Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: умники и умницы


Цели урока:

  • активизация познавательной деятельности на уроках истории;
  • развитие интереса к изучаемому предмету;
  • развитие коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование: плакат с надписью названия игры; 35 орденов “мудрой совы”; лавровый венок победителю, три дорожки (красного, жёлтого, зелёного цвета), задания для трёх туров; сертификаты участников; дипломы победителям; списки классов для членов жюри; необходимые материалы для проведения игровой части в зависимости от выбранных игр “Кто быстрее”, “Изготовь мумию”, “Угадай” и т. д., музыкальное оформление для восточного танца и для всей игры.

Участники: обучающиеся 5–х классов ( 25-30 чел), помощники и ведущие учащиеся 9 –х классов (10 чел.), преподаватели и старшеклассники в качестве членов жюри.

Ход урока

Начальный этап игры.

Учитель истории объявляет о начале интеллектуальной игры, о её целях , о задачах учащихся, о правилах поведения и условиях игры, представляет жюри.

Ведущий приветствует учащихся и проводит 1 тур, в котором учащиеся за каждый правильный ответ получают орден, по наибольшему количеству орденов происходит отбор во второй тур – 10 человек.

Учитель или члены жюри подводят итоги 1 тура и называют 10 человек прошедших во 2 тур.

Ведущий с заранее подготовленными заданиями уводит в другой кабинет участников 2 тура, где они выполняют задание “Алфавит”, там же, вместе с помощниками, подводит итоги 2 тура и передаёт данные членам жюри, которое объявляет о трёх, вышедших в финал.

Учитель, во время 2 отборочного тура, проводит игровую программу с остальными участниками не прошедшими во 2 тур и вручает им сертификаты.

Заключительный этап игры.

Ведущий предлагает победителям выбрать дорожку красного (ошибаться нельзя, но можно ответив правильно на один вопрос стать победителем) , жёлтого (можно при ответе допустить одну ошибку , но путь к победе становится длиннее) и зелёного (можно допустить две ошибки) цветов. Затем читает задания, начиная с зелёной дорожки, заканчивая красной. Выявляется победитель.

Церемония награждения завершает игру, победитель получает лавровый венок и диплом 1 степени, дипломы 2 и 3 степени вручаются вышедшим в финал по количеству очков.

Задания для 1 тура

  1. Назовите самое первое орудие труда изготовленное человеком / палка-копалка/.
  2. Древнейший коллектив “человека разумного” / родовая община или род/.
  3. Изображение богов или духов из камня, дерева, глины /идол/.
  4. Кто управлял родовой общиной /старейшина/.
  5. Примерно 5 тыс. лет назад появились… /первые государства/.
  6. Как называется коллектив людей, состоящий из нескольких родов /племя/
  7. Это и тростник и материал для письма /папирус/
  8. Разнообразные, дорогостоящие душистые вещества /благовония/
  9. Имя фараона, совершившего 1500 г. до н.э. самые крупные завоевания /Тутмос/
  10. Эта часть египетского войска стоила очень дорого, поэтому только богатые люди могли служить в ней /колесницы/
  11. В этой стране придумали очень простую систему письма для удобства в записях по торговым делам, но букв для гласных звуков не изобрели /Финикия/
  12. Бог вручил ему каменные доски – скрижали, где были записаны заповеди. Назовите имя этого человека. /Моисей/
  13. Они в покорённых землях разрушали храмы, уводили в плен целые народы, применяли жестокие пытки, название их столицы в переводе означало “город крови” /ассирийцы/
  14. Эта библиотека не только не сгорела в огне, а стала ещё прочнее, кому она принадлежала? Назовите имя. /Ашшурбанапал-ассирийский царь/
  15. Этот бог сотворил людей из разных частей своего тела, имя бога / Брахма/
  16. “Высшая добродетель– уважение к старшим” говорил… /Конфуций/
  17. Его называли “царь царей” /Дарий – персидский царь/
  18. Строитель лабиринта на Крите /Дедал/
  19. Автор мифов о Троянской войне /Гомер/
  20. Брат Зевса, владыка в царстве мёртвых /Аид/
  21. Самостоятельный город– государство по– гречески /полис/
  22. Область Средней Греции, там находились Афины / Аттика/
  23. По названию этой области Греции появилась особая речь, какая /лаконичная
  24. Он создал в Афинах законы, о которых говорили, что они писаны не чернилами, а кровью, имя / Дракон– архонт/
  25. Высший орган для решения особо важных дел в Афинах /Народное собрание/
  26. Переведите с греческого слово “демократия” / власть народа/
  27. Этот греческий правитель запретил отдавать людей в рабство за долги /Солон/
  28. Военачальник по– гречески /стратег/
  29. Во время Олимпийских игр здесь устраивали гонки на лошадях /ипподром/
  30. Построение в армии греков плотными, сомкнутыми рядами / фаланга/
  31. В 480г. до н.э. произошло морское сражение между греками и персами, как оно называлось / Саламинское /
  32. Переведите слово “ареопаг” /Совет старейшин/
  33. Что в древней Греции называли “драхма” /серебряная монета 4,36 г./
  34. Кого называли илотами /чужеземцев в Спарте/
  35. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции / раз в четыре года/

