Тема урока "Неравенства. Знаки >, <"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • познакомить со знаками сравнения >, < ; ввести понятие “неравенство”, учить сравнивать числа с опорой на числовой луч, закреплять умение присчитывать и отсчитывать по одному, провести пропедевтику понятия “равенство”;
  • развивать логическое мышление, память внимание;
  • воспитывать чувство дружбы, честность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: “ромашка” для ± 1, “домики” состава чисел 4, 5, карточки с геометрическими фигурами, числовые лучи, карточки с цифрами, знаками, карточки желтого, красного и зеленого цветов на каждого ученика, карточки для самостоятельной работы разного уровня, картинки: лес, гора, река, мост, числовые “веера”, слайды, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Включение ребят в деятельность.

1. Психологический настрой.

Учитель.

Прозвенел для всех звонок.
Начинается урок.

Ребята, вы умеете преодолевать трудности? Они легче преодолеваются с хорошим настроением. А какое настроение сейчас у вас? (Показывает фишки). А вот такое у меня настроение. (Показываю). Если у кого-то настроение не очень хорошее, то мы вместе постараемся его исправить.

II. Актуализация знаний.

– Вы любите мультфильмы? (Да).

Включается мультфильм “Трое из Простоквашино”.

– Как зовут героев? Куда они отправляются? (На поиски клада.)

– Герои предлагают вам отправиться в это трудное, но увлекательное путешествие вместе с ними. Хотите?

  1. 1. Тогда пройдите их испытание:
    Шарику 5 лет, Матроскину – 7 лет. Сколько лет дяде Федору, если он старше Шарика, но младше Матроскина? (6 лет).
  2. Чистописание 6:
    Эта цифра, как замочек –
    Сверху крюк, внизу кружочек.
  3. Устный счет.
    Герои оставили вам записку. Постарайтесь ее расшифровать.
    1). “Заселите домики” № 4, 5.
    2). Назовите “соседей” чисел 8, 3, 2.
    3). Задача в стихах:
    Все мы знаем сказку “Репка”,
    Все умеем мы считать.
    Я попробую, ребята,
    Всех героев вам назвать:
    Внучка, Жучка, кошка, мышка,
    Дед и бабушка при нем
    Ну, попробуйте, ребята,
    Всех назвать одним числом. (6).
  4. “Ромашка” ± 1. (Вееры показывают).

– Что значит +1? – 1?

Получились числа: 4 5 8 3 2 6 1

– Поставьте в порядке возрастания.

Прочитайте: 1 2 3 4 5 6 8

Молодцы!

Отправляемся в путь. Все трудности будут математического характера. Выберем направление движения.

III. Постановка проблемы.

– Ребята встаньте, посмотрите вокруг. Какие геометрические фигуры увидели? (Круг, прямая, кривая, замкнутая кривая линия, отрезок, луч, квадрат.)

– Что такое луч? (Прямая линия, ограниченная с одной стороны.)

– Сядьте.

Слайд № 1.

– А вот числовые лучи. (Они появляются на экране.)

– Что можете о них сказать?

1)  Нарушен порядок числового ряда

2)  Верный

3)  Числовой луч должен начинаться с 0, и числа должны идти в порядке возрастания.

– Зачем нужен числовой луч? (Для сравнения чисел.)

– Сравните числа 5 и 2. (5 больше, чем 2, т.к. на числовом луче после двух.)

– Сравните 4 и 7. (4 меньше, чем 7, т.к. 4 раньше идет на числовом луче, чем 7.)

– Молодцы, вы научились устно сравнивать числа. Но чего-то вы еще не умеете. Кто понял, чему мы сегодня должны научиться? (Мы должны научиться письменно сравнивать.)

– Верно. Тема урока: “Неравенства. Знаки >, <.”

Наша цель: познакомиться со знаками сравнения, с названием новой математической записи.

IV. Объяснение нового материала.

1. – Кто нам идет навстречу? (Дети знаки > и <, рассказывают о себе .)

То, что больше, я люблю
И для объятий руки разведу.
Я спину уголком сложу
И острием, где меньше, покажу.

Дети, узнали эти знаки? В математике вместо слов “больше” ставится >, “меньше” – <.

Поиграем в игру. Пригласим числа 5 и 2.

(Ученик составляет 5>2, 2<5).

Давайте научимся писать эти знаки.

(Работа в тетради).

А теперь письменно сравним.

5>2

4<7

Кто хочет попробовать? (Каждой цифре, каждому знаку отдельная клетка).

Эти математические записи называются неравенства. (Хором.)

V. Проговаривание во внешней речи.

– Путешествие продолжается. А что на пути?

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Этот непроходимый лес сможем пройти, если научимся составлять неравенства.

Слайд 2. На экране картинки (Учебник, № 144).

В тетради записываем и на доске:

7>4
4<7
8>5
5<8
9>8
8<9

Физпауза. (пальчиковая гимнастика “Трамвайчик”.)

Из леса вышли, а тут ….
Высока она и скалиста.
Дойти до вершины – мечта альпиниста. (Гора.)

VI. Закрепление изученного.

  1. Работа по учебнику стр. 66 № 145 (а, б), 146 (а,б)
  2. Печатная тетрадь с. 44 № 79.

Молодцы, и гора вам покорилась!

Физпауза. Показываю карточку с цифрой.

Столько приседаний.

Прыжки.

Наклоны.

(Раз, два – выше голова …)

VII. Самостоятельная работа.

Последнее препятствие – самое трудное.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

А коты плавать не умеют.

Соорудим мост. Трудиться будут все.

Перед вами 3 карточки. Это помощь героям:

№ 1 – Шарику
№ 2 – Матроскину
№ 3 – дяде Федору

Выполните то задание, с которым вы можете справиться.

Задание № 1. Поставьте знаки > и <.

6 … 3
5 … 2
7 … 1
 2 … 9
 4 … 5
 9 … 6

Задание № 2. Вставьте в “окошки” числа, чтобы получились верные неравенства.

Задание № 3. Запишите два неравенства с числами, которые соответствуют точкам А и К на числовом луче.А К

Слайд 3. Проверка.

– Кто помогал Шарику (№1)? Матроскину? Дяде Федору?

VIII. Рефлексия знаний.

Включаем мультфильм. Отрывок, где герои находят клад.

– А какой “клад” вы нашли на уроке? (Новые знания.)

– С чем новым познакомились на уроке? (С знаками >, <, с записями неравенств.)

Ребята, в кладе у героев 9 золотых монет. Матроскин разделил их так: себе и дяде Федору по 4 монеты, а Шарику – 1 монету. Давайте сравним число монет Шарика и Матроскина.

1 < 4  4 > 1

Шарик обиделся. Почему? Дядя Федор отругал Матроскина и разделил поровну. Кто догадался, по сколько монет каждому досталось?

“3 = 3” – сказал дядя Федор и раздал по три монеты.

– Эту запись можно назвать неравенством? Почему? (В неравенстве стоит знак >, <).

Да, ребята, эта запись называется “равенство”, но это тема другого урока.

Наше путешествие подошло к концу. Понравился урок? Что понравилось?

Вы все работали очень хорошо, были активны, внимательны. Спасибо, молодцы.

Какое настроение у вас в конце урока? И у меня.

Вы нашли не только клад знаний, но и золотые монеты. Здесь их 30, а вас 25. Что предлагаете сделать с лишними? (Поделиться с гостями.)

Вы у меня не только умные, а и щедрые. Я рада.