“Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности
ребенка в раннем детском возрасте”
(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)
Дети – самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса, - это семья. Семья определяет то, какими будут дети, вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.
Семья – первая школа воспитания растущего человека. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей его жизни.
В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей – трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.
Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовым положением о дошкольном учреждении, одна из основных задач детского сада – “Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”, поскольку это важный и по-своему сложный аспект педагогической деятельности[1].
Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, воспитателей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи ему это не под силу.
И поэтому необходимо найти союзников и единомышленников в родителях детей раннего возраста и вместе добиваться одной цели: формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка. Педагоги детского сада должны с терпением относиться к несформированной родительской компетентности вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей, помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные рекомендации. Успех работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями. Организация в детских дошкольных учреждениях родительских клубов являются одной из форм привлечения родителей к совместному сотрудничеству.
Цель: развитие родительской компетентности.
Задачи.
- Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста;
- Оказать квалифицированную помощь родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне.
- Раскрыть роль семьи в решении проблем адаптации к ДОУ;
- Развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Участники реализации программы:
Педагог-психолог, воспитатели, родители. Формирование группы происходит на добровольной основе. Занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди).
Количественный состав группы: 10 – 15 человек.
Периодичность занятий: цикл включает 6 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в 1 -2 месяца.
Механизм реализации программы родительского клуба.
Программа состоит из 3 этапов.
1 этап – Диагностический этап. На данном этапе осуществляется диагностика. Проводится анкетирование родителей: “Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в семье”, “Тест для родителей по организации жизнедеятельности ребенка”, наблюдение за ребенком “Измерение степени адаптации ребенка” (по исследованиям А.Остроуховой) [1].
2 этап – Информационный этап. Содержание воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей происходит обучение приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Групповая работа включает в себя проведение семинаров-практикумов, консультаций. Недостаточная грамотность родителей в вопросах педагогики и психологии приводит их к некомпетентности в воспитании своих детей, отсутствию взаимопонимания, доверия друг к другу. Данный материал поможет разобраться в особенностях развития детей, пересмотреть взгляды на воспитание.
3 этап – Аналитико-обобщающий. На данном этапе проводится контрольная диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе.
Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития.
Показатели оценки результативности работы клуба “Школа раннего развития”.
- Воспитанники легко адаптируются в условиях детского сада.
- Воспитанники и родители группы эмоциональны, психически и физически здоровы, общительны.
- Родители удовлетворены воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Краткое содержание программы работы родительского клуба “Школа раннего развития”
Занятие 1. “Здравствуй, детский сад!”
Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
- Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.
- Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.
- Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к посещению детского сада”.
Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.
Занятие 2. Индивидуальная беседа “Особенности протекания адаптационного периода ”
Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
- Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.
- По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду”.
Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.
Занятие 3. “Психологические особенности детей раннего возраста”
Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.
- Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.
- Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.
Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.
Занятие 4. “Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления”
Цель: Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие
Задачи:
- Познакомить родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.
- Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами, как один из способов развития речи и мышления детей. Познакомить с приемами художественно – творческой деятельности детей.
Содержание: Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)
Занятие 5. “Совместные виды деятельности взрослого и ребенка”
Цель: Помочь правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком на содержательном уровне
Задачи:
- Познакомить родителей с видами совместной деятельности с ребенком.
- Предложить примерные игры с ребенком раннего возраста
Содержание: Виды совместной деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой-маленький, красный-синий”; рассматривание игрушек; пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения). Игровая и художественно–творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки). Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).
Занятие 6. “Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи”
Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.
Задачи.
- Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка
- Познакомить родителей с видами игрового оборудования.
Содержание: Качества игрового
оборудования для всестороннего развития
ребенка: полифункциональность; дидактическая
ценность (возможность использования в качестве
средства обучения детей); эстетическая
направленность; соответствие возрастным и
индивидуальным потребностям и интересам
ребенка. Игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной,
двигательной. Например: сюжетные игры и
игрушки: игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей,
животных, сказочных и фантастических
персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные
инструменты и материалы); различные транспортные
игрушки (особенно для мальчиков); игры с
правилами: мячи, наборы кеглей, кольцебросы и
т.п. – на физическую компетенцию; детское домино
(с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на
умственную компетенцию; пирамидки, различные
вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные
игры и материалы, стимулирующие у ребенка
способность к классификации и обобщению
(разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением
фруктов, овощей, различных предметов); мячи,
обруч, скакалку, кольцеброс – для развития
быстроты двигательных реакций; набивной мяч для
балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и
др. для развития координации и ловкости;
различные массажеры, мелкие предметы (палочки,
шарики для захвата пальцами ног) – для
укрепления стопы и профилактики плоскостопия.
Список литературы
1.Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет.- М.: АРКТИ, 2005.