Цели:
- формирование знаний о формулах квадрата двучлена и умений применять их для преобразования многочленов;
- развитие навыков самоконтроля:
- развитие интереса к предмету математика.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
Мы закончили изучение темы “Многочлены”. Какие действия над многочленами вы научились выполнять? (сложение, вычитание, умножение и деление “в строчку” и “столбиком”, и разложение на множители). Каким образом можно найти значения следующих выражений:
;
Кто знает секрет, как устно вычислить ? Раскрытием этого секрета мы и займёмся на сегодняшнем уроке. Помогут нам в этом две формулы из целого набора специальных формул, которые называются формулами сокращённого умножения. Работать с формулами очень интересно, хотя и не всегда легко. Поэтому нам придётся придумать специальные приёмы для запоминания этих формул.
2. Подготовка к изучению нового материала.
a. Выполните устно действия над степенями, проговаривая используемое свойство:
.
b. Представьте следующие выражения в виде удвоенного произведения двух сомножителей несколькими способами:
.
c. Для каждого выражения в строке укажите его словесное описание в столбце
Сумма квадратов |
|||||
Произведение разностей |
|||||
Разность произведений |
|||||
Квадрат суммы |
|||||
Сумма квадрата и произведения |
3. Объяснение нового материала.
a. Выполните умножение многочленов: . Что умножали? Как ещё можно записать это произведение? Что получилось?
b. Страницу тетради разделите на две части, заполним первый столбец таблицы:
Квадрат суммы двух выражений |
Квадрат разности двух выражений |
Прочитайте эту формулу. |
Прочитайте эту формулу. |
c. Как найти квадрат разности?
Запишите полученную формулу во втором столбце таблицы.
d. Эти формулы можно подтвердить геометрически (используя модели).
4. Этап первичного закрепления.
a. (устно) Восстановите пропущенные выражения:
b. Установите, для преобразования каких из следующих выражений можно применить выведенные формулы и выполните эти преобразования:
c.Возвратимся к примерам начала урока. Кто догадался как вычислить их устно?
5. Постановка задания на дом. Подведение итогов урока.