Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные?
Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, “скачивают” информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.
Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее подумываю варианты мотивов учащихся:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи,
- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,
- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.
Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.
В своей практике я использую такие типы уроков: урок – соревнование, урок – экспедиция, КВН, урок – викторина.
Я приведу примеры уроков, проведенных по игровой методике в 6 классе и 8 классе. Я очень часто использую уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.
Обобщение по теме “Атмосфера”.
Цели урока. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”,активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них стремление к получению новых знаний.
Развивающие; совершенствовать умение сравнивать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитательные: формировать представление об окружающем мире.
Ход урока
1.Организационый момент
Формирование групп. Объяснение правила игры (за каждый правильный ответ 1 балл).
На экране показывается Презентация (Приложение 1)
1 конкурс “Кто быстрей” (1 балл). Слайд 2 – 12.
- Что означает слово “атмосфера”?
- В составе тропосферы, сколько содержатся кислорода?
- Где в ясную погоду жарче в лесу или в поле?
- Что такое атмосферное давление?
- Что это за даты 21 марта, 23 сентября?
- Почему день сменяет ночь?
- Что называется ветром?
- Где солнце в зените 2 раза в году?
- Климатом называется……
- Виды атмосферных осадков?
2 конкурс. “Географический бой”. Слайд 13
Команды друг другу задают вопросы- термины по теме “атмосфера” (1 балл).
3 конкурс. “Синоптики”. Слайд 14
Задание на карточках.
1 команда. Какова высота горы, если у ёе подножья температура + 26 , а на вершине - 10.
2 команда. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха -20, а у поверхности Земли + 24.
4. конкурс. “Метеорологи”. Слайд 15
Задание на карточках.
1 команда. Начертить график температур по данным.
2 команда. Начертить розу ветров по данным.
А пока метеорологи чертят, мы поиграем.
5 конкурс. “Цифры атмосферы”. (1 балл). Слайд 16 – 23.
Что означают эти цифры.
760 мм. рт. ст., 22 декабря, 78%, 66 5 с.ш., 21%, 10-11 км., 22 июня, 23 5 ю. ш…
6 конкурс. “Фенологи”. Слайд 24
Команды по очереди называют народные приметы (можно в пословицах и в поговорках).
Кто больше назовет, получает больше баллов.
7 конкурс. “Мюнхгаузенов”. Слайд 25 - 26
1 команда. Вы путешествуете на воздушном шаре,
зачитайте отрывки из вашего дневника.
2 команда. Вы явились свидетелем необычного
явления в атмосфере. Расскажите об этом случае.
8 конкурс. “Четвертый лишний”. Слайд 27
Все слова строки объединены какой-то логической связью. А одно выпадает.
- Дождь, град, бриз, снег.
- Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность
- Барометр, муссон, осадкомер, гигрометр.
- Бриз, дождь, муссон, ветер.
9 конкурс. “Моделирование” Слайд 28.
Это задание целесообразно давать ребятам в хорошо подготовленном классе.
Как изменилось бы на земном шаре положение с временами года, если бы земная ось была бы:
1 команда. Перпендикулярна плоскости орбиты.
2 команда. Параллельна плоскости орбиты.
Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 29.
Приложение 1.
Второй урок – это путешествие по родному краю, объяснение нового материала. Учащиеся должны показать, как они умеют пользоваться картами, описать природный комплекс Астраханской области.
Урок-экспедиция “ПК Астраханской области”.
Цели урока: Совершить путешествие по разработанному маршруту, используя при этом карты атласа, описать природный комплекс Астраханской области, выявить по картам взаимосвязи между компонентами ПК.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в экспедицию по Астраханской области. Наши задачи состоят в том, чтобы: Совершить путешествие по маршруту, описать природный комплекс, выявить в нем взаимосвязи компонентов.
Мы отправляемся от города-героя Волгограда, который возник в 1589 году на левом берегу Волги. Потом в 1615 году был перенесен на правый берег реки, тянется Волгоград более чем на 70 км. по Волги. Последняя остановка будет самый древний город Нижнего Поволжья Астрахань (основана в 1556 году).
Мы начинаем свое путешествие, двигаясь вниз по течению реки Волга. Взгляните, вдоль берегов тянется желтая полоса песчаного берега, оазис дельты окружен пустыней.
Давайте определим ГП зоны полупустыни и пустыни.
( Учащиеся определяют ГП зоны, используя карты атласа).
Двигаясь по Волге, можно изучить рельеф территории Астраханской области. С помощью карт атласа определите особенности рельефа данной территории.
( Учащиеся определяют особенности рельефа Астраханской области).
Сделав необходимые описания о рельефе, мы почувствовали жару и сделали остановку. Почему здесь на реке так жарко?
(Отвечая на вопрос, учащиеся работают с картой атласа и выполняют следующие действия.)
- По климатической карте определяют, в каком климатическом поясе находится Астраханская область.
- Называют основные особенности этого типа климата (определяют средние температуры зимы и лета, осадки).
- Отвечают на вопрос.
Несмотря на жару, мы с вами прибыли в Астрахань.
Взгляните на карту. Что можно сказать о речной системе этой могучей реки?
(Учащиеся с помощью карт определяют особенности речной системы Волги).
Мы изучили отдельные компоненты природы; рельеф, климат, внутренние воды. Какую взаимосвязь между этими компонентами вы заметили?
Вы знаете, что многие животные и растения занесены в Красную книгу России. Давайте вспомним их. (Ученики перечисляют растения и животных Астраханской области, которые занесены в Красную книгу).
Так заканчивается наша экспедиция по Астраханской области. Мы будем вспоминать горячее солнце, величавую Волгу, уникальные беровские бугры, неприметную пустынную растительность, разнообразный животный мир.
В конце урока отмечаются наиболее активные учащиеся, выставляются оценки.
В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.
Литература:
- Современный урок. Методические разработки уроков. Москва “Школьная Пресса” 2002 г.
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “География. Начальный курс. 6 класс” Дрофа 2007 г.
- Энциклопедия “География”. “РОСМЭН” Москва 2000 г.
- С. А.Шмаков “Игры учащихся – феномен культуры” Москва. Новая школа 1994 г.