Урок обучения грамоте по теме "Согласные буквы Б, б, обозначающие звуки [б], [б']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с согласными звуками [ б] [ б‘],
  • формировать навык правильного, плавного сознательного чтения слов с изученными буквами,
  • развивать фонематический слух, связную речь,
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: мультимедийный проектор, схемы слогов – слияний, карточки “Найди где спряталась буква”

Ход урока

1. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите ребята на них, поздоровайтесь. Садитесь.

Руки?
На месте!
Ноги?
На месте!
Локти?
У края!
Спина?
Прямая!

2. Речевая разминка.

а) Дыхательная гимнастика

“Какой ароматный цветок!”

“Самовар”

б) Артикуляционная гимнастика

“Губы”

“Лошадка”

в) Работа над дикцией

Слайд 1. – Какая буква лишняя? Почему? (М. Она согласная)

Чтение гласных: а о е у и ы

Поднимаемся по лесенке
Спускаемся по лесенке
Тихо – громко

3. Повторение изученного.

– На какие две группы делятся звуки и буквы?

– На какие группы делим гласные?

– На какие группы делим согласные?

4. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2. – Ребята, мне пришло письмо от Незнайки. Давайте прочитаем его. Что он написал.

– о – ры

– Понятно ли то, что здесь написано? Почему?

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

– Наметим план знакомства с буквой.

Слайд 3. – На слайде выделены этапы знакомства с буквой. Давайте их прочитаем. С чего начнем работу?

Какую работу мы выполняем со звуками? (произносим и слышим)

Какую работу мы выполняем с буквами? (видим и пишем)

5. Выделение звуков [ б] [ б‘]

Слайд 4.

а) Отгадайте загадки.

Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Внутри пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает –
Ребят созывает. (Барабан)

– Сколько в слове слогов? Назови первый слог. Второй слог. Построй домик для слова:

– Назовите первые звуки в словах. Дайте характеристику звукам.

Слайд 5.

б) “Узнай звук” (хлопни в ладоши если услышишь звуки [ б] [ б‘].)

в) “Кто больше?” (назовите слова где встречается звуки [ б] [ б‘])

6. Физминутка.

Игра “Твердый – мягкий”

Твердый звук – все встают.

Мягкий звук – приседают.

Булка, белка, бензин, банан, бинт, болт, бинокль, баран.

7. Знакомство с буквами Б б

Слайд 6.

а) На письме звуки [ б] [ б‘] обозначаются буквой Б б. На что похожа буква?

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

б) Найди где спряталась буква Б б.

в) Печатание буквы.

– Чтобы буква получилась красивой, произнесем волшебные слова:

Щу – щу – щу, чу – чу – чу

Это то, что я хочу.

Нужен мне вот этот знак,

Я его рисую так

8. Физминутка.

Слайд 7 (На развитие зрительной координации)

– Прежде чем мы начнем читать, давайте сделаем гимнастику для глаз.

9. Чтение слогов.

Слайд 8 Прочитаем слоги хором.

Ба бо бу бы би бе

Аб об уб ыб биб бел

10. Работа по развитию речи. Работа по учебнику.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– К какой сказки эта иллюстрация? Кто знает?

– Кто написал сказку?

– Кто живет под елью?

– Что делает белка?

– Какие орешки она грызет?

Чтение учителем отрывка из сказки.

– Кто из вас видел белку? Где? Давайте посмотрим, где еще может жить белочка?

а) Чтение рассказа учителем.

– О ком идет речь в рассказе?

– Что значит “белка была не в клетке, а на воле”?

– Как вы думаете, где животным лучше: дома, в тепле и в неволе или в лесу?

б) Словарная работа

Хоровое чтение слов, записанных на доске:

Интересно скакала баранки.

– Объясните значение слов.

в) Жужжащее чтение детьми.

г) Чтение цепочкой по одному предложению.

– О ком говориться в рассказе?

– Где были дети?

– Какие деревья росли в парке?

– Какое животное увидели в парке?

– Что брала белка из рук?

– Чем еще питается белка? Посмотрите фильм и скажите.

Слайд 10

11. Дифференцированные задания.

– Выбери карточку и прочитай.

Карточка 1 бан – ка, ку– бик, бул –ка, аз –бу –ка, пи – ла, бел –ка

Карточка 2 Клу – бок у– пал на пол. Кот Бар –сик ка– тал клу – бок.

Карточка 3

Бобры.

Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.

Плотина – сооружение перегораживающее реку.

Проверка чтения по карточкам №1 и №2

12. Итог урока. Рефлексия.

– С какой буквой познакомились? Ребята, мы совсем забыли про письмо от Незнайки. Давайте вернемся к нему и попробуем узнать, что же он нам написал?

БОБРЫ

– А кто читал карточку № 3? Что вы узнали о бобрах?

– Чем запомнился урок?

– Какими бы красками вы его раскрасили?

СПАСИБО ЗА УРОК. МОЛОДЦЫ!

Видео

Презентация

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Приложение 4

Словарная работа