Обучающий утренник по правилам дорожного движения (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ведущий: Мы с вами живем в красивом, большом городе. В нем много широких, зеленых улиц, по которым проходят машины. Есть грузовые машины и легковые, много автобусов. Но никто никому не мешает. Потому что существуют такие строгие и четкие правила для пешеходов и для водителей транспорта. У каждого – свое место движения.

Улица делится на две части: проезжая часть называется… мостовой, по ней движутся автомобили; пешеходная часть называется… тротуаром, по нему движутся люди.

Ни в коем случае нельзя выходить просто так на мостовую, а уж тем более на ней играть.

Выбегает Кот.

Ведущий: Ты кто?

Кот. Я – Кот.

Ведущий: Кот, а ты знаешь, правила дорожного движения?

Кот. А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

Ведущий: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?

Кот. Как? На четырех лапах.

Ведущий Ребята, он правильно ответил

А как надо?

Ученик:

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Ведущий Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?

Кот. Надо обойти автобус. А проще – пролезть между колесами.

Ведущий Дети, поможем Коту, а то он совсем запутался.

Ученик: Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. А если рядом есть обозначенный пешеходный переход, надо переходить только по нему.

Ведущий: А теперь, Кот, ответь на вопрос: можно ли играть на проезжей части?

Кот. Смотря во что. В шахматы нельзя!

Ведущий: А почему?

Кот. Машины мне фигуры посбивают. А вот в хоккей можно. Еще как!

Ведущий Ребята, вы согласны?

Появляется Незнайка, он идет по дороге, ударяя мячом об пол.

Незнайка:

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!

Ведущий:

На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе или площадке.

Незнайка: А почему на дороге играть нельзя?

Ведущий: Потому что по ней едут автомашины, не заметишь автомобиль – попадешь под колеса.

Представьте, что вы у себя во дворе играете в мяч. Вдруг мяч выкатился на дорогу. Что надо делать? Надо попросить взрослого, чтобы он принес мяч или подождать, когда транспорт проедет, убедиться, что дорога без машин и взять мяч.

Незнайка:

Ну, теперь мне все понятно,
Лучше я пойду обратно
И немного почитаю…

(Достает книгу, идет, читает)

Ведущий:

Эй! Незнайка! Погоди!
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!

Оставайся ты с ребятами, Незнайка, поучи правила дорожного движения!

Ученик:

Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать, как таблицу,
Должны умножения.

Вместе:

На мостовой – не играть,
Не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!

Кот. Спасибо, вы многое знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Можно, я останусь с вами, ребята

Ведущий. А кто знает, как нужно идти по тротуару?

Ученик: Придерживаясь правой стороны.

Ведущий Ребята, каждый день вы ходите в школу. Когда выходите из дома, то попадаете на улицу, где множество правил, которые нужно соблюдать. Поднимите руки те, кому нужно переходить дорогу, чтобы попасть в школу?

Ученик: Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, нужно соблюдать правила дорожного движения. Чтобы не случилось беды, давайте всегда помнить, как нужно переходить дорогу. Если в месте вашего перехода через дорогу есть светофор, о чем мы должны помнить?

Ведущий Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора.

Ученик: На красный свет что мы делаем?

Ведущий Стоим и ждем.

Ученик: На желтый свет что мы делаем?

Ведущий Готовимся идти.

Ученик На желтый свет мы тоже стоим и ждем. Ни в коем случае не начинайте идти на желтый свет светофора. Потому что может найтись машина, которая захочет проскочить на желтый свет. Скажите, а на дороге к школе №6 есть светофор?

Ведущий А если на дороге нет светофора, как ее перейти?

Ученик: Там, где дорога не очень большая, есть пешеходный переход. Водитель обязан остановиться и пропустить пешеходов.

А какие переходы бывают?

Ведущий А вдруг получилось так, что поблизости нет ни светофора, ни перехода. Как тогда перейти улицу?

Ученик: Нужно посмотреть налево, потом посмотреть направо и, если нет машин, быстро перейти дорогу.

Ученик: Ребята, все правила составляют закон улиц и дорог, и называется он “Правила дорожного движения”. Этот закон - строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет жизнь людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь.

Ведущий. В этом законе – своя азбука и ее надо научиться читать.