Задания 2 тура

“А Л Ф А В И Т” – все ответы начинаются с определённой буквы алфавита

А – древнегреческий правитель …………….

Б – полуостров на котором находилась Др.Греция …………..

В – город Двуречья …………..

Г – место захоронения вельможи ……………..

Д – короткое копьё ……………………

Е – река в Двуречье …………………

Ж – металл для оружия ассирийского войска ……………..

З – большинство народа, созданное из бёдер бога Брахмы ………………

И – письменность египтян…………..

К – на них делилось общество в Индии …………….

Л – древнейшее орудие охоты …………

М – богиня правды в Древнем Египте………………

Н – писцы собирали ………………

О – бог царства мёртвых у египян…………………

П – бог морей в греческой религии ……………..

Р – одно из древнейших занятий человека …………..

С – низшее божество греческой религии………………

Т – легкое греческое судно с тремя рядами вёсел…………….

У – город Двуречья ………………..

Ф – в переводе “красноватые”……………

Х – создатель древних законов………………

Ц – правитель Китая………………….

Ч – древнейший напиток…………….

Ш – колодец у египтян……………….

Э – так называли себя греки………………..

Ю – царь этой части Египта носил белую корону…………….

Я – древняя земледельческая культура…………………..

Ответы: архонт, Балканский, Вавилон, гробница, дротик, Евфрат, железо, земледельцы, иероглифы, касты, лук, Маат, налоги, Осирис, Посейдон, ремесло, сатир, триера, Ур или Урук, финикийцы, Хаммурапи, Цинь, чай, шадуф, эллины, Южной, ячмень.

Задания для 3 тура

  1. Красная дорожка (ошибаться нельзя!).
  2. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?

  3. Жёлтая дорожка (можно ошибиться один раз).
  4. А). Вряд ли разумно надеть два головных убора на одну голову. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Чем было вызвано это странное желание?
    Б). От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена? От ассирийцев, от гуннов, от филистимлян

  5. Зелёная дорожка (можно ошибиться два раза)
  6. А). В древнем Египте страну мёртвых называли Аментис , что это означает в переводе?
    Б). Сколько букв было в древнегреческом алфавите?
    В). Каким способом необходимо давить виноград для вина, чтобы не испортить его вкус? Ногами или прессом, почему?

Дополнительные вопросы:

  1. В каком городе древней Греции было два царя ( Спарте)
  2. Кто прислал персидскому царю Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел? (скифы) (Улетайте в небо, как птицы! Заройтесь в землю, как мыши! Спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!)
  3. Почему земледелец горевал по загубленным оливам больше, чем по вытоптанному полю ячменя? (оливковое дерево живёт 250 лет, а плоды даёт только на 16-18 год)
  4. Застольные загадки древних греков:
    – Я, чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе (дым)
    – Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса (зеркало).
    – Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не выразишь меня (молчание).