Урок математики по теме: "Умножение чисел, оканчивающихся нулями" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби.
  2. Развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Оборудование:

  • предметные картинки,
  • верёвочка,
  • плакат с чертежом,
  • перфокарты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- На прошлых уроках вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигур, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (Да).

- Тогда сказка начинается…

III. Устный счет.

- Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу? (Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).

Задания:

  1. 16 увеличьте в 4 раза.
  2. Найдите частное от деления чисел 96 и 12.
  3. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см.?
  4. Сколько килограммов в 6 центнерах?
  5. Какое число нужно разделить на 7 чтобы получилось 30?
  6. При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое число делили?
  7. Какое число в 12 раз больше 5?
  8. Мальчик проходит 1 м. за 1 с. Сколько метро он пройдет за 1 мин.?

IV. Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.

- С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму». (Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски с объяснением).

На доске:

478 * 500

 

 

5907 * 90

806 * 400

 

 

2390 * 300

1800 * 200

 

183

 

900 * 80

V. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, - говорит Иван-Царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске вывешивается плакат с чертежом): «Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равно 30 м./с. Найди скорость Бабы Яги». (Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения).

VI. Индивидуальная работа с перфокартами.

- «Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трех шифровках». (Учитель раздает трем ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе).

Шифровка №1

50 * 8 – 350 = Н

18 * 3 – 19 = А

35 : 5 * 9 = Ж

23 + 72 : 6 = А

(270 + 90) : 6 = Т

27 * 3 = Ь

Ключ к шифру:

31 – Р   60 – Т

35 – А   63 – Ж

50 – И   81 – Ь

58 – Е   86 - С

Шифровка №2

98 : 7 + 29 = Ж

(520 – 360) : 4 = Ё

150 – 24 * 4 = Л

84 : 4 * 3 = Т

420 : 6 = 18 = У

22 * 4 = Ю

Ключ к шифру:

40 – Ё   54 – Л

43 – Ж   63 – Т

45 – В   75 – И

52 – У   88 - Ю

Шифровка №3

72 : 3 – 7 = К

5 * 18 : 3 = Н

40 * 7 – 236 = О

580 – 180) : 5 = П

52 : 4 + 4 = К

26 * 3 = У

Ключ к шифру:

17 – К   48- М

24 – А   62 – Ш

30 – Н   78 – У

44 – О   80 - П

VII. Задание на сравнение двух выражений.

- Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Кстати, какое расстояние пролетел Иван-Царевич? (1050 метров, или 1 км. 50 м.).

- Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Учащиеся сравнивают выражения и находят дорогу, по которой Иван-Царевич должен идти дальше):

6500 * 40 : 100 ... 500 * 50 : 100

- Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.

VIII. Физкультминутка (проводит ученик).

IX. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.

Учитель собирает перфокарты у трех учащихся, работавших индивидуально.

- Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажал желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты).

- Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет ¾ площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».

(На доске дети записывают решение задачи по действиям с пояснениями).

X. Решение уравнений.

- Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке уравнения:

х : 60 = 3700,
90 * х = 6300.

(Двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают эти уравнения).

- Решил Иван-Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил е. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.

XI. Запись математических выражений и нахождение их значений.

- Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще одно задание. – трудное, с математическими терминами.

(Под диктовку учителя дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски).

- Вот что предложила ему Елена Прекрасная:

  1. Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз.
  2. Разность чисел 63 и 27 умножить на 30.
  3. Сумму чисел 44 и 26 увеличить в70 раз.
  4. Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2.
  5. Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90.

- Все решил Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XII. Подведение итогов урока.

- Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Ответы детей).

- А урок математики вам понравился? Чему мы научились сегодня? Что повторяли? (Ответы детей).

- Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!