А как вы понимаете слова “азбука города”. Что это такое?

Дорожные знаки.

Нужно научиться читать “азбуку города”, знать, что обозначает каждый знак, каждый свет светофора, знать места перехода улицы.

Инсценировка.

Светофор

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный;
Горит и день, и ночь –
- Зеленый
- Желтый
- Красный

Все

Наш домик – светофор.
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Светофор

Самый главный – красный свет
Если он горит,

Красный

Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!

Все

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:

Желтый

Жди, увидишь скоро желтый
В середине свет!

Светофор

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:

Зеленый:

Препятствий нет!
Смело в путь иди!

Все

Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,

Светофор

Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.

Ученик:

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.

Ведущий: А сейчас я проверю ваше внимание, реакцию на цвет и смену цвета.

Игра “Веселые колпачки”:

Условия игры: выполнять определенные движения на каждый цвет.

  • Синий цвет – руки вверх
  • Красный цвет – стоять, “Ура” кричать.
  • Зеленый цвет – маршировать.
  • Желтый цвет – на месте прыгать.

( Игра проводится 3-4 раза, во время игры прибегает Петрушка)

Петрушка:

Как у вас весело!
Я сегодня к вам, ребята,
Так спешил, так бежал!
И прошу я извиненья,
Что немного опоздал.
Мне, Петрушке, очень надо
Вам загадки загадать,
Потому что вы, ребята,
Должны правила все знать,
Вы согласны?

Петрушка:

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Что это за знак? Осторожно, дети!

Петрушка:

Шли из школы мы домой.
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри – велосипед.
Ничего другого нет.
Что это за знак? Стоп, дороги нет. Велосипедная дорожка.

Петрушка:

Машины мчат во весь опор.
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на запор?
А это что за знак? Переезд со шлагбаумом.

Петрушка:

Посмотри, силач какой!
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. Регулировщик.

Петрушка: Молодцы, ребята! Теперь я вам буду задавать вопросы, а вы, когда считаете нужным, должны отвечать: “Это я, это я, это все мои друзья!”

  1. Кто из вас идет вперед,
    Только там, где переход?
  2. Кто из вас, идя домой.
    Держит путь по мостовой?
  3. Кто из вас в трамвае тесном
    Уступает взрослым место.
  4. Знает кто, что свет зеленый
    Означает: “Путь свободен”?

Петрушка: Молодцы, ребята! Хорошо знаете правила дорожного движения!

Незнайка:

А ребятам для разрядки
Загадаю я загадки.
Странная зебра: не ест и не пьет,
Но без питья и еды не умрет. Пешеходная дорожка.

Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге.
А зачем ей так спешить? Как зачем?
Пожар тушить. Пожарная машина.

По асфальту едет дом,
И народу много в нем.
А под крышей дома – вожжи,
Ехать он без них не может! Троллейбус.

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем!
Ноги, обувь – из резины
И питается бензином. Автобус.

Сам не едет, не идет
Не поддержишь – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед. Велосипед.

Петрушка:

А сейчас давайте поиграем:
Хором отвечайте на вопросы “да” или “нет”.
Быстрая в городе езда? – Да.
Правила знаешь движения? – Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу? – Нет.
Ну а зеленый горит, вот тогда
Можно идти через улицу? – Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? – Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей? – Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим? – Нет.

Ведущий:

Молодцы, ребята, запомним,
Что “нет” и что “да”,
И делать, как нужно,
Старайтесь всегда.

Незнайка:

Проведем викторину:

  • Какие сигналы светофора вы знаете?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где должны ездить автомашины?
  • Как обозначается пешеходный переход?
  • Можно ли играть на улице? Почему?
  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  • Как нужно переходить улицу, если нет светофора?
  • Для чего служат дорожные знаки?
  • Где можно кататься на велосипедах?
  • В каких местах можно переходить улицу?

Ведущий: Давайте подведем итог нашего занятия стихотворением “Запрещается - разрешается”.

И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно,
Запрещается!
Уступить старушке место -
Разрешается!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете –
Запрещается!
При зеленом даже детям
Разрешается!

Ведущий: До свидания, до новых встреч! Помните правила дорожного движения и будьте грамотными пешеходами!