Цель: познакомить учащихся с трагической судьбой экипажа АРПК «Курск», рассказать о спасательной операции, проходившей в Баренцевом море в августе 2000 года; воспитание патриотических чувств.
Оборудование: В ходе мероприятия на экране демонстрируются слайды презентации. Звучат песни о море, подводниках, их нелегкой службе и верной дружбе. Перелистываются страницы большого отрывного календаря. Стихотворения читаются на фоне тихой инструментальной музыки, соответствующей теме.
Ход мероприятия
Песня в исполнении Н. Лактионова «Волны в шторме»
Ведущий 1: Прошло почти 10 лет… 12 августа 2000 года перестал существовать боевой корабль Северного Флота «Курск». 118 членов экипажа погибло в страшной трагедии. Трагедии, которая своей безысходностью и неопределённостью развития событий, не оставила равнодушным ни одного человека в России. Это был сильный удар для флота и несоизмеримый удар для жён, детей, родителей и близких людей. Погибли прекрасные ребята. Они навсегда останутся в нашей памяти молодыми, веселыми и энергичными людьми.
Ведущий 2: "Курск" подняли. Вопрос о том, что погубило такой корабль – однозначно не закрыт и вызывает разные мнения. Одно будет неизменно – жизни 118 человек не вернуть.
О том аде, который творился в отсеках "Курска" мы никогда не сможем узнать. Мы можем только догадываться, как там было жутко.
Чтец 1:
Не умолкает и ночами
Воды и ветра давний спор.
Века свинцовыми волнами
Морщинят Баренца простор.
А в глубине, задраив люки,
Висит глухая тишина.
Как будто камни, тонут звуки
И тают, не достигнув дна.
И нет безмолвнее той тайны,
Что в толще вод погребена.
Как разговор исповедальный,
Хранит былое глубина.
Ведущий 3: С первых же дней таинственная гибель подводной лодки "Курск" стала обрастать версиями, домыслами и даже сплетнями. И каждый раз события связывали с какими-то роковыми предзнаменованиями. Вспомнили, что Ванга якобы давно предсказала, что Курск окажется под водой и весь мир будет его оплакивать. Вот только не уточнила вещунья, что это – название подводной лодки, а не города. И какие-то астрологи появились, утверждающие, будто на звездном небе давно эта трагедия отпечаталась...
Чтец 2:
Когда бы времени движенье
Возможно было обуздать,
Вернуть из прошлого мгновенье
И, словно поезд, задержать,
И тотчас все переиначить,
На новый путь перевести,
Другую станцию назначить,
Зелёный свет на всем пути...
Какой свершить все это силой?
Неудержимый, как порыв,
Несётся вдаль локомотив,
Курком взведённым всё, что было,
На "до" и "после" разделив.
(По ходу называния дат в большом отрывном календаре «листаются» дни)
Ведущий 4: 2000 год 12 августа. Во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 "Курск" (командир лодки – капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. В 23.44 в районе, где находилась АПЛ, зафиксирован взрыв.
Песня Ю.Визбора «Командир»
Чтец 3:
К развязке двигалось ученье,
Неумолимо, как судьба.
Приказ, тревога, погруженье,
Венцом – торпедная стрельба.
В сценарий вписываясь четко,
Укрывшись мраком глубины,
Кралась к "противнику" подлодка –
Как меч, упрятанный в ножны,
Чтоб на послушном расстоянье
Обрушить яростный клинок...
Томилось время в ожиданье,
Лелея выявить итог.
Как вдруг, ломая план, поспешно
Пошёл на всплытье командир:
"Нагрев торпеды!" – от депеши
Сотрясся радиоэфир.
И – в глубину без канители:
Мятеж огня предотвратить.
"Товсь!" – изготовиться успели,
Но не успели отстрелить.
И, созданные для победы
Талантом русским и трудом,
Свои ж ударили торпеды –
Взнесённым со спины ножом…
Ведущий 5: 13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04.51 АПЛ обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
Песня из кинофильма «Тяжелая вода»
Ведущий 1: 108 метров – насколько это глубоко? Затонувшая российская подлодка "Курск" лежит на глубине 107 метров на илисто-песчаном дне Баренцева моря. Длина самой субмарины – 154 метра. Для сравнения: высота Домского собора 90 метров. Давление на глубине 100 метров в 12 раз больше нормального атмосферного, температура воды близка к нулю.
