Цели урока:
- активизация познавательной деятельности на уроках истории;
- развитие интереса к изучаемому предмету;
- развитие коммуникативных качеств учащихся.
Оборудование: плакат с надписью названия игры; 35 орденов “мудрой совы”; лавровый венок победителю, три дорожки (красного, жёлтого, зелёного цвета), задания для трёх туров; сертификаты участников; дипломы победителям; списки классов для членов жюри; необходимые материалы для проведения игровой части в зависимости от выбранных игр “Кто быстрее”, “Изготовь мумию”, “Угадай” и т. д., музыкальное оформление для восточного танца и для всей игры.
Участники: обучающиеся 5–х классов ( 25-30 чел), помощники и ведущие учащиеся 9 –х классов (10 чел.), преподаватели и старшеклассники в качестве членов жюри.
Ход урока
Начальный этап игры.
Учитель истории объявляет о начале интеллектуальной игры, о её целях , о задачах учащихся, о правилах поведения и условиях игры, представляет жюри.
Ведущий приветствует учащихся и проводит 1 тур, в котором учащиеся за каждый правильный ответ получают орден, по наибольшему количеству орденов происходит отбор во второй тур – 10 человек.
Учитель или члены жюри подводят итоги 1 тура и называют 10 человек прошедших во 2 тур.
Ведущий с заранее подготовленными заданиями уводит в другой кабинет участников 2 тура, где они выполняют задание “Алфавит”, там же, вместе с помощниками, подводит итоги 2 тура и передаёт данные членам жюри, которое объявляет о трёх, вышедших в финал.
Учитель, во время 2 отборочного тура, проводит игровую программу с остальными участниками не прошедшими во 2 тур и вручает им сертификаты.
Заключительный этап игры
.Ведущий предлагает победителям выбрать дорожку красного (ошибаться нельзя, но можно ответив правильно на один вопрос стать победителем) , жёлтого (можно при ответе допустить одну ошибку , но путь к победе становится длиннее) и зелёного (можно допустить две ошибки) цветов. Затем читает задания, начиная с зелёной дорожки, заканчивая красной. Выявляется победитель.
Церемония награждения завершает игру, победитель получает лавровый венок и диплом 1 степени, дипломы 2 и 3 степени вручаются вышедшим в финал по количеству очков.
Задания для 1 тура
- Назовите самое первое орудие труда изготовленное человеком / палка-копалка/.
- Древнейший коллектив “человека разумного” / родовая община или род/.
- Изображение богов или духов из камня, дерева, глины /идол/.
- Кто управлял родовой общиной /старейшина/.
- Примерно 5 тыс. лет назад появились… /первые государства/.
- Как называется коллектив людей, состоящий из нескольких родов /племя/
- Это и тростник и материал для письма /папирус/
- Разнообразные, дорогостоящие душистые вещества /благовония/
- Имя фараона, совершившего 1500 г. до н.э. самые крупные завоевания /Тутмос/
- Эта часть египетского войска стоила очень дорого, поэтому только богатые люди могли служить в ней /колесницы/
- В этой стране придумали очень простую систему письма для удобства в записях по торговым делам, но букв для гласных звуков не изобрели /Финикия/
- Бог вручил ему каменные доски – скрижали, где были записаны заповеди. Назовите имя этого человека. /Моисей/
- Они в покорённых землях разрушали храмы, уводили в плен целые народы, применяли жестокие пытки, название их столицы в переводе означало “город крови” /ассирийцы/
- Эта библиотека не только не сгорела в огне, а стала ещё прочнее, кому она принадлежала? Назовите имя. /Ашшурбанапал-ассирийский царь/
- Этот бог сотворил людей из разных частей своего тела, имя бога / Брахма/
- “Высшая добродетель– уважение к старшим” говорил… /Конфуций/
- Его называли “царь царей” /Дарий – персидский царь/
- Строитель лабиринта на Крите /Дедал/
- Автор мифов о Троянской войне /Гомер/
- Брат Зевса, владыка в царстве мёртвых /Аид/
- Самостоятельный город– государство по– гречески /полис/
