Методические рекомендации к уроку русского языка "Такой разнообразный русский язык"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные: обобщение полученных знаний о значении русского языка в творчестве русских писателей и поэтов; формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи, активизировать словарный запас;
  2. Развивающие: развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся с помощью заданий исследовательского характера;
  3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры мышления.

Оборудование: творческие работы учащихся, раздаточный материал для групп, презентация учителя (приложение 1), презентация ученика (приложение 2).

Ход урока

1. О значении русского языка.

(приложение 1)

Учитель: Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».

Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский, на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.

О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

1 ученик: Лев Николаевич Толстой говорил: «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».

2 ученик: Якутский поэт Данилов так говорил о значении русского языка:

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.

А вот так ребята написали в своих сочинениях.

3 ученик (Мельничук Ксения): Очень богат и разнообразен русский язык. На этом языке говорили и писали стихи Пушкин и Лермонтов. Писали свои великие произведения Толстой и Чехов.

Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием средств выражений, с ярким разнообразием красок. Никакой другой язык не богат таким превосходством. высокая культура разговоров и письменной речи, хорошее знание русского языка и творческой деятельности – самая лучшая опора. Русский язык богат и глубок для выражений простых понятий. в этом мире нет языка лучше нашего.

4 ученик (Бурбаева Людмила): Язык – наш учитель. Каждое слово – урок. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

5 ученик: Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками».

Учитель: А что значит беречь язык? Беречь язык – это значит уметь правильно употреблять слова, правильно их говорить, грамотно выражать свои мысли, не засорять свою речь ненужными словами.

2. Работа в группах.

«Грамота – к мудрости ступенька» - гласит русская пословица. На уроках русского языка мы часто используем пословицы и поговорки. Выполните следующее задание: в каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

1-2 группа:

  • От иной похвалы хоть в землю уйти.
  • Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  • Не солома красит гумно, а зерно.
  • Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
  • Где охота и труд, там и поля цветут.

3-4 группа:

  • Все за одного, а один за всех.
  • Не все то золото, что блестит.
  • Не боялся браться, так и не страшись делать.
  • Виноватый винится, а правый ничего не боится.
  • Из дуги оглобли не сделать.

(За все браться – ничего не сделать)

Объясните смысл пословицы.

Учитель: Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Послушайте загадки – шутки и отгадайте их:

  1. Его вешают, приходя в уныние,
    Его задирают зазнайки,
    Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело? (нос)

  2. Не цветы, а вянут,
    не ладошки, а ими хлопают, если что-то не понимают,
    не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные? (уши)

Учитель: Прочитайте рассказ и найдите 10 фразеологизмов.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться – растерялись мы.
– Вот пустомеля, возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки. – успокоил дед, – со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дед не дал. Малы еще.

Учитель: – А теперь следующее задание: к каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

  • хвост
    холод

  • перстень
    характер

  • нервы
    трубы

  • жизнь
    конфеты

Учитель: О значении знания грамматики написала стихотворение Ольга Высотская, которое называется «Серьезный разговор»

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
с днем рожденья не поздравить.

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Будь старательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Учитель: Об уроке русского языка написала интересное сочинение Подковырова Татьяна.

Путешествие по стране Русского языка.

Русский язык один из моих любимых предметов. На этом уроке я погружаюсь в страну знаний. В этой стране я узнаю различные правила, написания многих слов. Кажется, что мы едем в поезде. Каждый день мы проезжаем разные города, сейчас мы находимся в городе Наречий. О наречиях я узнала очень много. Оказывается, это очень интересные слова, которые добавляют красок в нашу речь.
И вот мы проезжаем по лесу словарных слов. В таком лесу можно наломать много дров! Человек с плохой памятью может легко здесь заблудиться!
Мы выезжаем из леса и попадаем в чистое поле. Наш поезд остановился и все вышли из вагонов. А вокруг словно полевые цветы выглядывают приставки, суффиксы, корни, окончания. Что же это за поле? Поле, где вырастают части слова. Мы ходим по полю и складываем корни и приставки, добавляем окончания и суффиксы. Интересно! Но остановка была недолгой и мы поехали дальше.
На пути этого поезда много любопытных остановок, но нет конечной. Русский язык необъятный, как и наши родные просторы.

Учитель: А теперь следующее задание: отгадайте слова:

1-2 группа:

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(рассказчик)

3-4 группа:

Суффикс из слова руководитель,
Приставка из слова возможность,
Корень из слова пропитание.
(воспитатель)

Учитель: А Краснояров Владимир написал такое стихотворение:

Урок русского языка.
Прозвенел звонок у нас,
Все спешат скорее в класс.
Русский начался урок!
И какой с него нам прок?
Изучаем мы приставки,
В голове белиберда.
Он уехал, ты приехал,
Все разъехались – куда?
Раз пристала – пишем слитно,
Надо помнить нам всегда.
Ну, а если между нею
Слово вставить кто-то смог,
Получается другое – получается предлог.
И тогда его раздельно
Должен ты писать, дружок!
На зелененькой лужайке
В чистом воздухе звенит.
Что звенит? Звенит звонок!
Вот и кончился урок.

