Технология интенсификации обучения физике на основе схемных моделей учебного материала

Разделы: Физика


Все мы хотим сейчас преподавать по-новому. Думаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой радости. Я преподаю по собственно созданной системе обучения.

Целью моей работы является создание условий для развития творческих способностей учащегося через блочномодульный метод обучения в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Вместо опорных сигналов я составил опорные конспекты, а к каждому из них - задание с выбором ответа. Опорные конспекты определяют чёткость изложения, выделения главного в материале и его изложения небольшими порциями. Они заставляют ученика думать, что способствуют усвоению материала.

Метод ежедневного опроса учащихся по опорным конспектам, обеспечивает ученикам успешность ответа, а это рождает интерес к занятиям физики.

Опорные конспекты, разработанные мною для учебника Б.Б. Буховцева, позволяют не только заинтересовать физикой даже слабых учеников, но и повысить качество усвоения материала.

Метод основан на принципах включённости ученика в учебный процесс, учёте индивидуальных психофизиологических способностей школьников.

Итак, сформулируем принципы блочномодульного метода преподавания физики:

1 - многократное повторение изучаемого материала.

2 - выделение главного.

3 - развитие у ученика чувство реальности, учить "прикидывать" данные, ориентироваться в величинах. С этой целью на каждом уроке я даю серии специальных заданий. Например, для выработки в V?? классе умения ориентироваться в расстояниях спрашиваю, сколько километров от дома до школы; для выработки умений ориентироваться в скоростях, - с какой скоростью летает самолёт? Какую максимальную скорость развивает легковой автомобиль "Жигули"? И т.п. По этому материалу помимо устного опроса провожу "летучие" проверочные работы, результаты которых обсуждаю с родителями.

4 - умение выполнять простейшие математические операции. Выделяю для этого несколько минут, и даю задания на перевод единиц в систему СИ, раскрытие скобок, нахождение величин из формулы и т. п. Убеждён: без прочного знания математики я не смогу обучить ребят физике.

5 - самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке, выделяя ежедневно на это не менее 15 мин.

6 - ежедневный опрос и проверка усвоения; этот принцип обеспечивает систематичность учёбы и множество оценок у каждого ученика.

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. Это приучает ученика к четкости и системности, помогает усвоить избирательно актуальную информацию, приобретать нужные знания, умения, навыки.

Изучение темы "Световые кванты. Действия света"

Предложенные школьной программой по теме "Световые кванты. Действия света! 12 ч. я распределяю следующим образом: 4ч (первых) отвожу для уроков с использованием опорных конспектов и кратковременных проверочных заданий, следующие 4 ч решаем задачи, после чего 1 ч. Посвящаю уроку взаимоконтроля, 2 ч - выполнению тематических тестовых заданий и контрольной работе; 1 ч стараюсь оставить в резерве.

Одним из существенно важных составных элементов предлагаемой мной методики является использование в дополнение к опорным конспектам (ОК) поурочных тематических заданий с выбором ответа, так как письменное воспроизведение ОК учащимися еще недостаточно убедительно говорит о том, насколько осознанно и глубоко они поняли учебный материал.

Поэтому каждый раз работу с ОК сопровождает выполнение кратковремен-ного проверочного задания. По окончании темы предлагаю учащимся тематическое проверочное задание, состоящее из серии вопросов тоже с выбором ответа.

Проверка и анализ правильности ответов на вопросы задания к ОК проводятся в течение 5 - 7 мин на этом же уроке. ОК и задания к ним помогают, на наш взгляд, с большой достоверностью выяснить степень понимания учащимися тематического материала.

Тематическое задание проверяю 20-30 мин. Предлагаю ОК для изучения вопросов квантовой физики, кратковременные проверочные задания к ним и вопросы для взаимоконтроля.

I. В конце ХIХ в. Многие ученые считали - развитие физики завершилось:

1) Больше 200 лет существуют законы механики, теория всемирного тяготения.

2) Разработана МКТ.

3) Подведён прочный фундамент под термодинамику.

4) Завершена максвелловская теория электромагнетизма.

5) Открыты фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, моменты импульса, массы и электрического заряда).

II.

1) В конце ХIХ - начале ХХ вв. открыты: Рентгеном Х - лучи, Беккерелем - явление радиоактивности; Д.Д. Томсоном - электрон :

??? - физическая природа?

2) Австрийский физик Й. Стефан экспериментально установил распре-деление энергии в спектре излучения нагретых тел. Экспериментальные данные не совпадали с максвелловской теорией.

???

3) Теория относительности А. Эйнштейна потребовала коренного пересмотра понятий пространства и времени.

???

Классическая физика не давала ответов на поставленные вопросы. Поиски ответов ________ ? _________ к созданию современной квантовой теории

 

По максвелловской теории нагретое тело, излучая электромагнитные волны, охлаждается (до 0К).

На практике не наблюдается - теория "забастовала". Чем < ?, тем > расхождение теории с практикой. "Ультрафиолетовая катастрофа".

Классическая теория оказалась не в состоянии объяснить форму спектра абсолютно черного тела.

III. Макс Планк - 1900г. - гипотеза: атомы излучают энергию (Е) не непрерывно, а порциями

Гипотеза блестяще подтвердила экспериментально найденную зависимость излучения от частоты.

Рождалась квантовая физика.

Эйнштейн - 1905г. - развил гипотезу Планка (электромагнитное излучение имеет квантовый характер, распространяется и поглощается веществом в виде отдельных частиц электромагнитного поля - фотонов).

1918г. - Планк - Нобелевская премия за введение понятия кванта и объяснения спектра излучения абсолютно черного тела.