"Правоохранительные органы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями ; обратить внимание на то, что все они существуют и на территории нашего села и района;
  • учить пользоваться правовой терминологией, а также различать, в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав;
  • способствовать правовому воспитанию личности учащихся.

Основные понятия темы: правоохранительные органы, функция правоохранительных органов, презумпция невиновности, милиция общественного порядка и криминальная милиция.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор
  • Конституция РФ
  • Учебник обществознания

Методы ведения урока: беседа, работа с учебником

Длительность занятия: 2 урока

Урок охватывает учебную тему по обществознанию 7 класс «Кто стоит на страже порядка»

(Обществознание: человек, право, экономика. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, «Просвещение» 2008)

Следует учесть, что изучение темы носит ознакомительный характер. Более детальное её изучение в старших классах.

Ход урока

Вводная беседа:

Что такое закон? Почему законы важно соблюдать?

Почему закон нуждается в защите? Кого можно назвать стражами закона?

Целью нашего сегодняшнего урока будет знакомство с правоохранительными органами.

Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами СЛАЙД 1

Предположите, какие органы (организации) мы поселим в это здание? (идёт обсуждение)

1.

В одну из комнат мы разместим суд. СЛАЙД 2 (кликаем мышкой в первом окне второго этажа)

Вспомните историю древнего мира: кто имел право стать судьёй в Древних Афинах?

Кто судил в Древней Руси? А кто может стать судьёй по современным российским законам? ( Работа с Конституцией РФ- статья 119)

Все государства в разные времена стремились по разному решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них - презумпция невиновности. (Работа с термином: текст §7 стр 79, словарь стр 165)

Сделаем вывод: какова функция судов? СЛАЙД 3

Где у нас в селе расположен суд? (возможна фотография здания районного суда)

2.

В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ –СЛАЙД 2 (кликаем мышкой во втором окне.

-Каковы функции прокуратуры? (беседа, затем обращаемся к схеме учебника на стр.76. СЛАЙД 4

-Где у нас в селе находится здание прокуратуры? (возможна фотография здания районной прокуратуры)

3.

Следующая служба, которая относится к правоохранительным - ФСБ (Федеральная служба безопасности) Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» СЛАЙД 2(окно 3)

-Каковы функции ФСБ?

(Беседа, затем делается вывод: смотри схему на стр76 учебника. СЛАЙД 5)

4.

На территории нашего села есть таможня. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место. СЛАЙД 2(первый этаж 1-е окно)

-Какие задачи стоят перед таможней? В чем её правоохранительная функция? (Беседа, в заключении СЛАЙД 6)

(Физминутка)

5.

На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?

Милиция- это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме.

- Если говорить вообще, то что мы отнесём к функциям милиции? (Схема на стр 76 и СЛАЙД 7)

Далее идёт самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.

ЗАДАНИЕ: Прочитав страницы учебника 82-84, составьте схему структуры милиции СЛАЙД 8-9

(На работу даётся 15-20 минут, в зависимости от способностей учащихся, затем идёт коллективное обсуждение. В итоге показываем СЛАЙДЫ 10-14)

После сегодняшнего урока, говоря «Я пойду работать в милицию», вы будете знать, что стоит уточнить: а в какую милицию вы хотели бы пойти работать, в какую из её структур?

6.

К органам оказывающим населению юридическую, правовую помощь относят ещё нотариат и адвокатуру, но мы с вами чаще употребляем понятия, означающие профессии людей, работающих там:

- Чем занимается адвокат? ( Беседа, СЛАЙД 16)

-Чем занимается нотариус? (БЕСЕДА, СЛАЙД 17)

(Если ребята затрудняются ответить, то следует обратиться к словарю учебника: стр161 и стр164)

Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Мы сейчас это проверим.

Закрепление темы:

-В. Иванова , ученика 8 класса постоянно избивают родители.

-Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду.

- Вы решили отправить документы с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, в том числе и московский вуз.

- Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

Подведение итогов работы на уроке, домашнее задание.

Презентация.

Презентация для учителей.