Цели.
- познакомить со знаками сравнения >, < ; ввести понятие “неравенство”, учить сравнивать числа с опорой на числовой луч, закреплять умение присчитывать и отсчитывать по одному, провести пропедевтику понятия “равенство”;
- развивать логическое мышление, память внимание;
- воспитывать чувство дружбы, честность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: “ромашка” для ± 1, “домики” состава чисел 4, 5, карточки с геометрическими фигурами, числовые лучи, карточки с цифрами, знаками, карточки желтого, красного и зеленого цветов на каждого ученика, карточки для самостоятельной работы разного уровня, картинки: лес, гора, река, мост, числовые “веера”, слайды, мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Включение ребят в деятельность.
1. Психологический настрой.
Учитель.
Прозвенел для всех звонок.
Начинается урок.
Ребята, вы умеете преодолевать трудности? Они легче преодолеваются с хорошим настроением. А какое настроение сейчас у вас? (Показывает фишки). А вот такое у меня настроение. (Показываю). Если у кого-то настроение не очень хорошее, то мы вместе постараемся его исправить.
II. Актуализация знаний.
– Вы любите мультфильмы? (Да).
Включается мультфильм “Трое из Простоквашино”.
– Как зовут героев? Куда они отправляются? (На поиски клада.)
– Герои предлагают вам отправиться в это трудное, но увлекательное путешествие вместе с ними. Хотите?
- 1. Тогда пройдите их испытание:
Шарику 5 лет, Матроскину – 7 лет. Сколько лет дяде Федору, если он старше Шарика, но младше Матроскина? (6 лет). - Чистописание 6:
Эта цифра, как замочек –
Сверху крюк, внизу кружочек. - Устный счет.
Герои оставили вам записку. Постарайтесь ее расшифровать.
1). “Заселите домики” № 4, 5.
2). Назовите “соседей” чисел 8, 3, 2.
3). Задача в стихах:
Все мы знаем сказку “Репка”,
Все умеем мы считать.
Я попробую, ребята,
Всех героев вам назвать:
Внучка, Жучка, кошка, мышка,
Дед и бабушка при нем
Ну, попробуйте, ребята,
Всех назвать одним числом. (6). - “Ромашка” ± 1. (Вееры показывают).
|
– Что значит +1? – 1?
Получились числа: 4 5 8 3 2 6 1
– Поставьте в порядке возрастания.
Прочитайте: 1 2 3 4 5 6 8
Молодцы!
Отправляемся в путь. Все трудности будут математического характера. Выберем направление движения.
III. Постановка проблемы.
– Ребята встаньте, посмотрите вокруг. Какие геометрические фигуры увидели? (Круг, прямая, кривая, замкнутая кривая линия, отрезок, луч, квадрат.)
– Что такое луч? (Прямая линия, ограниченная с одной стороны.)
– Сядьте.
Слайд № 1.
– А вот числовые лучи. (Они появляются на экране.)
– Что можете о них сказать?
1) Нарушен порядок числового ряда
2) Верный
3) Числовой луч должен начинаться с 0, и числа должны идти в порядке возрастания.
– Зачем нужен числовой луч? (Для сравнения чисел.)
– Сравните числа 5 и 2. (5 больше, чем 2, т.к. на числовом луче после двух.)
– Сравните 4 и 7. (4 меньше, чем 7, т.к. 4 раньше идет на числовом луче, чем 7.)
– Молодцы, вы научились устно сравнивать числа. Но чего-то вы еще не умеете. Кто понял, чему мы сегодня должны научиться? (Мы должны научиться письменно сравнивать.)
– Верно. Тема урока: “Неравенства. Знаки >, <.”
Наша цель: познакомиться со знаками сравнения, с названием новой математической записи.
IV. Объяснение нового материала.
1. – Кто нам идет навстречу? (Дети знаки > и <, рассказывают о себе .)
То, что больше, я люблю И для объятий руки разведу. |
|
Я спину уголком сложу И острием, где меньше, покажу. |
– Дети, узнали эти знаки? В математике вместо слов “больше” ставится >, “меньше” – <.
Поиграем в игру. Пригласим числа 5 и 2.
(Ученик составляет 5>2, 2<5).
Давайте научимся писать эти знаки.
(Работа в тетради).
А теперь письменно сравним.
5>2
4<7
Кто хочет попробовать? (Каждой цифре, каждому знаку отдельная клетка).
Эти математические записи называются неравенства. (Хором.)
V. Проговаривание во внешней речи.
– Путешествие продолжается. А что на пути?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Этот непроходимый лес сможем пройти, если научимся составлять неравенства.
Слайд 2. На экране картинки (Учебник, № 144).
В тетради записываем и на доске:
7>4 4<7 |
8>5 5<8 |
9>8 8<9 |
Физпауза. (пальчиковая гимнастика “Трамвайчик”.)
Из леса вышли, а тут ….
Высока она и скалиста.
Дойти до вершины – мечта альпиниста. (Гора.)
VI. Закрепление изученного.
- Работа по учебнику стр. 66 № 145 (а, б), 146 (а,б)
- Печатная тетрадь с. 44 № 79.
Молодцы, и гора вам покорилась!
Физпауза. Показываю карточку с цифрой.
Столько приседаний.
Прыжки.
Наклоны.
(Раз, два – выше голова …)
VII. Самостоятельная работа.
Последнее препятствие – самое трудное.
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
А коты плавать не умеют.
Соорудим мост. Трудиться будут все.
Перед вами 3 карточки. Это помощь героям:
№ 1 – Шарику
№ 2 – Матроскину
№ 3 – дяде Федору
Выполните то задание, с которым вы можете справиться.
Задание № 1. Поставьте знаки > и <.
6 … 3 5 … 2 7 … 1 |
2 … 9 4 … 5 9 … 6 |
Задание № 2. Вставьте в “окошки” числа, чтобы получились верные неравенства.
Задание № 3. Запишите два неравенства с числами, которые соответствуют точкам А и К на числовом луче.А К
Слайд 3. Проверка.
– Кто помогал Шарику (№1)? Матроскину? Дяде Федору?
VIII. Рефлексия знаний.
Включаем мультфильм. Отрывок, где герои находят клад.
– А какой “клад” вы нашли на уроке? (Новые знания.)
– С чем новым познакомились на уроке? (С знаками >, <, с записями неравенств.)
Ребята, в кладе у героев 9 золотых монет. Матроскин разделил их так: себе и дяде Федору по 4 монеты, а Шарику – 1 монету. Давайте сравним число монет Шарика и Матроскина.
1 < 4 4 > 1
Шарик обиделся. Почему? Дядя Федор отругал Матроскина и разделил поровну. Кто догадался, по сколько монет каждому досталось?
“3 = 3” – сказал дядя Федор и раздал по три монеты.
– Эту запись можно назвать неравенством? Почему? (В неравенстве стоит знак >, <).
Да, ребята, эта запись называется “равенство”, но это тема другого урока.
Наше путешествие подошло к концу. Понравился урок? Что понравилось?
Вы все работали очень хорошо, были активны, внимательны. Спасибо, молодцы.
Какое настроение у вас в конце урока? И у меня.
Вы нашли не только клад знаний, но и золотые монеты. Здесь их 30, а вас 25. Что предлагаете сделать с лишними? (Поделиться с гостями.)
Вы у меня не только умные, а и щедрые. Я рада.