Цель: Закрепление темы «Магнитные взаимодействия» путемсистематизации теории и практических заданий по заданной теме.
Задачи урока:
Дидактические:
- Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их практическим путем.
- Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов при решении задач.
Развивающие:
- Развитие речевых навыков, умения говорить монологом.
- Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу.
- Развитие теоретического мышления.
Воспитательные:
- Развитие умений работать в группе, развитие сотрудничества.
- Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
- Воспитание уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей.
Материалы к уроку:
- Вопросы по теории (выданы заранее)
- Задачи из сборников (номера известны заранее)
- Технологическая карта модуля «Магнитные взаимодействия»
- Оценочный лист учащегося по модулю
- Сборник задач по физике А.П. Рымкевича
- Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А. Кирика, Ю.И. Дика
- Учебник «Физика. Базовый уровень. 11 класс» Л.Э. Генденштейна, Л.А. Кирика, Ю.И. Дика
Тезаурус
- Магнитное взаимодействие
- Взаимодействие проводников с током
- Единица силы тока
- Основные свойства постоянных магнитов
- Опыт Эрстеда
- Гипотеза Ампера
- Магнитное поле, графическое изображение магнитных полей
- Вектор магнитной индукции
- Правило буравчика
- Действие магнитного поля на рамку с током
- Модуль вектора индукции магнитного поля
- Сила Ампера, Сила Лоренца
- Правило левой руки
Вопросы к зачету:
- Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток?
- Существует ли связь между электрическими и магнитными явлениями?
- Какие взаимодействия называют магнитными?
- В чем проявляется магнитное действие электрического тока?
- Что понимают под напряженностью электростатического поля Е?
- От чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?
- Чем обусловлено ориентирующее действие магнитного поля на рамку с током?
- От чего зависит сила, действующая на прямолинейный проводник с током во внешнем магнитном поле?
- Почему магнитное поле не действует на проводник без тока? Ведь свободные электроны в проводнике находятся в постоянном тепловом движении.
- Как должен двигаться электрон в однородном магнитном поле, чтобы на него не действовала сила Лоренца?
- Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле, если начальная скорость частицы перпендикулярна линиям магнитной индукции?
- Как располагаются магнитные стрелки в магнитном поле, линии которого прямолинейны? криволинейны?
- Как с помощью линий магнитной индукции можно показать, что в одной области пространства магнитное поле сильнее, чем в другой?
- О чем можно судить по картине линий магнитной индукции?
Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А. Кирик, Ю.И. Дик
1. К № 8.1 - 8.10
2. К № 8.11 – 8.20
3. К № 8.21 – 8.28
Сборник задач по физике А.П. Рымкевич
1. Р № 839-842
2. Р № 844-845
3. Р № 847-853
Ход урока
I. План урока:
1. Приветствие.
2. Деление группы на две подгруппы.
На столах лежат:
- Листы с вопросами и заданиями двух типов: теоретических и практических.
- Дифференцированный тест
- План урока как последовательность действий с пояснениями (Приложение 4).
3. Урок состоит из четырех этапов
- Блиц-опрос (Приложение 1)
- Работа в группах (Приложение 2).
- Дифференцированный тест по теме (Приложение 3)
- Подведение итогов
- Построение кривой успеха
4. Объявление количества баллов и д/з
II. Блиц-опрос (Приложение 1).
Каждый ученик может ответить только один раз. На ответ дается 30 секунд.
За правильный ответ выставляется 1 балл.
Слайдовая презентация (Приложение 1) (СD-ROM).
