение: а) 6х+4=2х+12;
б) 4(2х+1)+х=2х+25;
в)
3. (творческий уровень) Найти интересную задачу, которая решается с помощью уравнения, решить её и показать решение в классе
ЛИТЕРАТУРА:
- Математика. Приложение к газете “Первое сентября”, 1998г.
- Информатика 10 класс. Методическое пособие. Универсальное издание/ А.Х. Шелепаева, Изд. Москва, “ВАКО”, 2004г.