Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, её природе, культуре, народных промыслах, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: цв. карандаши, иллюстрации изделий народных помыслов, мультимедиа, презентация.
Форма проведения: путешествие.
Ход занятия
1. Орг.момент. Сообщение темы и цели.
– Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия “Родная страна”. Но занятие будет необычное. У нас присутствуют гости. Представьте, что это гости из разных стран, они никогда не были в нашей стране, ничего о ней не знают. И вот вы, вместе со мной, должны рассказать иностранцам о нашей стране всё, что вы о ней знаете.
– Вы готовы начать наш рассказ?
– Тогда садитесь поудобнее, спинки держите ровно, не вскакивайте, не выкрикивайте, а поднимайте руку, когда хотите ответить. Не забывайте, что у нас на занятии присутствуют иностранные гости.
2. Основная часть.
– Ребята, а что это такое? (карта)
Карта может многое рассказать о стране. Как называется наша страна? У каждой страны есть граница. Как обозначена граница России? Покажите границу нашей страны. Вот какая она длинная.
– Итак, карта показала нам, что наша страна очень большая, можно сказать огромная.
– А что ещё может рассказать карта?
– Посмотрите, что обозначают вот эти кружки? (это города)
– Какой главный город России? Как называют главный город? (Слайды)
– А как называется наш край? Какой главный город Ставропольского края?
– Посмотрите, сколько городов в России. А какие города вы знаете? А мы живём в селе или в городе?
Как оно называется? Чем отличается село от города? (Слайды)
– Что это за синие волнистые линии? Правильно это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Слайды)
А что означают на карте голубые пятна?
– Да, это моря и океаны. В России есть тёплые моря, куда люди приезжают отдыхать летом (какое ?) и холодные моря, покрытые льдом. (Слайды)
– Какой цвет вы ещё видите на карте, его очень много? (зелёный). А как вы думаете, что он обозначает?
– Да, зелёный цвет– это лес. Посмотрите как много лесов в России. В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Слайды)
– Ещё какой цвет вы видите на карте? (коричневый).
– Что он обозначает? (горы). У гор тоже есть своё название. Самые известные горы, рядом с которыми мы живём – Кавказские, есть ещё Уральские горы.(Слайды)
– А ещё вы видите желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность бедная, а в пустыне только песок. (Слайды)
– А такими значками обозначают полезные ископаемые. –Какие самые главные полезные ископаемые вы знаете? (газ, нефть, золото)
– Да, наша страна очень богатая.
– В России очень разнообразный животный мир. Давайте же назовём зверей и птиц, которые живут в наших лесах. Но вы будите не только называть животных, но и показывать свою смекалку, отгадывая загадки. (Слайды)
День, и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком, уши серые торчком. (Волк)Рыжая красавица из лесу пришла, всех кур пересчитала, и с собою унесла (Лиса)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хозяин лесной просыпается весной, летом ходит без дороги между сосен и берёз, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
Этот мишка – чёрный нос, любит зиму и мороз,
ну а летом ищет тень, и купается весь день. (Белый медведь)Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)В клубок свернётся, взять не даётся. (Ёж)
Лось – рога ветвистые, да копыта быстрые. Головой качая он, задевает небосклон. (Лось) (Олень)
Этот тигр полосатый как огромный рыжий кот.
Он врагам страшнее бури, он как молнии полёт. (Лебедь, глухарь)На шесте – дворец, во дворе – певец. (Скворец)
На скале он строит дом, разве жить не страшно в нём?
– Нет, не страшно, – два крыла у хозяина орла. (Иволга)
На зелёный на лужок села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья. (Бабочка)
– Итак, мы сказали, что наша страна Россия – очень большая. В ней много городов и сёл, очень разнообразная природа, много полезных ископаемых. Но всё это – природные богатства России. Самое большое богатство России – это люди, которые живут в нашей стране. На территории России живут люди разных народов, их 170. Какие национальности вы знаете? Самый многочисленный народ – это русский, и русский язык государственный. Это значит, что все народы знают его,разговаривают на русском языке, на русском языке ведут передачи по телевизору, печатают книги и документы.
– Русский народ – очень талантливый. А в чём же проявлялся талант? Русские люди всегда любили петь. Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, и водить хороводы. Давайте и мы с вами подвигаемся, поводим хоровод. (запись русских народных хороводных песен)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас я хочу вам напомнить ещё об одной талантливой черте русского народа. Давайте назовём имена детей в нашей группе: Алёна, Иван, Алёша, Ростислав. Где вы встречали эти имена? (в сказках и былинах)
– Русский народ очень талантливый. Он придумал очень много интересных и поучительных сказок. – А знаете ли вы их?
– Сейчас я вам буду читать отрывок из сказки, а вы её назовёте. (Слайды)
– Но не только песнями и сказками талантлив русский народ. Всегда Россия славилась своими мастерами. А что делали мастера? (изделия)
– Их называют народными промыслами, а иностранцы “русские чудеса”. Потому что больше нигде в мире не делают таких предметов. Давайте назовём их. (Слайды)
– Об истории возникновения этих промыслов мы говорили на прошлых занятиях. А сегодня я предлагаю вам сделать для наших гостей свою выставку “русских чудес”.
– Представьте, что вы талантливые русские мастера, которые будут расписывать изделия и приносить на выставку. Ну что, вы готовы, тогда приступайте к работе.
3. Итог
– Итак, у нас получилась выставка изделий народных промыслов. Я думаю иностранным гостям понравился наш рассказ о России и они завидуют, что мы живем в такой могучей и красивой стране. А вам, как будущим гражданам России, нужно много учиться и трудиться для того, чтобы наша Россия стала ещё прекраснее.