Цели урока:
- Учить навыкам правильного чтения. Научить правильно читать сочетание “жи”, находить его в словах.
- Научить правилу: “жи” пиши с буквой “и”.
- Обобщить знания детей об орфограммах (правописание жи-ши).
- Развивать логическое мышление.
- Прививать любовь к родному языку, слову.
Подготовка к уроку:
- При подготовке к уроку учителю необходимо научиться работать в программе Microsoft Office PowerPoint (Мастер презентаций).
- Создать слайды с демонстрационным материалом для организации показа их в течение урока. При этом необходимо помнить, что время работы за компьютером в 1 классе не должно превышать 10 минут.
- Урок можно проводить в классе информатики, где дети могут располагаться за индивидуальными компьютерами, в каждый из которых загружена данная презентация. Если есть возможность, то для демонстрации слайдов можно использовать интерактивную доску.
- Часть урока ученики проводят за обычными партами, часть за индивидуальными компьютерами.
- Детям демонстрируются не все слайды, а только те, которые отмечены в “ходе урока”.
Ход урока
I. Организационный момент.Приветствие учеников. Проверка подготовленности к уроку. Сообщение темы урока.
Повторение изученной буквы.У. Как жужжит шмель?
Д. Ж-ж-ж!
У. Какой буквой обозначается этот звук?
Дети показывают букву и называют её.
На экране Слайд 3.
У. сейчас мы с вами немного поиграем со словами, в которых есть буква “ж”. Отгадайте этот ребус.
После выслушивания ответов детей учитель предлагает детям “кликнуть” по ссылке и прочитать правильный ответ (Слайд 4*). Ответ: журнал.
На экране Слайд 5.
У. Поиграем в игру “Спрятанные слова”.
Для проверки ответов можно открыть Слайд 6*.
У. Отгадайте загадки. В отгадках должна быть буква “ж”.
- В золотой клубочек
спрятался дубочек.
- Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
- Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
Отгадки на слайдах 10*, 12*, 14*.
II. Работа над новым материалом.
У. Буква “ж” обозначает согласный твёрдый звук, но после неё пишется буква “и”, хотя мы слышим звук [ы]. Открывает слайд 16*.
1) Работа по учебнику “Русская азбука” стр.150. Чтение предложений и нахождение слов с сочетаниями “жи”. Текст “Первые снежинки”.
2) Чтение пар слов с сочетаниями “жи”. Учебник “Русская азбука” стр.150.
У. Назовите пары, в которых говорится о количестве предметов.
3) Словесное рисование. Прочитать слова в альбоме, составить с ними предложения, чтобы получилась картинка. После выслушивания предложений открыть Слайд 18*, чтобы дети увидели “нарисованную” ими картинку.
III. Работа по карточкам.
- Среди изображённых предметов найдите лишний. Объясните свой выбор. Открывается Слайд 19.
- Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
IV. Закрепление изученного.
- Чтение рассказа “Чиж” в “Русской азбуке” стр.151. Распределение ролей. Чтение по ролям. Ответы на вопросы по содержанию. Ответ на вопрос:
- Чтение пар слов с объяснением значения (стр. 151). Подбор слов по образцу.
- Игра “Кто – где?”. Слайд 22*.
- Разучивание скороговорки:
Почему говорят, что птичке ветка дороже золотой клетки?
“В живом уголке жили ужи да ежи”. Слайд 24*.
V. Итог урока.
Литература
- О.Н.Крылова “Карточки по обучению грамоте” к учебнику В.Г.Горецкого и др. “Русская Азбука”. “Экзамен”, Москва, 2008.