Тема: закрепить знания о лесных жителях
Цели:
- дать представление о том, как живет дерево;
- обобщить знания голосов птиц и внешнего вида деревьев средней полосы;
- воспитывать чувство любви к природе родного края;
- развивать интерес к прослушиванию сказок.
Материалы:
- фонограмма с голосами птиц (кукушка, воробей, ворона, скворец, синица, малиновка);
- макет дерева с дуплом;
- мед в бочонке (макет);
- нарисованные крупные цветы с цифрами 2 и 5 в середине;
- осенние листочки разных деревьев;
- карточки с нарисованными деревьями (береза, осина, ель, рябина);
- карточки с рисунками по 5 штук каждой - грибы, орехи, шишки, ягоды;
- бубен.
Ход занятия
Воспитатель: Вот и наступила красивая пора. Дети, как она называется? А не пойти ли нам прогуляться в осенний лес?
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы лесовичка найдем.
Итак, в путь!
Выполняют двигательные упражнения “Прогулка”.
Друга за руку возьмем, (Ходят парами по кругу).
По тропинке в лес пойдем.
Вот коня мы увидали, (Галоп по кругу по одному.)
Как лошадки поскакали.
Вьется тропка змейкой (Бегают змейкой между листьями.)
Через луга, через поля.
Вы змейкой пробежать сумейте
Друг за другом, друзья.
Видим, скачут на опушке (Прыгают на двух ногах.)
Две зеленые лягушки.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгать надо на носок.
Смотрим, впереди ручей (Идут на носочках, руки в стороны.)
Перейдем его скорей.
Через ручей лежит бревно,
Очень скользкое оно.
Друг за другом мы идем (Маршируют.)
Звонко песенку поем!
Исполняют песенку “ Падают, падают листья...”
В зал заходит Лесовичок.
Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает?
О, да это ребятишки -
Смешливые девчонки.
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята.
Узнали, дети, вы меня?
Я – Лесовичок - старичок.
Кто природу губит,
С тем я строг.
А кто лес уважает,
Растения не обижает,
Зверям помогает,
Тот гостем желанным
У меня бывает.
Воспитатель: Старичок – Лесовичок ,наши ребята природу любят.
Лесовичок: Цветы - то рвете? А зимой птицам помогаете? А весной, что хорошего для птиц делаете?
Дети отвечают на вопросы Лесовичка.
Воспитатель: Видишь, Лесовичок, дети справились с твоими вопросами.
Лесовичок: Ну, молодцы! Тогда я с вами поиграю. Знаете ли вы, ребята, деревья, которые растут в моем лесу? Вот я сейчас проверю.
Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают, находят карточки с изображением дерева и отдают её Лесовичку.
Стоит девица,
Ой, нарядная,
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый с черным сшит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Береза
Этому деревцу не спится,
Всегда оно дрожит.
Всего боится.
Осина
Стоит в лесу красавица
Стройна и зелена.
Иголки, как мизинчики,
Отставила она.
Ель
Что за деревце подарит эти ягодки:
Летом - горькие, зимой - сладкие?
Рябина
Лесовичок: Ребята, а под каким деревом я сижу? Вот молодцы, все деревья знаете, и я вам сказочку расскажу про этот дуб.
Рассказывая сказку, усаживает героев на ветку дуба перед дуплом.
- Стоял в лесу дуб, старый - престарый, толстый - претолстый. Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу носом постукал, выслушал и давай дырку долбить. Помогите ему постучать.
Проводится ритмическая игра “ Эхо”.
Лесовичок постукивает палочками, дети повторяют.
- Выдолбил дятел дупло (открывает закрытое дупло) в дубе. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел. Миновала зима, а весной прилетел к дуплу скворец. Спрашивает: “ Терем-теремок, кто в тереме живет?” Никто из дупла не отвечает. Пустой терем. Натаскал скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить. Птенцы вывелись, стали прислушиваться к пению соседей, знакомиться с друзьями - птицами.
