Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель и задачи:

  1. Формирование представлений о способах проверки безударных гласных в корне слова, умения находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.
  2. Развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые гласные.
  3. Совершенствовать навыки коллективной и самостоятельной работы.
  4. Прививать интерес к русскому языку.

I. Организационный момент.

  1. Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок.
  2. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
    Все ли у тебя в порядке: ручки, книжки и тетрадки?
  3. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

1. С чего хотели бы начать наш урок?

2. Предлагаю фрагмент игры “Счастливый случай”, по содержанию которого вы определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, над какой темой работать:

  • Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и обозначает о ком или о чем говорится в предложении … (подлежащее).
  • Предлог-это часть речи и пишется со словом … (раздельно).
  • Звук согласный проверяй — … (рядом гласный подставляй).
  • Давно живу я в мире этом, даю название предметам … (имя существительное).
  • Если буква гласная

Вызвала сомнение, ….
(Ты ее немедленно
Ставь под ударение).

3. Итак, какие знания понадобятся сегодня на уроке?

Мы продолжаем разговор обо всем, что вы только что назвали, особое внимание уделим правописанию безударных гласных в корне слова, как проверяемых, так и непроверяемых ударением.

III. Словарно-орфографическая работа.

  • А что это за слова с непроверяемым написанием? (Слова из словаря).
  • (Презентация).
  1. Физминутка.

1. Упражнения для пальцев: а) “домик”; б) “коза-корова”.

2. Как живешь? - Вот так!

Как плывешь? - Вот так!

Ждешь обед? - Вот так!

Машешь вслед? - Вот так!

Как сидишь? - Вот так!

Утром спишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так!

V. Формирование умений и навыков.

1. Вызвал внезапно учитель к доске -
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.
- Надо писать через О, через О!
Мел я в смущеньи крошу на куски...
Ох, опозорился я у доски.

  • Почему мальчик считает, что он опозорился?
  • Почему слово “окно” надо писать с буквой О, ведь слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число: окно — окна).
  • Запишите сначала проверочное слово, а через тире — проверяемое.
  • В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова).
  • В какой позиции она стоит? (В слабой позиции, потому что безударная).
  • В какой позиции она стоит в проверочном слове? (В сильной позиции, потому что ударная).
  • Еще раз вспомните тему нашего урока. (Безударная гласная в корне слова).
  • Как же проверить безударную гласную в корне слова? (Правило).
  • Придумайте и запишите еще такие пары слов, когда безударная гласная проверяется изменением формы слова. (Море-моря, поле-поля, земли-земля и т.д.).
  • А как еще можно проверить безударную гласную? (Подобрать однокоренное слово).

2. З а п и с ь н а д о с к е :

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке соленый огурец.

  • Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова).
  • Выпишите эти слова. (Солонка, соль, солить, соленый.) Проведите графическую работу: выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
  • Какое слово “лишнее”? Почему? (Лишнее слово “соль”, потому что гласная в корне стоит в сильной позиции, а в остальных словах — в слабой позиции).
  • Какой вывод можно сделать? (Слово “соль” является проверочным для остальных слов).
  • Как же можно проверить безударные гласные в корне слов? (Подобрать однокоренные слова, чтобы эта гласная была в сильной позиции).
  • Тогда какой вывод можно сделать? (Безударная гласная в корне слова пишется такая же, какая под ударением в родственном слове).
  • Прочитайте, как об этом сказано в учебнике. (Правило)

3. Самостоятельная работа — упражнение 418.

Проверка:

  • Какие слова являются проверочными? (Если слово стоит во множественном числе, то проверочным может быть слово в единственном числе и наоборот).
  • Можно ли их назвать однокоренными? (Это форма одного и того же слова, потому что меняется только окончание).

4.Физминутка.

Массаж “волшебных” точек.

5. Письмо по памяти.

  • Прочитайте текст.

Всю ночь кр...чал с...вёнок
В т...инственном б...ру,
И за ...кошком клёны
К...чались на ветру.

  • Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
  • Хором прочитайте текст орфографически (за учителем, 2 раза).
  • Закройте глаза, “прочитайте” вполголоса по памяти.
  • Кто запомнил, прочитайте наизусть. (2 раза).
  • Запишите текст по памяти.
  • Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написанное.
  • Какое правило применяли для проверки безударной гласной? (Изменение формы слова и подбор родственных слов).
  1. Итог урока.
  • Зачем безударные гласные в корне слов надо проверять?
  • Какое слово будет являться проверочным?

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!