Тестовый контроль на уроках русского языка как средство повышения качества знаний

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Главная задача начальной школы научить каждого ученика учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.:

  • научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;
  • самостоятельно разбираться в учебной задаче;
  • находить способ её решения;
  • сравнивать свой результат с правильным ответом;
  • адекватно оценивать себя и свои действия.

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но стала уже актуальной.

В 2008-2009 учебном году учащиеся моего класса в рамках регионального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования впервые выполняли занятия по русскому языку, математики в тестовой форме по принципу ЭГЕ.

Во время проведения мониторинга учебных достижений учащихся, заканчивающих четвертый класс, задания предлагались 3 уровней сложности:

  • базового
  • повышенного
  • высокого

и 3 типов:

  • с выбором ответа
  • с кратким ответом
  • с развернутым ответом.

По содержанию каждого предмета выделены блоки, в которых отражаются основные разделы Программы.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» 

Содержательные разделы Число заданий Максимальный первичный балл Максимальный первичный балл в %
Фонетика. Графика 3 3 8,2%
Орфография 7 10 27%
Состав слова 2 2 5,4%
Морфология 7 14 38%
Синтаксис и пунктуация 3 6 16%
Речевая деятельность 1 2 5,4%
Итого 23 37 100%

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.

Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнить свои результаты с эталоном. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

Одной из причин неудовлетворительного выполнения тестовых заданий является отсутствие навыка работы с тестами, поэтому больше всего учащиеся испытывали трудности при выполнении заданий с кратким и развернутым ответом.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий.

Поэтому необходимо научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д.

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов. Кроме того, учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые войдут в него.

Требования к тестам.

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.

1. Надежность контрольного задания– это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.

2. Валидность (или адекватность целям проверки)

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста, построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались учащимися и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами, валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.

Показатель валидности отвечает на вопрос: “А то ли, что сформулировано в назначении контрольного задания, измеряется с его помощью?”

Очевидно, задание может быть надежным, но не валидным, задание с низкой надежностью не может быть валидным.

Дидактическим тестом называется совокупность заданий, которые составлены в собирательной форме, предназанчены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.

3. Определенность

После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.

4. Простота

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.

5. Однозначность

Задание должно иметь единственно правильный ответ- эталон

6. Равнотрудность

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость. Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т.п.).

Структура заданий должна определяться значимостью изученного учебного материала: чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьет остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ:

Имя прилагательное – это __________________________________.

Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _______.

Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

Вставьте нужное слово:

Приставки со словами пишутся __________, а предлоги ___________.

Дополни предложение, словами из словаря:

К нашей кормушке прилетают птицы: _________.

Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

Подчеркни правильный ответ.

Приставка служит для образования новых родственных слов.

Да. Нет

Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.

Да. Нет

Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение:

Существительное – это часть речи.

Существительное – это часть слова.

Существительное – это часть предложения.

Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса. Так при изучении темы “Состав слова” дети выполняют следующие задания:

Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Суффиксы служат для:

  • Связи слов в предложении;
  • Образования новых родственных слов;
  • Узнавания родственных слов.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Например, перед изучением темы “Имя существительное” в 4 классе учитель должен быть уверен, что его ученики владеют следующими базовыми знаниями:

  • Определение понятия;
  • Род имени существительного;
  • Число имени существительного;
  • Правописание «ь» на конце имен существительных женского рода после шипящих.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок можно осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, используются после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты можно применять не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в парах, в группах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Это можно увидеть из сравнительной таблицы.

Результаты внутришкольного контроля по качеству обучения учащихся во 2-4 классах показывают высокую степень обученности по итогам года:

Качество знаний 2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч.г.
2 класс 3класс 4 класс
Русский язык 74% 75,8% 76,4%

Мною с детьми были составлены варианты тематических тестов по русскому языку по учебнику Л.М. Зелениной с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по пройденным темам.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

  • Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
  • Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
  • Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом. Кто овладел им на минимальном уровне. Кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. Кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Все учащиеся моего класса посещали факультативное занятие «Решение тестовых заданий по русскому языку», на занятиях которого я обеспечивала включенность каждого ученика не только решать тесты, но и самостоятельно составлять тестовые задания по пройденным темам. В результате ребята научились планировать свои действия, рассуждать, анализировать, классифицировать, творчески мыслить. У детей повысился уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности. Это позволило повысить качество знаний, сформировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. У учащихся возникла потребность в сотрудничестве. Результатом качественного усвоения учебного материала по предмету является участие школьников в городской олимпиаде по русскому языку, в которой одна из учениц заняла второе место.

Во Всероссийском конкурсе- игре «Русский медвежонок» - одна из учениц показала высокий результат - 97,44%.

Значимым результатом своей работы считаю успешное выполнение краевой контрольной работы по русскому языку, где учащиеся показали 100% качества знаний и показали средний рейтинг по школе – 78, 53%, по муниципалитету-71,34% и средний рейтинг по краю-72,50%.

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету, повышает качества знаний. Я сделала вывод, что у учащихся со слабым уровнем знаний по предмету качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления.

Тестовый контроль позволяет осуществлять педагогический процесс более интересным, содержательным и оптимальным.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. и др. – М.: Дрофа, 2000 г. – “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”
  2. Волошина О.И. Русский язык .Тесты: Начальн6ая школа.1- 4 кл.:Учебно-метод.пособие.-3-еизд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Быстрова М.Н. и др. Тесты: Начальная школа. 4 кл.: Учебн. - метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.
  4. Майоров А.Н. теория и практика создания тестов для системы образования. М., «Народное образование» 2000.