Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) по теме "Размножение животных и забота их о потомстве"

Разделы: Начальная школа


Цель: моделирование сводной таблицы размножения и развития всех классов животных.

Задачи:

  • развивать интерес младших школьников к предмету;
  • учить извлекать материал из разных источников информации;
  • отбирать и систематизировать его;
  • оформлять материал в творческую работу;
  • формировать выводы;
  • развивать монологическую речь учащихся,
  • воспитывать любовь к природе, заботу о наших “братьях меньших”.

I этап- фронтально

Музыкальная заставка, картины природы, сменяющие друг друга. Лес, поле, река, водопад, море, летящие косяком журавли.

(Применение ИКТ на большом экране, диск: “Природа, человек, общество”, тема “Природа”, подтема 2.4 “Животный мир России”, демонстрация “Сезонная жизнь птиц”)

На этом фоне вступление учителя:

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты -
Поля, леса, луга, моря и реки.

Учитель - Синее-синее море. Синее-синее небо. И прекрасные вольные птицы. Они возвращаются домой, их ждёт Родина.

Частные вопросы учителя на знание предыдущего материала:

- В какое время года возвращаются птицы домой?

- Что особенного происходит у них на Родине в это время?

- Как можно назвать этот период в жизни птиц?

Ответы детей: - размножение

- Что означает это слово? (воспроизведение себе подобных)

- Как вы думаете, все ли животные размножаются одинаково? (нет)

Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, как разные классы животных воспроизводят себе подобных и заботятся о них, будете работать в группах, использовать различные источники для получения информации, смоделируете таблицу, приготовите мини - доклады.

Давайте посмотрим на пустую таблицу. Так она выглядит сейчас:

название класса стадии развития (превращения) исключение из правил название взрослого животного забота о потомстве
насекомые        
рыбы        
земноводные        
пресмыкающиеся        
птицы        
млекопитающие        

Инструктаж классу

- Номер вашей группы и задание – на партах. Время работы над заданием 10-12 мин.

(Урок проводится в кабинете информатики, парты расставлены в виде “круглых столов”, работа за компьютерами осуществляется парами.)

II этап работа в группах

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) для групп

III этап презентация групп

( во время ответов детей возможны показы на большом экране слайдов из фото - альбома “Разнообразие животных”, фрагментов видео – сюжетов, демонстрационные упражнения, схемы мини- таблиц и т. д.)

IV этап заключительный

Итак, подводим итоги нашей работы: Размножение - один из признаков всех живых существ.

Так выглядит наша сводная таблица сейчас.

клас класс стад стадии развития исключения из правил название взрослого животного забота о потомстве
насекомые яйца - гусеницы-куколки кузнечик (нет куколки) бабочка, жук и др. муравьи, пчелы
рыбы икра-малёк живородящие: акулы, скаты рыба лосось, колюшка, морской конёк, апогоны, пинагора
земноводные икра-головастик   лягушка, жаба жаба-пипа, жаба-повитуха
пресмыкающиеся яйца-детёныши живородящие.-гадюка ящерица, крокодил, черепаха, змея кобра, аллигаторы, нильский крокодил
птицы яйца-птенцы   птица все заботятся кроме кукушки
млекопитающие детёныши (рождаются) утконос и ехидна откладывают яйца зверь все заботятся

Триада вопросов.

Основополагающий:

  • Всегда ли верно утверждение, что при солнышке тепло, а при матери добро?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Почему в период размножения запрещена охота?

Частные вопросы:

  • Какие “4 жизни” проходят насекомые?
  • Как называется простейшее яйцо без скорлупы?
  • Что такое “полное” развитие животных?
  • Кто мама пестуна и переярка?
  • Какое животное имеет клюв и несёт яйца, но детёнышей выкармливает молоком?

Рефлексия:

- Кому интересно было на уроке?

- Кто нашёл на уроке ответы на интересующие его вопросы?

- Что бы вы хотели ещё узнать?

- Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:

Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

Дидактический материал.

Видеофильмы, карточки-инструкции, литературные тексты, иллюстрации, схемы.

Приложения к уроку