Учитель: Пшеборовская Александра провела исследование «Правописание предлогов». (приложение 2)

Проблема исследования:

Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

В связи с проблемой поставлена цель: определение роли предлога в предложении.

Объект исследования: уроки русского языка.

Предмет исследования: роль предлога в предложении.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения предлогов.
  2. Определить роль предлога в предложении.
  3. Изучить литературу и сделать выводы по теме исследования.

На основе выше сказанного выдвинута гипотеза исследования: если знать правила написания предлогов с другими частями речи, то можно грамотно писать.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдения, интервью.

1. Из истории слова.

Длинная история у нашего коротенького предлога.

С греческого языка когда-то было переведено слово protesis. Предлог [про-] там – приставка, означающая перед, пред, а [ тезис ] имело по-гречески много значений, среди которых было и «предложение», «укладывание».

Теперь мы можем ясно видеть, что пред-лог есть как бы буквальный перевод, так сказать «пере-ложение» на славянский язык греческого [протэзиса].

Надо сказать, что греческое [протэзис] было в свое время усвоено римскими грамматиками. Тут оно превратилось в латинское preposition, состоящее опять-таки из [прэ] – «перед» и [позицио] – «положение».

В нашей современной грамматике термин «предлог», пожалуй, является переводом именно латинского перевода. А возможно, посредником между латынью и нами мог оказаться и ее потомок – французский язык: в нем предлог звучит, как proeposition.

Предлог имеет и иносказительное значение – искусственно созданный повод, причина. Например, «она ищет любой предлог, чтобы не поехать на дачу».

2. Роль предлога в предложении.

Конечно, имена существительные, числительные и местоимения – вполне самостоятельные части речи и сами могут вступать в отношения с другими слова. Однако без предлогов не уедешь далеко. Как без них обозначить отношение к месту (уехать в город), совместимости (делить друг с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на починку), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения? Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения с другими словами были еще шире и разнообразнее, и они согласились использовать предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу на приходится нести 33 значения и 33 оттенка, предлогу с – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог вдоль имеет всего одно значение. Вот почему предлоги на и с сгибаются под тяжестью значений, а предлог вдоль идет налегке. Не обременены значениями и предлоги вследствие, в отношении, в целях, по линии и другие.

Таким образом, не только окончания, но и предлоги помогают выполнять работу в предложении словам, называющим предметы. Они служат для присоединения имен существительных, местоимений к другим словам.

По происхождению предлог – это калька с греческого и буквально означает «перед словом». Всего насчитывается около двух сот предлогов. Они занимают четвертое место по частотности употребления. Предлоги – это служебные частицы речи, это «словечки отношений». Хорошее значение соотношений между предлогами и падежами поможет овладеть преложно-падежными конструкциями русского языка.

3. Почему предлоги пишутся отдельно от других слов?

Существует такая сказка «Ссора предлогов со всеми словами».

«Ссора предлогов со всеми словами».
Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-либо задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отделились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

4. Исследовательская работа по теме «Правописание предлогов»

Нами был проведен опрос по данной теме. В нем приняли участие директор школы, завуч, методист, учителя русского языка и литературы старшей школы, учителя начальной школы, ученица 10 класса, учащиеся начальной школы.

Всем участникам были заданы следующие вопросы:

  1. Частей речи в русском языке очень много, но нас больше интересуют предлоги. Как вы думаете, нужна ли эта часть речи?
  2. Как отличить предлог от других частей речи?

На первый вопрос все участники дали ответ: конечно, предлоги как часть речи в русском языке необходимы, они служат помощниками в предложении.

На второй вопрос директор школы Татьяна Борисовна Лыскина дала такой ответ: «Предлоги – служебные части речи, уточняют грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлога вообще не употребляется», а вот учитель начальных классов Воронина Наталья Николаевна предложила такой способ: если между предлогом и словом можно поставить другое слово, то пиши предлог отдельно. Методист школы Светлана Сергеевна Кречетова подметила такую особенность: «Предлог – это маленькое слово, оно может состоять из одной или двух букв. Такие предлоги наиболее часто встречаются на уроках русского языка в начальной школе, а с наиболее сложными предлогами учащиеся знакомятся в старших классах». Лариса Анатольевна Кулагина – завуч школы посоветовала: «Предлоги не следует смешивать с приставками. Предлог никогда не пишется перед глаголом».

Для учащихся 4 класса были предложены следующие задания.

  1. Шуточные вопросы-загадки:
    – название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)
    – из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от)
    – из каких четырех предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-с-о-с)

  2. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
    Вышел … дому, сошел … крыльца, пошел … дорожке, зашел … двор, подошел … воротам, отошел … газетному киоску, дошел … киоска, вошел … трамвай.

Таким образом, мы пришли к выводу, что предлоги в русском языке необходимы и играют большую роль в предложении.

Заключение.

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.

Пришли мы к выводу. Итак,
Мы можем сделать вед и так:
Мы выучим предлоги, зато
Нас и похвалят все за то.

3. Итог урока.

В русском языке много разных правил, мне хочется пожелать вам настойчивости, терпения, продвижения только вперед.