- Что представляют собой магнитные линии прямого тока и как найти их направление? (замкнутые концентрические окружности, охватывающие проводник; по правилу буравчика)
- Как с помощью магнитных линий определить у соленоида однородность магнитного поля? (если линии магнитного поля параллельны, то поле однородно)
- Чем можно объяснить взаимодействие двух параллельных проводников с током? (действием магнитного поля одного проводника на ток в другом)
- Какова траектория полета электрона, влетающего в однородное магнитное поле под углом 90° к линиям магнитной индукции? (окружность)
- Какова траектория полета протона, влетевшего в однородное магнитное поле под углом 60°? (винтовая линия)
- Действием чего можно объяснить поворот витка с током, помещенного между полюсами постоянного магнита? (магнитного поля магнита на заряды в витке)
- Что заставляет двигаться проводник с током вблизи постоянного магнита? (магнитное поле постоянного магнита)
- Как направлена сила Лоренца, действующая на движущийся заряд в магнитном поле? (перпендикулярно скорости)
- В каком случае действие силы Ампера равно нулю? (если электрический ток и вектор магнитной индукции параллельны или совпадают по направлению)
- В каком случае сила Лоренца не совершает работу? (если она перпендикулярна скорости частицы)
- С какой силой действует сила Лоренца на нейтрон, влетевший в однородное магнитное поле? (с силой равной 0)
- Чем объясняются магнитные свойства любого тела по гипотезе Ампера? (замкнутыми электрическими токами внутри каждого атома тела)
- Чему равна сила Лоренца действующая на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле? (сила равна 0)
- В однородном магнитном поле первый электрон движется перпендикулярно вектору магнитной индукции, второй – по направлению вектора магнитной индукции, третий неподвижен. На какой из этих электронов со стороны магнитного поля действует сила, отличная от нуля? (только на первый)
По результатам ответов учащихся можно заполнять следующую таблицу:
Модуль «Магнитные взаимодействия»
Урок-зачет
(пример заполнения)
№ п/п |
ФИ учащегося |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Тест |
Плюс |
Количество баллов |
||||||
блиц |
I(1) |
I(2) |
I(3) |
II(1) |
II(2) |
II(3) |
III |
|
|
|
||
1 |
Белобородов Сергей |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1,5 |
1 |
4,5 |
2 |
Васильев Дмитрий |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
4 |
3 |
Власенко Полина |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
0,5 |
2 |
4,5 |
4 |
Дащенко Артем |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1,5 |
2 |
5,5 |
5 |
Иванов Никита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Логин Александр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Невзоров Александр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Ревякина Анастасия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Семенова Любовь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Сукиасян Овсеп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Хошимзоде Шервон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Червов Сергей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Чупин Денис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Шумакова Анастасия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Работа в группах (Приложение 2).
После обсуждения трех теоретических и трех практических заданий, каждый представитель подгруппы отвечает на свой вопрос.
Ответы даны в общей таблице – слайд (Приложение 1).
Седьмое задание (III) для подгрупп экспериментальное: после демонстрации опыта нужно ответить на вопрос.
Ответы по вариантам – на слайдах (Приложение 1) .
Правильный ответ за любой ответ в подгруппе – 1 балл.
IV. Дифференцированный тест (Приложение 3)
начальный уровень – 0, 5 балла
средний уровень – 1 балл
достаточный уровень – 1,5 балла
V.Подведение итогов:
В случае неуспешности по зачету предлагается тест по теме « Магнитные взаимодействия» (Приложение 5) в консультационное время.
Заполнение оценочного листа технологической карты (Приложение 6)
Вычерчивание кривой успеха (Приложение 7)
Д/з.
Список литературы, использованной для составления урока
- Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. для учителя [Текст]/ О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А.Орлов и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А.Орлова.- М.: Просвещение, 2002.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике: 9-11 классы: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов; под ред. Ю.И.Дика. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005.
- Касаткина И.Л.. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра. Изд-е 3-е, исправленное и переработанное / Под ред. Т.В. Шкиль. [Текст] /И.Л. Касаткина - Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 класс. [Текст]/ Павленко Н.И., Павленко К.П. – М.: Школьная пресса, 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе». – Вып.35)
- Иродова И.А. Физика: Сборник заданий и тестов: 10-11 кл. [Текст]/ И.А. Иродова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- ЕГЭ.2008. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов. [Текст] / Авт.-сост. М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. – М.: Эксмо, 2008.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Методические материалы для учителя [Текст]/ Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Под ред. В. А. Орлова- М.: Илекса, 2005.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ [Текст]/ Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Под ред. В. А. Орлова- М.: Илекса, 2006.
- Одинцова Н.И. Поурочное планирование по физике к Единому государственному экзамену / Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.