Актуальность
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Так, из числа детей предшкольного возраста в ДОУ яркое проявление агрессии обнаружено у 18% детей, что выше на 5% по сравнению с 2008 годом, повышенный уровень тревожности у 20% это на 7% выше в сравнении с 2008 годом. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.
Цель проекта - создание системы работы по развитию и укреплению у детей дошкольного возраста эмоционально-личностной сферы.
Участники проекта:
- дети;
- педагог-психолог – осуществляет:
- диагностику эмоционально-личностной сферы;
- развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы.
- работу семейных клубов,
- координируют работу участников;
- педагоги-специалисты – осуществляют работу по развитию эмоционально – личностной сферы детей в разных направлениях деятельности, осуществляют работу семейных клубов;
- воспитатели – осуществляют совместную деятельность с детьми направленную на развитие эмоционально-личностной сферы;
- родители - участники семейных клубов, осуществляют развитие детей в домашних условиях.
Задачи:
- разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей;
- повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере;
- разработать систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы;
- обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
- обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
Новизна проекта:
- Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Разработка авторской психологической технологии “Сказочные уроки”.
- Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
- Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том, числе с родителями неорганизованных ДОУ детей
Ожидаемый результат:
- Создана модель образовательного процесса в ДОУ по развитию и укреплению эмоционально-личностной сферы.
Основные средства реализации проекта
- Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, смехотерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоционально-личностной сферы детей посещающих и не посещающих ДОУ.
- “Школа здоровой улыбки” - занятие по коррекции и профилактике нарушений эмоционально-личностной сферы в сенсорной комнате. / для воспитанников ДОУ и детей кратковременного пребывания /. (Разработать программу).
- “Маленькие таланты” - занятия на укрепление эмоционально-личностной сферы у детей с повышенными способностями к той или иной деятельности. / для воспитанников ДОУ/. (Разработать программу).
- “Доверие” - занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы у педагогов.
- Организация консультативно-диагностического пункта для родителей. / для родителей воспитанников ДОУ и группы кратковременного пребывания /.
- Организация семейного клуба “Счастливая улыбка” для родителей детей, имеющих нарушения в эмоционально-личностной сфере.
Проектная деятельность будет осуществляться в ??? этапа.
I этап – подготовительный
Сроки: май – октябрь 2009г.
Цель: выявить детей с нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы; анализ и совершенствование условий ДОУ по дальнейшему развитию эмоционально-личностной сферы детей.
Содержание:
Диагностические исследования, разработка целевых программ и методических разработок, преобразование предметно-пространственной среды.
Ожидаемый результат:
Создан комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
II этап – практический (формирующий)Сроки: октябрь – апрель 2010г.
Цель: создание и апробирование системы работы по развитию эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Содержание:
Организация занятий с детьми, родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
Запущена к апробации система занятий с участниками образовательного процесса, воздействующая на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
III этап – заключительныйСроки: май – сентябрь 2010г.
Цель: Оценка эффективности реализации проекта на основе анализа мониторинговых исследований.
Содержание:
Анализ проведенной работы. Отбор наиболее эффективных методов и технологий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Создана и апробирована система работы с детьми дошкольного возраста по развитию у них эмоционально-личностной сферы.
- Снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, застенчивости.
- Повысился уровень самооценки.
- У детей повысился уровень психических процессов
Цель: Осмысление результатов эксперимента.
Содержание:
Научно-методическое оформление результатов. Распространение опыта работы: мастер классы, семинары для педагогов городских ДОУ.
План действий по реализации проекта “Ступеньки радости”
Что? | Как? | Когда? | Ответственные | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Изучение научно-методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. | Самообразование Занятия в творческих мастерских (в творческих группах) |
І этап Май - август 2009г. |
Педагог-психолог | Подборка материала. |
Пополнение инструментария педагогического персонала информационными и диагностическими материалами | Разработка памяток, рекомендаций, диагностических методик | І этап Июль 2009г. |
Педагог-психолог. Руководители приоритетных направлений. |
Учебно-дидактические комплекты, для ведения экспериментальной работы и диагностики |
Формирование теоретической готовности педагогов в области эмоционально-личностной сферы детей | Лекционно-образовательная работа по
вопросам плохого поведения детей. Цикл занятий для педагогов “Доверие” |
І этап Сентябрь ноябрь 2009г. по запросу |
Педагог-психолог. | Учебно-методические комплексы к
проведению лекционно-семинарских занятий. Повышение знаний педагогов, о детях имеющих личностные расстройства. |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики | І этап сентябрь 2009г. Апрель-май 2010г. |
Педагог-психолог | Выявлены дети с нарушениями в
личностной сфере. Сравнение. |
Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, |
Занятия разной направленности с
использованием психолого-педагогических
технологий с акцентом воздействия на
эмоционально-личностную сферу. Познавательно-исследовательская деятельность. Цикл занятий по программе “Школа здоровой улыбки” на развитие эмоционально-личностной сферы. Цикл занятий “Сказочные уроки” для развития личностной сферы детей. Сеансы релаксации, музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапии. Занятия в кружках для детей ДОУ и детей не посещающих ДОУ. |
В течение всего срока II этапа проекта | педагоги-специалисты: музыкальные
руководители, руководитель изостудии,
воспитатель-эколог, инструктор по физической
культуре, инструктор по плаванию. педагог-психолог. Воспитатели групп. |
Повышение уровня развития
эмоционально-личностной сферы детей. Повышение уровня физической подготовленности Снижение уровня тревожности, агрессивности, застенчивости, повышение самооценки Улучшение поведенческих проявлений Повышение уровня самостоятельности |
Работа с родителями | ||||
Подготовка родителей к воспитанию эмоционально здорового ребенка. | Изучение интересов и запросов
родителей Консультативно- диагностические услуги (Индивидуальные) Проведение цикла занятий и консультаций в семейном клубе “Счастливая улыбка”- клуб для родителей имеющих детей с низким уровнем развития эмоционально-личностной сферы. |
Октябрь 2009г.
В течение I,II этапов проекта
II этап проекта |
Подборка диагностических материалов. Методические рекомендации к их использованию Методические разработки проведения занятий. Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей к развитию ребенка с личностными расстройствами. Комплект памяток, буклетов, рекомендаций. Повышение уровня активности родителей в учебно-воспитательном процессе. |
|
Улучшение психологического климата в коллективе ДОУ, развитие эмоционально-личностной сферы всех участников образовательного процесса. | Проведение тематических декад “По дорожкам счастья”, фестивалей радости. | II этап проекта |
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
- Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
- А.А.Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
- Екатеринбург: Объединение “Дворец молодежи”, 2002.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб.:Речь, 2008.
- О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
- Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
- Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004.
- Internet