Дети прослушивают в записи голоса птиц, называют кто поет.
- Два года жил скворец в дупле. Крошится старый дуб, дупло больше делается. На третий год узнал про то дупло желтоглазый сыч. Прилетел и спрашивает: “ Терем - теремок, кто в тереме живет?” “ Жил дятел пестрый - нос вострый, теперь я живу, скворец- первый в роще певец. А ты кто?” “ Я сыч. Попадешь ко мне в когти - не хнычь.
Ночью прилечу - цоп!- и проглочу. Ступай - ка из терема вон, пока цел.”
Испугался скворец сыча и улетел. Теперь в дупле сыч живет. Днем спит, а ночью на охоту вылетает, всех пугает.
Проводится игра “День и ночь”.
Под музыку дети двигаются, без неё - замирают.
Кто пошевелится, сыч уводит.
- Прожил сыч в дупле два года. Дуб старый, крошится, дупло еще больше делается. Прискакала к дуплу белка, спрашивает: “ Терем - теремок, кто в тереме живет?”
“Жил дятел пестрый - нос вострый, жил скворец - первый в роще певец. Теперь живу я - сыч. Попадешь ко мне в когти - не хнычь. А ты кто?” “ Я белка - по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел”. Испугался сыч и улетел. А белка давай кладовую делать. Ребята, поможем ей заготовить зимние припасы?
Игра “Беличьи припасы”.
Четверо детей, в каждом углу зала - корзинка. На полу рассыпаны беличьи припасы.
1 участник собирает грибы, 2 - орехи, 3 - шишки, 4 - ягоды. Кто первый соберет все припасы.
- Хорошо жила белка в дупле. Но старый дуб все крошился, больше и больше становилось дупло. Приглянулось оно пчелам. Прилетели пчелы, кружат около дупла, спрашивают: “ Терем - теремок, кто в тереме живет?” - “ Жил дятел пестрый - нос вострый, жил скворец- первый в роще певец, жил сыч - попадешь к нему в когти - не хнычь. Теперь живу я, белка - по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А вы кто?” - “ Мы пчелиный рой - друг за дружку горой. Кружжим, жужжим, жжалим, грозим большим и малым. Ступай - ка из терема вон, пока цела!”
- Испугалась белка пчел, убежала. А пчелы воску натаскали, стали в дупле жить, мед копить.
Игра “ Пчелы и цветы”.
На полу лежат крупные цветы с цифрами 2 и 5 в середине. “Пчелы” под музыку летают , мед собирают, на звук бубна встают на цветы, лишние кружатся на месте.
- Но пришел к дубу медведь, захотел медком полакомиться. “Пришел я - Мишка, вашему терему крышка!” Влез на дуб, просунул в дупло голову да как нажал! Дуб-то старый пополам и развалился. Теремка-то и не стало. А медведь медом угостился и дальше пошел. Вот и сказка моя лесная вся. А вас, ребята, я медком из того теремка угощу.
Отдает воспитателю туесок с медом.
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок - старичок за хорошую сказку и за медок.
Лесовичок: Медом угощайтесь да домой возвращайтесь. А на прощанье спойте мне песенку.
Дети исполняют песню “ Не дразните собак”
В заключении дети читают стихи:
Охраняется Красною Книгою
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради цвета грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.Красная Книга, красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная Книга, Красная Книга!
Воспитатель: Пришла пора возвращаться домой. До свидания, Лесовичок!
Дети: До свидания!
Встают в хоровод “Веселый хоровод”
Воспитатель:
Вставайте, ребята, скорей в хоровод.
Музыка нам скучать не дает.
За руки возьмемся, (Идут по кругу за руки.)
По кругу пойдем.
И весело песню споем.
Раз-два! Топай смелей,
Хлопай дружней!
Раз-два! И покружись!
Раз-два! Всем улыбнись!
Взявшись цепочкой за руки, дети выходят из зала.