Цели урока:
Образовательные: закрепить знания учащихся об инерции, движении тел под действием равных противоположно направленных сил, обратить внимание учащихся на то, что возникновение или изменение движения тела возможно только в результате его взаимодействия с другими телами.
Воспитательные: формирование интереса к наблюдениям за явлениями окружающей действительности и объяснение протекающих процессов природы.
Развивающие: развитие диалектико-материалистического мировоззрения. Умения анализировать факты и явления на основе теоретических представлений. Умения вычленять общие естественнонаучные понятия.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и методические приемы: беседа, презентации, решение качественных задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, динамометр, наклонная плоскость, брусок, гиря, песок, гладкие шарики от подшипников, иголка, нитка, лента, гвоздь, молоток, кусочек дерева.
Ход урока
1. Организация учащихся на работу (1 минута).
2. Новый материал: (41 минута).
В обыденной жизни мы пришиваем пуговицы, сидим, едим, ходим, пишем.
Что помогает нам выполнять все эти операции?
Знаем, что как бы ни был гладок лед, спортсмен, разогнавшись на коньках, обязательно останавливается, останавливается и автомобиль, после того как выключают его двигатель.
Что является причиной изменения скорости?
При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называют трением.
Трение – это настолько распространенное явление, что нам, за редким исключением, не приходится призывать его на помощь: оно является к нам само.
Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, куда их поставили. Блюда, тарелки стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на пароходе во время качки.
Пчела добывает нектар из цветка, птица сидит на ветке дерева, её гнездо держится на ветвях - всё это оказывается возможным благодаря трению. Мы должны быть благодарны трению, оно помогает нам жить. Изучая явления, связанные с трением мы приходим к следствиям, к которым оно приводит. Инженеры стремятся по возможности устранить его в машинах – и хорошо делают. В механике о трении говорится как о крайне нежелательном явлении, и это правильно, - однако лишь в узкой, специальной области. Разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке.
Силу, возникающую при соприкосновении тел друг с другом, называют силой трения.
Она обозначается буквой F с индексом Fтр. Проследим за проявлением силы трения.
Установим наклонную плоскость, на ней расположим брусок, к бруску прикрепим динамометр, и будем равномерно и прямолинейно перемещать его вдоль плоскости.
Что показывает динамометр?
Как будет двигаться тело, если сила тяги
будет больше силы трения?
Почему силу трения следует измерять при
равномерном движении? (В этом случае тело
движется по инерции).
Установим деревянный брусок на наклонной плоскости, и будем равномерно перемещать его вверх.
Как направлена сила трения при движении
бруска по наклонной плоскости?
Как направлена сила трения при перемещении
одного тела по поверхности другого?
Измеряем силу трения, действующую на брусок, с помощью динамометра. Положим на брусок гирю. Вновь с помощью динамометра измеряем силу трения. Она оказывается больше силы трения, измеренной без груза.
Что это значит?
(Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше при этом сила трения).
Сила трения возникает не только во время движения. Стоит брусок на наклонной плоскости, но не скользит.
Что препятствует скольжению бруска?
Соберем на столе кучу песка, получается пирамида. Из гладких шариков от подшипников такой пирамиды образовать не удается.
Почему?
Вбиваем гвоздь в кусочек дерева, завязываем бант на ленте, вдеваем нитку в иголку, сшиваем два куска ткани.
Какая сила помогает нам выполнить все действия?
Существует сила трения покоя. Благодаря действию силы трения покоя часто осуществляется взаимодействие тел, в результате которого оба тела или одно из них приходит в движение. Деревянный брусок располагаем на тетрадном листке. Равномерно и прямолинейно передвигаем лист по поверхности стола. Брусок движется вместе с листом.
Какая сила удерживает брусок?
Подвесим игрушечный заводной автомобиль на шнурках в горизонтальном положении. Автомобиль заведем.
Рассмотрим движение бруска на катках. Когда брусок скользит по горизонтальной поверхности показания динамометра присоединенного к бруску больше, чем когда брусок помещают на круглые катки (карандаши).
Почему?
Существует сила трения качения, которая существенно меньше силы трения скольжения.
Закрепление:
- Когда возникает сила трения?
- Как направлена сила трения при движении тел?
- Как направлена сила трения, действующая на мешки с хлопком, рис.81?
Комментирование ответов учащихся, принимающих активное участие в работе на уроке, выставление оценок (2 минуты).
Домашнее задание: (1 минута)
§ 30,31 (по желанию подготовить письменно несколько примеров на трение в серьезной или шуточной форме с соответствующими рисунками).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5