Ведущий 2: 14 августа в 11.00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорится, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат "Колокол" осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. Источник в ВМФ говорит РИА "Новости", что "вопрос о том, чтобы экипаж оставил подводную лодку, пока не стоит". При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть.
Ведущий 3: Выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало. Волнение моря в районе катастрофы – 4-5 баллов. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. По предварительным данным, на лодке затоплены носовые отсеки. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.
Ведущий 4: 15 августа в район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Шторм не позволил спасателям начать работу. В Североморск прилетели специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" – разработчика субмарин типа "Курск" (проект 949А). Генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Баранов признал, что воздуха на АПЛ хватит всего на 5-6 дней. В Москве создана правительственная комиссия по расследованию причин аварии субмарины во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. В Брюсселе российские военные начали консультации с коллегами из НАТО.
Ведущий 5: 15 августа представитель штаба Северного флота говорит журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявляет, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.
Песня «Письмо» в исполнении А. Розенбаума
Ведущий 1: 16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке. В 15 часов президент России Владимир Путин заявил, что "ситуация с подводной лодкой "Курск" тяжелая, критическая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки будут продолжены". Адмирал Куроедов заявил, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.
Чтец 4:
К-141 (Николай Ковыляев, выпускник 1981 г. Курск, 20.08.2000 г.)
Боль тяжёлых утрат
Непонятна и неотвратима.
"Норман Паинер" с "Игл"
Сквозь дремучие мили летят…
Штормовые ветра,
Ночь, прожитая в диком бессилье,
Чтоб скорее спасти,
Отмолить, погибающих наших ребят.
Крейсер падает вниз,
Пузыри громоздятся навылет.
Тишину разорвав,
Взрывом диким, ушедшим во мглу…
Скрежет прочных листов,
Трещин страшных не санти…, не мили…
Поглощённых отсеков,
Воды тихий, дикий приют…
Свет, пролейся скорей
В наркотической давке азота…
В углекислом удушье,
В давлении диком пройди!
В тьме найди всех живых,
В полуобмороке или во рвоте,
В наркотическом сне
Разбуди, подними, отогрей!
Вместе с ними лежу,
Собирая последние силы,
Чтобы снова отбить
Девять страшных ударов о борт…
Ведущий 2: 17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).
Ведущий 3: 18 августа операция продолжена силами российских спасателей, но результата нет. Впервые официально сообщают, что на “Курске” могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке уже не работает. Акустической связи с теми, кто находится на борту субмарины, нет. Главное событие в Мурманске – опубликование списков членов экипажа “Курска”.
Ведущий 4: Одному из спасательных аппаратов удаётся пристыковаться к спасательному люку субмарины. Но из-за деформации корпуса “Курска” экипажу спасательного аппарата не удается достичь герметичного соединения. После нескольких неудачных попыток отогнать воду от переходного туннеля батискаф вынужден был всплыть для перезарядки аккумуляторных батарей.
Ведущий 5: День восьмой. 19 августа 2000 года. Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки “Курск” час от часу становятся всё более пессимистичными. Все чувствуют, что должно что-то случиться К месту аварии подходят западные спасательные суда. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.
Ведущий 1: 20 августа 2000 года. Норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка подлодки “Курск”, но они не могут попасть внутрь, поскольку их водолазные костюмы очень громоздкие и не приспособлены для проникновения в узкие люки субмарины. Немного позже норвежцы объявят: “Живых на “Курске” нет”
Ведущий 2: Что происходило в 9-м отсеке? К 13-00 там собралось 23 человека, перешедших сюда из 6, 7 и 8-ого отсеков. Общее командование взяли на себя капитан-лейтенанты Рашид Аряпов и Дмитрий Колесников. Подводники прежде всего “поддули” отсек, т. е. создали в нём повышенное давление, чтобы избежать поступления воды. Аварийное освещение в отсеке отсутствовало. Подводники пользовались аварийными фонарями, применяя их в крайних случаях.