- Область Средней Греции, там находились Афины / Аттика/
- По названию этой области Греции появилась особая речь, какая /лаконичная
- Он создал в Афинах законы, о которых говорили, что они писаны не чернилами, а кровью, имя / Дракон– архонт/
- Высший орган для решения особо важных дел в Афинах /Народное собрание/
- Переведите с греческого слово “демократия” / власть народа/
- Этот греческий правитель запретил отдавать людей в рабство за долги /Солон/
- Военачальник по– гречески /стратег/
- Во время Олимпийских игр здесь устраивали гонки на лошадях /ипподром/
- Построение в армии греков плотными, сомкнутыми рядами / фаланга/
- В 480г. до н.э. произошло морское сражение между греками и персами, как оно называлось / Саламинское /
- Переведите слово “ареопаг” /Совет старейшин/
- Что в древней Греции называли “драхма” /серебряная монета 4,36 г./
- Кого называли илотами /чужеземцев в Спарте/
- Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции / раз в четыре года/
Задания 2 тура
“А Л Ф А В И Т” – все ответы начинаются с определённой буквы алфавита
А – древнегреческий правитель …………….
Б – полуостров на котором находилась Др.Греция …………..
В – город Двуречья …………..
Г – место захоронения вельможи ……………..
Д – короткое копьё ……………………
Е – река в Двуречье …………………
Ж – металл для оружия ассирийского войска ……………..
З – большинство народа, созданное из бёдер бога Брахмы ………………
И – письменность египтян…………..
К – на них делилось общество в Индии …………….
Л – древнейшее орудие охоты …………
М – богиня правды в Древнем Египте………………
Н – писцы собирали ………………
О – бог царства мёртвых у египян…………………
П – бог морей в греческой религии ……………..
Р – одно из древнейших занятий человека …………..
С – низшее божество греческой религии………………
Т – легкое греческое судно с тремя рядами вёсел…………….
У – город Двуречья ………………..
Ф – в переводе “красноватые”……………
Х – создатель древних законов………………
Ц – правитель Китая………………….
Ч – древнейший напиток…………….
Ш – колодец у египтян……………….
Э – так называли себя греки………………..
Ю – царь этой части Египта носил белую корону…………….
Я – древняя земледельческая культура…………………..
Ответы: архонт, Балканский, Вавилон, гробница, дротик, Евфрат, железо, земледельцы, иероглифы, касты, лук, Маат, налоги, Осирис, Посейдон, ремесло, сатир, триера, Ур или Урук, финикийцы, Хаммурапи, Цинь, чай, шадуф, эллины, Южной, ячмень.
Задания для 3 тура
- Красная дорожка (ошибаться нельзя!).
- Жёлтая дорожка (можно ошибиться один раз).
- Зелёная дорожка (можно ошибиться два раза)
К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?
А). Вряд ли разумно надеть два головных убора на
одну голову. Однако один египтянин именно так и
пожелал поступить. Кем он был? Чем было вызвано
это странное желание?
Б). От кого защищала Северный Китай Великая
Китайская стена? От ассирийцев, от гуннов, от
филистимлян
А). В древнем Египте страну мёртвых называли
Аментис , что это означает в переводе?
Б). Сколько букв было в древнегреческом алфавите?
В). Каким способом необходимо давить виноград для
вина, чтобы не испортить его вкус? Ногами или
прессом, почему?
Дополнительные вопросы:
- В каком городе древней Греции было два царя ( Спарте)
- Кто прислал персидскому царю Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел? (скифы) (Улетайте в небо, как птицы! Заройтесь в землю, как мыши! Спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!)
- Почему земледелец горевал по загубленным оливам больше, чем по вытоптанному полю ячменя? (оливковое дерево живёт 250 лет, а плоды даёт только на 16-18 год)
- Застольные загадки древних греков:
– Я, чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе (дым)
– Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса (зеркало).
– Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не выразишь меня (молчание).