Проект: "Ступеньки радости"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Так, из числа детей предшкольного возраста в ДОУ яркое проявление агрессии обнаружено у 18% детей, что выше на 5% по сравнению с 2008 годом, повышенный уровень тревожности у 20% это на 7% выше в сравнении с 2008 годом. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.

Цель проекта - создание системы работы по развитию и укреплению у детей дошкольного возраста эмоционально-личностной сферы.

Участники проекта:

  • дети;
  • педагог-психолог – осуществляет:
    • диагностику эмоционально-личностной сферы;
    • развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы.
    • работу семейных клубов,
    • координируют работу участников;
  • педагоги-специалисты – осуществляют работу по развитию эмоционально – личностной сферы детей в разных направлениях деятельности, осуществляют работу семейных клубов;
  • воспитатели – осуществляют совместную деятельность с детьми направленную на развитие эмоционально-личностной сферы;
  • родители - участники семейных клубов, осуществляют развитие детей в домашних условиях.

Задачи:

  • разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей;
  • повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере;
  • разработать систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы;
  • обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
  • обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.

Новизна проекта:

  • Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Разработка авторской психологической технологии “Сказочные уроки”.
  • Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
  • Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том, числе с родителями неорганизованных ДОУ детей

Ожидаемый результат:

  • Создана модель образовательного процесса в ДОУ по развитию и укреплению эмоционально-личностной сферы.

Основные средства реализации проекта

  • Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, смехотерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоционально-личностной сферы детей посещающих и не посещающих ДОУ.
  • “Школа здоровой улыбки” - занятие по коррекции и профилактике нарушений эмоционально-личностной сферы в сенсорной комнате. / для воспитанников ДОУ и детей кратковременного пребывания /. (Разработать программу).
  • “Маленькие таланты” - занятия на укрепление эмоционально-личностной сферы у детей с повышенными способностями к той или иной деятельности. / для воспитанников ДОУ/. (Разработать программу).
  • “Доверие” - занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы у педагогов.
  • Организация консультативно-диагностического пункта для родителей. / для родителей воспитанников ДОУ и группы кратковременного пребывания /.
  • Организация семейного клуба “Счастливая улыбка” для родителей детей, имеющих нарушения в эмоционально-личностной сфере.

Проектная деятельность будет осуществляться в ??? этапа.

I этап – подготовительный

Сроки: май – октябрь 2009г.

Цель: выявить детей с нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы; анализ и совершенствование условий ДОУ по дальнейшему развитию эмоционально-личностной сферы детей.

Содержание:

Диагностические исследования, разработка целевых программ и методических разработок, преобразование предметно-пространственной среды.

Ожидаемый результат:

Создан комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.

II этап – практический (формирующий)

Сроки: октябрь – апрель 2010г.

Цель: создание и апробирование системы работы по развитию эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Содержание:

Организация занятий с детьми, родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

Запущена к апробации система занятий с участниками образовательного процесса, воздействующая на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

III этап – заключительный

Сроки: май – сентябрь 2010г.

Цель: Оценка эффективности реализации проекта на основе анализа мониторинговых исследований.

Содержание:

Анализ проведенной работы. Отбор наиболее эффективных методов и технологий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • Создана и апробирована система работы с детьми дошкольного возраста по развитию у них эмоционально-личностной сферы.
  • Снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, застенчивости.
  • Повысился уровень самооценки.
  • У детей повысился уровень психических процессов

IV этап – послепроектный

Цель: Осмысление результатов эксперимента.

Содержание:

Научно-методическое оформление результатов. Распространение опыта работы: мастер классы, семинары для педагогов городских ДОУ.

План действий по реализации проекта “Ступеньки радости”

Что? Как? Когда? Ответственные Ожидаемый результат
Работа с педагогами
Изучение научно-методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Самообразование

Занятия в творческих мастерских (в творческих группах)

І этап

Май - август 2009г.

Педагог-психолог Подборка материала.
Пополнение инструментария педагогического персонала информационными и диагностическими материалами Разработка памяток, рекомендаций, диагностических методик І этап

Июль

2009г.

Педагог-психолог.

Руководители приоритетных направлений.

Учебно-дидактические комплекты, для ведения экспериментальной работы и диагностики
Формирование теоретической готовности педагогов в области эмоционально-личностной сферы детей Лекционно-образовательная работа по вопросам плохого поведения детей.

Цикл занятий для педагогов “Доверие”

І этап

Сентябрь ноябрь 2009г.

по запросу

Педагог-психолог. Учебно-методические комплексы к проведению лекционно-семинарских занятий.

Повышение знаний педагогов, о детях имеющих личностные расстройства.

Работа с детьми
Диагностика Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики І этап

сентябрь

2009г.

Апрель-май 2010г.

Педагог-психолог Выявлены дети с нарушениями в личностной сфере.

Сравнение.

Развитие

эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста,

Занятия разной направленности с использованием психолого-педагогических технологий с акцентом воздействия на эмоционально-личностную сферу.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Цикл занятий по программе “Школа здоровой улыбки” на развитие эмоционально-личностной сферы.

Цикл занятий “Сказочные уроки” для развития личностной сферы детей.

Сеансы релаксации, музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапии.

Занятия в кружках для детей ДОУ и детей не посещающих ДОУ.

В течение всего срока II этапа проекта педагоги-специалисты: музыкальные руководители, руководитель изостудии, воспитатель-эколог, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.

педагог-психолог.

Воспитатели групп.

Повышение уровня развития эмоционально-личностной сферы детей.

Повышение уровня физической подготовленности

Снижение уровня тревожности, агрессивности, застенчивости, повышение самооценки

Улучшение поведенческих проявлений

Повышение уровня самостоятельности

Работа с родителями
Подготовка родителей к воспитанию эмоционально здорового ребенка. Изучение интересов и запросов родителей

Консультативно- диагностические услуги (Индивидуальные)

Проведение цикла занятий и консультаций в семейном клубе “Счастливая улыбка”- клуб для родителей имеющих детей с низким уровнем развития эмоционально-личностной сферы.

Октябрь 2009г.

 

В течение I,II этапов проекта

 

 

 

 

II этап проекта

  Подборка диагностических материалов.

Методические рекомендации к их использованию

Методические разработки проведения занятий.

Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей к развитию ребенка с личностными расстройствами.

Комплект памяток, буклетов, рекомендаций.

Повышение уровня активности родителей в учебно-воспитательном процессе.

Улучшение психологического климата в коллективе ДОУ, развитие эмоционально-личностной сферы всех участников образовательного процесса. Проведение тематических декад “По дорожкам счастья”, фестивалей радости. II этап проекта    

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
  3. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
  4. А.А.Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
  5. Екатеринбург: Объединение “Дворец молодежи”, 2002.
  6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб.:Речь, 2008.
  7. О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
  8. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
  11. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
  12. Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004.
  13. Internet