Цель: повышение уровня нравственной культуры младших школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
- Изучить состояние проблемы формирования нравственной культуры младших школьников на уроках физической культуры в научно-методической литературе.
- Выявить уровень сформированности нравственной культуры младших школьников.
- Разработать методику формирования нравственной культуры младших школьников, основанную на использовании спортивных праздников и эстафет и экспериментально проверить ее эффективность.
Возрастные и психологические особенности школьника:
- Склонность к игре.
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. - Невозможно долго заниматься монотонной деятельностью, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
- Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
- Противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
- Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками ( дома, в школе и на улице).
На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.
Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, сознательно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения.
Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке следующих упражнений: прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.
Вооружая учащихся доступными знаниями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспитанию школьников. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества, коллективизма.
Методика формирования нравственности
1. Проведение эстафет на уроках физической культуры.
Эстафеты следует рассматривать как особый вид деятельности при обучении детей двигательным навыкам и формированию физических качеств, таких как: согласование действий с действиями товарища по команде, самостоятельности, дисциплинированности и организованности.
2. Спортивные праздники во внеклассной работе.
Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание спортивных праздников, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и двигательные навыки.
Эксперимент
На базе МОУ “СОШ №4” с октября 2007 по апрель 2008 был проведен эксперимент в 3а и 3б классах одновременно.
Эксперимент основан на проведении в течение 7 месяцев, в экспериментальной группе эстафет; а в ЭГ и КГ спортивных праздников.
Для первичной диагностики формирования нравственной культуры младших школьников мы воспользовались анкетой Н.П. Капустина
Анкета для учащихся 3-4 классов
Мои отношения |
Я оцениваю себя |
Оценка классного руководителя |
Итоговая отметка |
||||||
3 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
3 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
3 кл. |
3 кл. |
4 кл |
|
1. Эрудиция:
|
|||||||||
2. Отношение к школе:
|
|||||||||
3. Прилежание:
|
|||||||||
4. Отношение к природе:
|
|||||||||
5. Эстетический вкус:
|
Отметка “5” ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.
Отметка “4” ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.
Отметка “3” ставится в том случая, если указанное отношение проявляется редко.
Отметка “2” ставится, если оно не проявляется никогда.
На основе тестирования мы составили график.
Рисунок 1- Исходный уровень сформированности нравственной культуры младших школьников до эксперимента
Методика эксперимента:
В течение 7 месяцев мы работали по экспериментальной программе.
Проводили по 2-3 эстафеты на каждом уроке физкультуры, только в экспериментальной группе. А во внеклассной работе проводились спортивные праздники как в экспериментальной, так и контрольной группах.
Также мы провели:
- Сравнительный анализ качества успеваемости по всем предметам
- Интеллектуальные марафоны по физкультуре
- Вместе с психологом проводили психологический срез по межличностным отношениям.
- Социальным педагогом проводилось мероприятие по правонарушениям.
После эксперимента мы провели снова тестирование по Капустину Н.П.
Рис. 2. Динамика изменения показателей нравственной воспитанности в экспериментальной группе
Рис. 3. Динамика изменения показателей нравственной воспитанности в контрольной группе
Таблица с математико-статическим анализом до эксперимента :
Группы |
Кол-во детей |
Показатели |
Уровни |
х² набл. |
х² крит. |
Р0 |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||||
ЭГ |
20 |
Эрудиция |
15 |
5 |
|
3,5 |
3,8 |
>0.05 |
Отношение к одноклассникам |
16 |
4 |
|
3,6 |
>0.05 |
|||
Прилежание |
13 |
7 |
|
3,1 |
>0.05 |
|||
Отношение к труду |
13 |
7 |
|
3,1 |
>0.05 |
|||
Эстетический вкус |
16 |
4 |
|
3,6 |
>0.05 |
|||
КГ |
20 |
Эрудиция |
13 |
7 |
|
3,1 |
>0.05 |
|
Отношение к одноклассникам |
11 |
9 |
|
2,8 |
>0.05 |
|||
Прилежание |
11 |
9 |
|
2,8 |
>0.05 |
|||
Отношение к труду |
15 |
5 |
|
3,5 |
>0.05 |
|||
Эстетический вкус |
16 |
4 |
|
3,6 |
>0.05 |
Таблица с математико-статическим анализом после эксперимента :
Группы |
Кол-во детей |
Показатели |
Уровни |
х² набл. |
х² крит. |
Р0 |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||||
ЭГ |
20 |
Эрудиция |
19 |
1 |
4,7 |
3,8 |
> 0.05 |
|
Отношение к одноклассниками |
19 |
1 |
4,5 |
>0.05 |
||||
Прилежание |
17 |
3 |
4,3 |
>0.05 |
||||
Отношение к труду |
17 |
3 |
4,3 |
>0.05 |
||||
Эстетический вкус |
18 |
2 |
4,5 |
>0.05 |
||||
КГ |
20 |
Эрудиция |
16 |
4 |
3,6 |
>0.05 |
||
Отношение к одноклассниками |
13 |
7 |
3,1 |
<0.05 |
||||
Прилежание |
13 |
7 |
3,1 |
<0.05 |
||||
Отношение к труду |
15 |
5 |
3,5 |
<0.05 |
||||
Эстетический вкус |
16 |
4 |
3,6 |
>0.05 |
Р0 – Границы значения
Определение достоверности различий по критерию х² .
Экспериментальная группа |
Э1 |
Э2 |
Э1+Э2=nэ |
Контрольная группа |
К1 |
К2 |
К1+К2=nк |
nэ + nк =N; Э1+К1; Э2+К2;
где Э1 – число занимающихся в экспериментальной группе, попавших в первую категорию (высокий уровень); Э2 – число занимающихся в экспериментальной группе, попавших в вторую категорию (средний уровень); К1 - число занимающихся в контрольной группе, попавших в первую категорию (высокий уровень); К2 - число занимающихся в контрольной группе, попавших в вторую категорию (средний уровень);
N – общее число наблюдаемых.
Для проверки гипотезы подсчитывается значение хи-квадрата по следующей формуле:
х²=N*( Э1* К2 - Э2* К1): nэ* nк*( Э1+ К1)* (Э2+ К2)
Полученное значение х² сравнивается с критическим значением (0,05). Если наблюдаемое значение хи-квадрата (х² набл. ) больше критического, т.е.
х² набл. > х² крит., то применяемая методика эффективна.
Анализируя результаты уровня нравственной воспитанности, можно сделать следующее заключение: в экспериментальной группе при изучении компонентов нравственной культуры было выявлено следующее: значительный рост по таким показателям как эрудиция (4 чел.), отношение к труду (4 чел.), прилежание (4 чел.), отношение к одноклассникам (3 чел.), и эстетический вкус (2 чел.).
В контрольной группе при изучении компонентов нравственной культуры было выявлено следующее: незначительный рост по таким показателям как: эрудиция (3 чел.), прилежание (2 чел.), отношение к одноклассникам (2 чел.). И не произошло роста по показателям: отношение к труду и эстетический вкус.
Выводы:
Итак, младший школьный возраст является благоприятным для формирования духовных и нравственных качеств.
Экспериментальная методика по формированию нравственной культуры младшего школьника, основанная на применении спортивных праздников и эстафет, является эффективной. Спортивные праздники и эстафеты действительно способствуют развитию двигательных навыков и физических качеств, а также формированию нравственных качеств.