Интегрированный урок (география + здоровьесберегающие технологии) по теме: "Гидросфера. Мировой океан – составная часть гидросферы" (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Цели:

  • Познакомить учащихся с гипотезой происхождения вод Мирового океана;
  • Расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;
  • Продолжить формировать мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли на примере “океан-атмосфера”, учить школьников обобщению знаний, умениям делать выводы, способствовать формированию у учащихся мотивации сохранения и укрепления своего здоровья, используя ресурсы окружающего мира.

Оборудование: физическая карта океанов; мультимедиа курс “География материков и океанов”; таблицы “Изменения температур вод”; “Солёность вод океана”; презентация “Органический мир океана”; видеофильм “Рапсодия океана”; арома-масла, морская соль.

План урока.

1. Организационный момент.

"Вы совершите путешествие в страну чудес!
Смена впечатлений взволнуют ваше воображение. Вы не устанете удивляться увиденному. Я хочу ещё раз окинуть взглядом всё что мной изучено в морских глубинах не однажды мною исследовано. Вы будете участником моих научных занятий и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны."

Ж. Берн.

2. Вводная беседа.

1) Назовите и покажите на карте части Мирового океана.
2) Сравните площадь суши и океана.
3) Какими свойствами обладает вода?
4) Что такое солёность? В каких единицах она измеряется?

3. Изучение нового материала.

1) Роль океана в жизни Земли.
2) Происхождение вод Мирового океана(демонстрация схемы мультимедиа) 3) Свойства вод океана (анализ таблиц).

1. Температура вод.

Средняя t°

Воздуха 14°

Воздуха 17°

Почему средняя t ° воды выше?

Какова роль океана в сохранении солнечного тепла на земле?

 

90°с.ш. -1,7° Как изменится t ° поверхности вод и почему?
60°с.ш. +4,8° Почему поверхности воды в северном полушарии
30°с.ш. +21° теплее, чем в южном? Какой океан самый тёплый и
0° + 27° почему?
30°ю.ш.-19°  
60° ю.ш. + 0°  
90°ю.ш. -1,3°  

Изменение t° воды с глубиной

Ом+16° Как изменяется температура с глубиной?
200+15,5°  
1000 + 3,8°  
2000 + 3,1°  
3000 + 2,8°  
5000 + 2,5°  

Рассказ о влиянии температуры вод Мирового океана на смягчение климата и здоровье человека.

Морской климат характеризуется высоким атмосферным давлением, влажностью, малыми колебаниями температур, отсутствием пыли и микроорганизмов в воздухе, он чистый, насыщен минеральными солями и их ионами, большим количеством кислорода и озона.

Еще в античной Греции великий врач Гиппократ подметил, что горный и морской воздух действует на человека благотворно, исцеляя от многих болезней.

Оздоровителем воздушной среды является атмосферное электричество, а точнее его носители – лёгкие аэроионы отрицательного знака, они необходимы нашему организму для полного усвоения кровью кислорода. Поэтому так легко дышится в горах, лесу, у моря. Кроме того на морском побережье много солнечного света богатого ультрафиолетовыми лучам.

Суммируя всё это, можно сказать, что морской климат очень целебный, так как человек здесь чувствует себя комфортно, организм насыщается кислородом, очищаются лёгкие, улучшается кровообращение и обмен веществ – происходит процесс оздоровление.

2. Солёность вод океана (%).

Средняя солёность вод Мирового океана - 35 %

Экваториальные широты % Какие причины влияют на величину солёности?
34
Тропические широты 35,8
Тихий океан 36,5  
Индийский океан 36,5 Почему Атлантический океан имеет самую
Атлантический океан 37,5 высокую солёность в тропических широтах? Какой океан самый солёный? Почему?

Какой океан самый пресный? Почему?

