Урок физического практикума: "Конденсаторы"

Разделы: Физика


«Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, нем. философ, 1724-1804 гг.

«Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет»
Фирдоуси, персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.

Цели работы:

  • Экспериментально продемонстрировать справедливость соотношений, использующихся при выводе формулы ёмкости последовательно соединённых конденсаторов;
  • Проведение опытов с параллельно соединёнными конденсаторами, экспериментальное подтверждение справедливости соотношения для ёмкости параллельно соединённых конденсаторов;
  • Научить применять знания в новой ситуации, развить умения объяснять справедливость формул;
  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • Развивать коммуникативные способности, расширить кругозор учащихся;

Тип урока: физический практикум. (2 часа)

Оформление:

  1. таблицы: «Конденсаторы», «Соединения конденсаторов»;
  2. презентация «Применение конденсаторов»;
  3. модели конденсаторов;
  4. лабораторное оборудование по теме;
  5. инструкции по выполнению работы;
  6. карточки отчёта по работе.

Ход урока

1. Организационный момент 

Здравствуйте ребята!

Мы с вами прошли большую тему «Электрическое и магнитное поле», познакомились с основными характеристиками, изучили законы, решали задачи. В данный момент, руководствуясь словами

«Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, нем. философ, 1724-1804 гг.

мы выполняем работы физического практикума, вы уже выполнили две работы. Сегодня мы будем работать по следующей теме: «Соединение конденсаторов». Но прежде нам следует вспомнить важность данной темы.

2. Презентация

(Приложение 1)

Давайте с помощью предложенной вам презентации этого материала поговорим о применении и использовании конденсаторов.

(презентация, слайды 1-16)

  1. применение конденсаторов;
  2. новые виды конденсаторов и их использование;
  3. повторение формул;
  4. соединение конденсаторов.

3. Практическая часть

Обратите внимание на ваши рабочие места, вы имеете инструкции по выполнению работ: каждая группа в составе 4 человек будет выполнять по две работы, вам нужно определиться и выбрать работу на один их видов соединения.

Выполнив свою работу в паре, вы должны обменяться мнениями о ходе проведения эксперимента, полученными результатами и выводами по работе. Кроме этого выбрать выступающего, который кратко расскажет о проделанной работе. Выслушав, внимательно своих товарищей вы можете внести исправления или дополнения в ответ, тем самым заработать себе дополнительную оценку. Каждый из вас, сдав отчёт (лист с отчетом есть на столе) по работе получит отметку за урок.

(слайды 17-22)

  1. Работа по инструкциям, заполнение отчётов. (Приложение 2)
  2. Подведение итогов по работе, выступление учащихся.
  3. Решение экспериментальной задачи:

Дано:

N= 3
С= 60 пФ

Определите, какие электроёмкости можно получить, используя различные соединения данных конденсаторов?

4. Заключение

«Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет»
Фирдоуси, персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.

«Полёт фантазии неспешен,
И всем доступно ремесло…»