Введение. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, в том числе и физическое воспитание. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь применения новых методов обучения, использования новых современных технологий. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые
– формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
– развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
– формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности [2,стр.3].
Одна из таких технологий – проектная, в основе которой лежит метод проектов. Значимость данной технологии заключается в том, что она ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования). И что не менее важно, активное включение участника проекта в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования: проектная деятельность учащихся (метод проектов) и педагогическое проектирование.
Практическое применение. Для организации работы по физическому воспитанию метод проектов может быть использован как в урочной так и во внеклассной работе.
1. Во время уроков из-за временных рамок можно разрабатывать только мини-проекты, как групповые так и индивидуальные: проектирование комплексов утренней гимнастики, тренировок по развитию физических качеств, самостоятельных упражнений различной функциональной направленности, построения индивидуальных траекторий физического развития и проектирования личных достижений. Такие проекты можно выносить в домашнее задание, а на уроке проводить их презентацию.
Долгосрочные проекты являются хорошей формой для закрепления и расширения знаний по разделу “Основы знаний физкультурной деятельности”, а так же для организации работы с детьми, имеющими стойкие отклонения в состоянии здоровья и освобожденными от выполнения физических упражнений.
2. Во внеклассной работе, используя метод проектов, рекомендуется привлекать учащихся к проектированию спортивных праздников, различных тематических конкурсов, Дней здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.
3. Для проектирования системы физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется разрабатывать социальные проекты. Эта форма проектов требует совместной деятельности не только участников образовательного процесса, но и представителей общественности. Социальные проекты позволяют решить многие проблемы в организации работы по физическому воспитанию.
В своей работе метод проектов на уроках физической культуры использую, начиная со 2-го класса. Учащимся предлагается спроектировать комплекс утренней гимнастики в рисунках. При изучении основ знаний физкультурной деятельности в 5-ом классе учащиеся проектируют комплексы утренней гимнастики для различных групп занимающихся: для обычных школьников; для тех, кто занимается спортом; для “ленивых”; для занятий в квартире и на свежем воздухе. Составленные комплексы демонстрируют на практических уроках. В 7-ом классе работаем над проектами тренировок по развитию того или иного физического качества, а в 9-ом – самостоятельных занятий различной функциональной направленности. Для закрепления и расширения знаний по разделу “Основы олимпийских знаний” составляются информационные долгосрочные проекты: “Олимпийские игры: мифы и реальность”, “Неизвестные Олимпийские игры”, разработка которых начинается на последнем уроке по изучению данного раздела, а процесс поиска информации и оформления проекта выносится в домашнее задание. Выходом данных проектов являются спортивная стенгазета или публикации в школьной газете.
Метод проектов использую и для организации работы с детьми, имеющими стойкие отклонения в состоянии здоровья. Например, в этом учебном году дети работают над проектом “Спортсмены Великой Победы”, готовят выпуск школьной газеты и устные сообщения об участии советских спортсменов в Великой Отечественной войне.
Для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подбираю упражнения, которые они могут выполнять индивидуально, находясь на уроке со всем классом. Из всего комплекса они сами выбирают упражнения и проектируют индивидуальную траекторию развития (приложение 1).
Во внеклассной работе использую метод проектов для оформления спортивного уголка, проектирования сценариев спортивных праздников, Дней здоровья, различных конкурсов.
В своей практике использую также педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов).
Сначала был разработан проект “Индивидуальная траектория развития учащейся 6-го класса Мельниковой Александры” (приложение 2), т.к. девочка имеет стойкие отклонения в состоянии здоровья и в работе с ней требуется индивидуальный подход. Проблема в работе возникла из противоречия: девочка в течение нескольких лет была освобождена от уроков физической культуры по состоянию здоровья, но очень хотела заниматься на уроках вместе со всеми детьми, всегда была бодрой и жизнерадостной. Посоветовавшись с участковым педиатром и родителями, мы пришли к совместному решению о начале занятий. Для того, что бы занятия физическими упражнениями не навредили здоровью ребенка, необходимо было продумать, как создать условия для физкультурного самообразования и практического применения полученных знаний с целью укрепления и сохранения здоровья. С этой целью была разработана индивидуальная траектория развития.
В другом случае разработан проект для индивидуальной работы с одаренными детьми. Поводом для создания данного проекта явилась необходимость целенаправленной помощи конкретному ученику (Хачатряну Левону) в его самореализации посредством физической культуры и участию в Олимпиадах по предмету “Физической культура” с одной стороны, а также изучения эффективности индивидуальных форм работы с другой стороны.
Проектная форма работы по формуле “Учитель + ученик” оказалась достаточно эффективной.
Имея научную планомерную основу, учебный процесс дал значительный результат.
Мельникова Александра в течение одного учебного года была переведена не только в специальную медицинскую группу, как планировалось при разработке проекта, но и получила рекомендацию для занятий в подготовительной группе. За период реализации проекта у нее не было ни одного случая заболеваний или обострения. По результатам тестирования девочка стабильно показывает средний уровень подготовленности.
Результаты индивидуальной работы с Хачатряном Левоном также дали опережающий эффект. Он стал призером районного тура Олимпиады (3-е место) уже в 2006, а не в 2007г., как это планировалось. Потребовалась корректировка проекта. В 2007 году Левон поднялся на вторую ступень.
При составлении данных проектов не ущемлялась самостоятельная творческая работа учеников. Анализ теоретической и практической подготовленности, планирование мероприятий по реализации проекта, корректировка проекта проводились совместно с учителем. Формы организации самостоятельных теоретических и практических занятий, самоконтроль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности определялись самими учащимися. Но все же, в педагогическом проектировании роль учителя доминирующая. Он является энтузиастом, повышающим мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели, и руководителем в вопросах планирования (определение проблемы, концепции; постановка целей и задач, выдвижение гипотезы), координатором всего процесса.
Следующим шагом в проектировании системы физкультурно-оздоровительной работы была разработка социального физкультурно-досугового проекта “В здоровом теле – здоровый дух” (приложение 3) .
Разрабатывая проект, предполагала привлечь внимание родителей, жителей микрорайона и общественности поселка к проблемам здоровьесбережения и активного досуга школьников.
Основные направления реализации данного проекта:
– материально-техническое оснащение и ремонт спортивной базы за счет привлечения внебюджетных средств;
– расширение сети спортивных кружков и секций с учетом интересов учащихся;
– решение кадрового вопроса путем подготовки инструкторов-общественников из числа старшеклассников, выпускников школы и родителей
– совершенствование взаимодействия с администрацией поселения и силовыми структурами по вопросам физкультурно-досуговой деятельности и безопасности участников образовательного процесса и молодежи микрорайона.
В ходе реализации проекта удалось привлечь внебюджетные средства для пополнения материально-технической базы, построения спортивной площадки и расширить число спортивных кружков, которыми руководят инструктора-общественники.
Литература.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1:научно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – 3-е изд., испр. и доп. – М., АРКТИ, 2006.