Цель: моделирование сводной таблицы размножения и развития всех классов животных.
Задачи:
- развивать интерес младших школьников к предмету;
- учить извлекать материал из разных источников информации;
- отбирать и систематизировать его;
- оформлять материал в творческую работу;
- формировать выводы;
- развивать монологическую речь учащихся,
- воспитывать любовь к природе, заботу о наших “братьях меньших”.
I этап- фронтально
Музыкальная заставка, картины природы, сменяющие друг друга. Лес, поле, река, водопад, море, летящие косяком журавли.
(Применение ИКТ на большом экране, диск: “Природа, человек, общество”, тема “Природа”, подтема 2.4 “Животный мир России”, демонстрация “Сезонная жизнь птиц”)
На этом фоне вступление учителя:
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты -
Поля, леса, луга, моря и реки.
Учитель - Синее-синее море. Синее-синее небо. И прекрасные вольные птицы. Они возвращаются домой, их ждёт Родина.
Частные вопросы учителя на знание предыдущего материала:
- В какое время года возвращаются птицы домой?
- Что особенного происходит у них на Родине в это время?
- Как можно назвать этот период в жизни птиц?
Ответы детей: - размножение
- Что означает это слово? (воспроизведение себе подобных)
- Как вы думаете, все ли животные размножаются одинаково? (нет)
Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете, как разные классы животных воспроизводят себе подобных и заботятся о них, будете работать в группах, использовать различные источники для получения информации, смоделируете таблицу, приготовите мини - доклады.
Давайте посмотрим на пустую таблицу. Так она выглядит сейчас:
название класса | стадии развития (превращения) | исключение из правил | название взрослого животного | забота о потомстве |
насекомые | ||||
рыбы | ||||
земноводные | ||||
пресмыкающиеся | ||||
птицы | ||||
млекопитающие |
Инструктаж классу
- Номер вашей группы и задание – на партах. Время работы над заданием 10-12 мин.
(Урок проводится в кабинете информатики, парты расставлены в виде “круглых столов”, работа за компьютерами осуществляется парами.)
II этап работа в группах
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) для групп
III этап презентация групп
( во время ответов детей возможны показы на большом экране слайдов из фото - альбома “Разнообразие животных”, фрагментов видео – сюжетов, демонстрационные упражнения, схемы мини- таблиц и т. д.)
IV этап заключительный
Итак, подводим итоги нашей работы: Размножение - один из признаков всех живых существ.
Так выглядит наша сводная таблица сейчас.
клас класс | стад стадии развития | исключения из правил | название взрослого животного | забота о потомстве |
насекомые | яйца - гусеницы-куколки | кузнечик (нет куколки) | бабочка, жук и др. | муравьи, пчелы |
рыбы | икра-малёк | живородящие: акулы, скаты | рыба | лосось, колюшка, морской конёк, апогоны, пинагора |
земноводные | икра-головастик | лягушка, жаба | жаба-пипа, жаба-повитуха | |
пресмыкающиеся | яйца-детёныши | живородящие.-гадюка | ящерица, крокодил, черепаха, змея | кобра, аллигаторы, нильский крокодил |
птицы | яйца-птенцы | птица | все заботятся кроме кукушки | |
млекопитающие | детёныши (рождаются) | утконос и ехидна откладывают яйца | зверь | все заботятся |
Триада вопросов.
Основополагающий:
- Всегда ли верно утверждение, что при солнышке тепло, а при матери добро?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Почему в период размножения запрещена охота?
Частные вопросы:
- Какие “4 жизни” проходят насекомые?
- Как называется простейшее яйцо без скорлупы?
- Что такое “полное” развитие животных?
- Кто мама пестуна и переярка?
- Какое животное имеет клюв и несёт яйца, но детёнышей выкармливает молоком?
Рефлексия:
- Кому интересно было на уроке?
- Кто нашёл на уроке ответы на интересующие его вопросы?
- Что бы вы хотели ещё узнать?
- Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:
Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Дидактический материал.
Видеофильмы, карточки-инструкции, литературные тексты, иллюстрации, схемы.