"Игровая технология на уроках географии"

Разделы: География


Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные?

Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, “скачивают” информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.

Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее подумываю варианты мотивов учащихся:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи,

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,

- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.

Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.

В своей практике я использую такие типы уроков: урок – соревнование, урок – экспедиция, КВН, урок – викторина.

Я приведу примеры уроков, проведенных по игровой методике в 6 классе и 8 классе. Я очень часто использую уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.

Обобщение по теме “Атмосфера”.

Цели урока. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”,активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них стремление к получению новых знаний.

Развивающие; совершенствовать умение сравнивать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Воспитательные: формировать представление об окружающем мире.

Ход урока

1.Организационый момент

Формирование групп. Объяснение правила игры (за каждый правильный ответ 1 балл).

На экране показывается Презентация (Приложение 1)

1 конкурс “Кто быстрей” (1 балл). Слайд 2 – 12.

  1. Что означает слово “атмосфера”?
  2. В составе тропосферы, сколько содержатся кислорода?
  3. Где в ясную погоду жарче в лесу или в поле?
  4. Что такое атмосферное давление?
  5. Что это за даты 21 марта, 23 сентября?
  6. Почему день сменяет ночь?
  7. Что называется ветром?
  8. Где солнце в зените 2 раза в году?
  9. Климатом называется……
  10. Виды атмосферных осадков?

2 конкурс. “Географический бой”. Слайд 13

Команды друг другу задают вопросы- термины по теме “атмосфера” (1 балл).

3 конкурс. “Синоптики”. Слайд 14

Задание на карточках.

1 команда. Какова высота горы, если у ёе подножья температура + 26 , а на вершине - 10.

2 команда. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха -20, а у поверхности Земли + 24.

4. конкурс. “Метеорологи”. Слайд 15

Задание на карточках.

1 команда. Начертить график температур по данным.

2 команда. Начертить розу ветров по данным.

А пока метеорологи чертят, мы поиграем.

5 конкурс. “Цифры атмосферы”. (1 балл). Слайд 16 – 23.

Что означают эти цифры.

760 мм. рт. ст., 22 декабря, 78%, 66 5 с.ш., 21%, 10-11 км., 22 июня, 23 5 ю. ш…

6 конкурс. “Фенологи”. Слайд 24

Команды по очереди называют народные приметы (можно в пословицах и в поговорках).

Кто больше назовет, получает больше баллов.

7 конкурс. “Мюнхгаузенов”. Слайд 25 - 26

1 команда. Вы путешествуете на воздушном шаре, зачитайте отрывки из вашего дневника.
2 команда. Вы явились свидетелем необычного явления в атмосфере. Расскажите об этом случае.

8 конкурс. “Четвертый лишний”. Слайд 27

Все слова строки объединены какой-то логической связью. А одно выпадает.

  1. Дождь, град, бриз, снег.
  2. Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность
  3. Барометр, муссон, осадкомер, гигрометр.
  4. Бриз, дождь, муссон, ветер.

9 конкурс. “Моделирование” Слайд 28.

Это задание целесообразно давать ребятам в хорошо подготовленном классе.

Как изменилось бы на земном шаре положение с временами года, если бы земная ось была бы:

1 команда. Перпендикулярна плоскости орбиты.

2 команда. Параллельна плоскости орбиты.

Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 29.

Приложение 1.

Презентация к уроку

Второй урок – это путешествие по родному краю, объяснение нового материала. Учащиеся должны показать, как они умеют пользоваться картами, описать природный комплекс Астраханской области.

Урок-экспедиция “ПК Астраханской области”.

Цели урока: Совершить путешествие по разработанному маршруту, используя при этом карты атласа, описать природный комплекс Астраханской области, выявить по картам взаимосвязи между компонентами ПК.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в экспедицию по Астраханской области. Наши задачи состоят в том, чтобы: Совершить путешествие по маршруту, описать природный комплекс, выявить в нем взаимосвязи компонентов.

Мы отправляемся от города-героя Волгограда, который возник в 1589 году на левом берегу Волги. Потом в 1615 году был перенесен на правый берег реки, тянется Волгоград более чем на 70 км. по Волги. Последняя остановка будет самый древний город Нижнего Поволжья Астрахань (основана в 1556 году).

Мы начинаем свое путешествие, двигаясь вниз по течению реки Волга. Взгляните, вдоль берегов тянется желтая полоса песчаного берега, оазис дельты окружен пустыней.

Давайте определим ГП зоны полупустыни и пустыни.

( Учащиеся определяют ГП зоны, используя карты атласа).

Двигаясь по Волге, можно изучить рельеф территории Астраханской области. С помощью карт атласа определите особенности рельефа данной территории.

( Учащиеся определяют особенности рельефа Астраханской области).

Сделав необходимые описания о рельефе, мы почувствовали жару и сделали остановку. Почему здесь на реке так жарко?

(Отвечая на вопрос, учащиеся работают с картой атласа и выполняют следующие действия.)

  1. По климатической карте определяют, в каком климатическом поясе находится Астраханская область.
  2. Называют основные особенности этого типа климата (определяют средние температуры зимы и лета, осадки).
  3. Отвечают на вопрос.

Несмотря на жару, мы с вами прибыли в Астрахань.

Взгляните на карту. Что можно сказать о речной системе этой могучей реки?

(Учащиеся с помощью карт определяют особенности речной системы Волги).

Мы изучили отдельные компоненты природы; рельеф, климат, внутренние воды. Какую взаимосвязь между этими компонентами вы заметили?

Вы знаете, что многие животные и растения занесены в Красную книгу России. Давайте вспомним их. (Ученики перечисляют растения и животных Астраханской области, которые занесены в Красную книгу).

Так заканчивается наша экспедиция по Астраханской области. Мы будем вспоминать горячее солнце, величавую Волгу, уникальные беровские бугры, неприметную пустынную растительность, разнообразный животный мир.

В конце урока отмечаются наиболее активные учащиеся, выставляются оценки.

В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.

Литература:

  1. Современный урок. Методические разработки уроков. Москва “Школьная Пресса” 2002 г.
  2. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “География. Начальный курс. 6 класс” Дрофа 2007 г.
  3. Энциклопедия “География”. “РОСМЭН” Москва 2000 г.
  4. С. А.Шмаков “Игры учащихся – феномен культуры” Москва. Новая школа 1994 г.