Умеренные 33
Атлантический океан 37,5  
Тихий океан 34,9  
Индийский океан 36,5  
Северный Ледовитый 32  
океан    

 

От каких причин зависит величина солёности

Моря 39
Средиземное
Чёрное 18 в разных частях Мирового океана?
Карское 10  
Баренцево 35  
Красное 42  
Карибское 35  
Бенгальский залив 32  

Рассказ о лечебных свойствах морской воды.

Использование рекреационных ресурсов побережий морей и океанов.

Лечение морской водой.

Сама жизнь вышла из моря и море продолжает дарить нам Жизнь и её Энергию. Представьте, что вы погружаетесь в море, расслабляетесь, ощущаете на себе действие морской воды, а состав её уникален: калий, натрий, магний, кальций, железо, барий, хром, йод, хлор, марганец, мышьяк, серебро, золото, уран, радий. Все эти вещества благотворно влияют на организм человека, действую через кожные рецепторы и соприкасаясь со всей поверхностью тела, попадая в лимфатическую сеть, омывая вместе с лимфой все органы. Купание в морской воде или просто морские ванны, которые вы можете устроить у себя дома, используя морскую соль благотворно влияют на нервную, опорно-двигательную систему, на защитные силы организмы снимают кожные раздражения и воспаление слизистых оболочек человека. Поэтому особенно сейчас в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний полезно полоскание раствором морской соли носа и горла.

Проведение физ. минутки в форме релаксации (на фоне видео фильма “Рапсодия океана”).

Величественный мир Океана кажется удивительным храмом, воздвигнутым самой Природой, святилище, где человек касается своими чувствами древнейшей мудрости Времени. Этот мир завёт вас мягким сиянием своего солнца, растворяет тихим шёпотом волн, ласкает криками птиц, шелестом песка, звуками покоя и умиротворённости, сотканную в чудесную картину гармонии. Расслабляющие звуки популярного классического произведения Чайковского “Щелкунчик” сочетании с успокаивающим видом океанского простора превосходно снимет стрессы и помогает сконцентрироваться на работе и обучении, обрести душевное равновесии и оказывает оздоровительный эффект. Расслабление – это способ продлить себе жизнь.

4. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

  1. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты.
  2. Влияние поверхностных течений на климат, (анализ схемы “Круговорот воды над сушей и водной поверхностью”).
  3. Влияние суши на Мировой океан.

а) Распределение живых организмов в океане.(Презентация проекта обучающихся “Органический мир океана”) (Приложение № 1)
б) Рассказ об использовании морепродуктов в пищу.

Море несёт нам натуральную здоровую пищу (фото демонстрация обитателей моря).

Вот обитатели моря, которых можно употреблять в пищу: мидии, морской гребешок, краб, кальмар, лобстер, креветки и конечно же водоросли. Вот что можно приготовить из морепродуктов.

  1. Суп из мидий.
  2. Фаршированные кальмары.
  3. Желе.

У вас может возникнуть вопрос: причём тут желе? Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей. В Приморье есть целые плантации где эти водоросли выращивают.

В морепродуктах находится очень важный микроэлемент йод. Он необходим организму для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной учёбы. Но мы живём в дали от моря, не имеем возможности часто употреблять море продукты, поэтому можно посыпать салаты измельчёнными сухими водорослям.

Море дарит нам и лекарство. Йод которым мы обрабатываем порезы и царапины – это спиртовая настойка морских водорослей, используется только для наружного применения. Использовать её в пищу ни в коем случае нельзя.

5. Итог урока (на фоне сюжета видеофильма “Рапсодия океана”).

На уроке мы узнали об особенностях вод мирового океана, и вы могли через органы обоняния почувствовать дыхание океана, вы могли представить себя на берегу моря.

Море готово делиться своими дарами со всеми людьми – с теми, кто ищет здоровье, гармонию и полноценную жизнь.

Море – вечное движение и любовь, вечная жизнь.

Море – это наш дом, который необходимо беречь и охранять.

6. Домашнее задание.

§8,9,10.