Цели урока:
- Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби.
- Развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа.
- Воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Оборудование:
- предметные картинки,
- верёвочка,
- плакат с чертежом,
- перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлых уроках вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигур, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (Да).
- Тогда сказка начинается…
III. Устный счет.
- Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу? (Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).
Задания:
- 16 увеличьте в 4 раза.
- Найдите частное от деления чисел 96 и 12.
- Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см.?
- Сколько килограммов в 6 центнерах?
- Какое число нужно разделить на 7 чтобы получилось 30?
- При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое число делили?
- Какое число в 12 раз больше 5?
- Мальчик проходит 1 м. за 1 с. Сколько метро он пройдет за 1 мин.?
IV. Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.
- С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму». (Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски с объяснением).
На доске:
478 * 500 |
5907 * 90 |
|||
806 * 400 |
2390 * 300 |
|||
1800 * 200 |
183 |
900 * 80 |
V. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, - говорит Иван-Царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске вывешивается плакат с чертежом): «Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равно 30 м./с. Найди скорость Бабы Яги». (Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения).
VI. Индивидуальная работа с перфокартами.
- «Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трех шифровках». (Учитель раздает трем ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе).
Шифровка №1 50 * 8 – 350 = Н 18 * 3 – 19 = А 35 : 5 * 9 = Ж 23 + 72 : 6 = А (270 + 90) : 6 = Т 27 * 3 = Ь Ключ к шифру: 31 – Р 60 – Т 35 – А 63 – Ж 50 – И 81 – Ь 58 – Е 86 - С |
Шифровка №2 98 : 7 + 29 = Ж (520 – 360) : 4 = Ё 150 – 24 * 4 = Л 84 : 4 * 3 = Т 420 : 6 = 18 = У 22 * 4 = Ю Ключ к шифру: 40 – Ё 54 – Л 43 – Ж 63 – Т 45 – В 75 – И 52 – У 88 - Ю |
Шифровка №3 72 : 3 – 7 = К 5 * 18 : 3 = Н 40 * 7 – 236 = О 580 – 180) : 5 = П 52 : 4 + 4 = К 26 * 3 = У Ключ к шифру: 17 – К 48- М 24 – А 62 – Ш 30 – Н 78 – У 44 – О 80 - П |
VII. Задание на сравнение двух выражений.
- Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Кстати, какое расстояние пролетел Иван-Царевич? (1050 метров, или 1 км. 50 м.).
- Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Учащиеся сравнивают выражения и находят дорогу, по которой Иван-Царевич должен идти дальше):
6500 * 40 : 100 ... 500 * 50 : 100
- Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
VIII. Физкультминутка (проводит ученик).
IX. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
Учитель собирает перфокарты у трех учащихся, работавших индивидуально.
- Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажал желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты).
- Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет ¾ площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».
(На доске дети записывают решение задачи по действиям с пояснениями).
X. Решение уравнений.
- Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке уравнения:
х : 60 = 3700,
90 * х = 6300.
(Двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают эти уравнения).
- Решил Иван-Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил е. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.
XI. Запись математических выражений и нахождение их значений.
- Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще одно задание. – трудное, с математическими терминами.
(Под диктовку учителя дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски).
- Вот что предложила ему Елена Прекрасная:
- Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз.
- Разность чисел 63 и 27 умножить на 30.
- Сумму чисел 44 и 26 увеличить в70 раз.
- Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2.
- Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90.
- Все решил Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
XII. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Ответы детей).
- А урок математики вам понравился? Чему мы научились сегодня? Что повторяли? (Ответы детей).
- Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!