Ведущий 3: Экипаж отсека готовился покинуть лодку свободным всплытием. Для этого были приготовлены дыхательные аппараты. Но чтобы всплыть, надо вначале покинуть субмарину. А этого-то подводники сделать не смогли. Все их попытки открыть аварийно-спасательный люк снизу успехом не увенчались. Подводники прекрасно понимали, что после того, как лодка не вышла на связь, по флоту уже объявлена тревога и их ищут. А потому теперь всеми силами надо бороться за живучесть отсека. Как это мучительно – ждать…
Ведущий 4: К вечеру в отсеке стало ощущаться кислородное голодание, и было решено зарядить регенерационные двухъярусные установки свежими пластинами. Эту операцию выполняли трое подводников. Они подошли к установке, имея при себе банку с пластинами, и начали перезарядку. В этот момент кто-то из них уронил пластину в воду, перемешанную с маслом. Почему это случилось, можно только предполагать. Скорее всего, сказались усталость, теснота и недостаток освещения. Раздался взрыв.
Ведущий 5: Находившиеся рядом с установкой люди погибли мгновенно. Остальные жили немногим дольше. Взрыв выжег весь кислород в отсеке, выделив огромное количество угарного газа. Взрыва никто не ожидал, потому все подводники были без дыхательных аппаратов. Это был конец. Люди молча попадали в воду, чтобы уже никогда из неё не подняться.
Чтец 5:
Над гибелью «Курска» сомнений нагрузка,
Над гибелью «Курска» – туман.
И весь экипаж после скорбного спуска
Под землю, в ночной океан
Взывает к нам, просит о помощи, братцы,
Он просит сегодня во всем разобраться-
Зачем же такое могло состояться,
Зачем этот вечный обман?!
Их светлые души над морем и сушей
Все видят встречая День флота.
Не судят нас за наше к ним равнодушье,
Надеясь, что все же разбудят кого-то.
Их души летают невидимой стаей
И тщатся последней надеждой,
Что люди когда-нибудь что-то узнают
И не повторится, как прежде.
А мы все глотаем, глотаем, глотаем
Нелепые пресс-оправданья
И также не знаем, не знаем, не знаем
Зачем остановлено ваше дыханье.
Но души кружат и кружат над Землею
И не дадут нам покоя,
Пока не поймем мы, пока не усвоим,
Пока не узнаем вполне –
Зачем и по чьей то случилось вине.
Минута молчания. Ансамбль Северного флота, песня «Курск»
Ведущий 1: Операция по подъёму тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и завершилась 7 ноября. Затем поднимали саму подлодку – без первого отсека, где находились боеприпасы. Её отбуксировали в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени – зимы 2001 года были извлечены и опознаны тела 115 из 118 погибших подводников. Комиссия по расследованию причин гибели атомохода «Курск» причиной трагедии назвала взрыв торпеды.
Ведущий 1: Теперь в память о сыновьях, мужьях, братьях в домах родственников остались только многочисленные благодарственные грамоты за отличную службу, вымпелы, книги про море и морской флот. Да еще фотографии, на одну из которых нельзя смотреть без слез – большое цветное фото, на котором красавица-подлодка «Курск» рассекает волны Ледовитого океана...
КРОВАВЫЙ ШРАМ В КАЛЕНДАРЕ
Памяти экипажа подводной лодки «КУРСК»
Не видно врага, да и был ли враг?
Следствие есть, была ли причина?
Пламенем чёрным Андреевский флаг,
Стальной саркофаг,
Пучина.
Чайки кружатся чинно.
Днём и в ночи
Плачь и молчи,
Пучина.
Сколько оборвано нитей…
И кто на Россию зарится?
Какие неандертальцы?
Кричу и Душой и кожей –
Б-же, Всесильный Б-же,
Простёртой рукой обезводь
Море,
На этот раз Баренца. –
...
Спите, страдальцы,
Прости нас, Г-дь…
БОРИС КУШНЕР (Pittsburgh),
20 августа 2000 г.
Песня «Там, за туманами» в исполнении группы «Любэ»