Система уроков русского языка в 11-м классе по теме "Сложносочиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Урок 1.

Тема урока: Основные типы сложносочинённых предложений.

Цель урока:

  • выработать умение определять семантику ССП в зависимости от употребления сочинительных союзов, форм сказуемого, лексико-грамматических средств,
  • выработать навыки постановки знаков препинания в ССП.
  • развить умение отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых предложений, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Ход урока

I. Наблюдение над семантикой сложносочинённого предложения.

Запись на доске:

1) Жизнь печальна и пустынна, и не сжалится никто. (Николай Гумилёв)

2) Стоял на горе я и видел прозрачную тихую воду, окрестные рощи, леса и поля. (Н. Гумилёв)

3)

Крест над церковью вознесён,
Символ  власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
(Н. Гумилёв)

4)

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы, в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
(Н. Гумилёв)

5)

Полон город, и не вдруг
К золотому безобразью
Нас приучит буйный юг.
(Н.Гумилёв)

Вопрос к классу:

- Какие предложения являются сложными, какова семантика сложносочинённых предложений?

Вывод:

Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

II. Повторение основных видов простого предложения. Работа с таблицей

Приложение 1.

III. Наблюдение над особенностями структуры односоставных предложений.

- Определите вид односоставных предложений по способу выражения главного члена предложения: 

1) Не вижу ни красы души твоей нетленной, ни пышных локонов, ни ласковых очей. (А.А.Фёт)  (определённо-личное)

2) Говорили в Древнем Риме..( А.А.Фёт) (неопределённо-личное)

3) Повеет раем над цветами... (А.А.Фёт) (безличное)

4)

Нельзя с безбрежностью творенья
В чаду отыскивать родства,
И ночь, и мрак уединенья -
Единый путь до божества.
(1-я часть ССП - безличное предложение)
(А. А. Фёт)

5)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья... (назывное) 
(А.А.Фёт)

IV. Особенности построения неполного предложения

Слово учителя:  Нельзя смешивать назывные предложения с неполными предложениями. Чтобы не ошибаться в определении типа этих похожих по форме предложений, нужно помнить, что в эллиптических конструкциях сказуемого нет и не может быть, например:

1) Мир освещается солнцем, а человек - знанием. (Пословица) (Неполное предложение).

2) На тонкой шее восковые бусы. (А.С. Пушкин) (Эллиптическое предложение).

V. Проблемная задача:

- Определите, в каких смысловых отношениях находятся части данных предложений. Как меняется семантика предложений в зависимости от употребления сочинительных союзов и форм сказуемого?

Справка: разряды сочинительных союзов:

Приложение 2.

1)

Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы по книгам ложится
Мирный круг на вечернем столе.
(Всеволод Рождественский)

2)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С.Пушкин)

3)

С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
(А.С.Пушкин)

4) Уймись, или худо будет (А.С.Пушкин)

5)

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
(М.Ю.Лермонтов)

Вывод:  Сочинительные союзы могут связывать как однородные члены предложения (пример 2), так и части сложного предложения (пример 1, 3, 4, 5)

VI. Закрепление изученного материала. Выполнить задание по вариантам ( в сильном классе произвести запись под диктовку)/

Вариант 1.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого(ых) а предложения(й):

1) Далее за ними т..нулись (на)лево холмы покрытые кудрявым кустарником а (на)право возвышался густой старый непроницаемый лес.

2) Молча они ехали рядом несколько времени ни тот ни другой (не)умея или (не)желая возобновить разговора...

3) Разговор этим кончился и мы продолжали молча идти друг подле друга.

4) ...бывало, по целым часам слова не добьёшься  зато уж иногда как начнёт рассказывать так и животики надорвёшь со смеха.

5) Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала зная что встретит меня?

(по произведениям М. Ю. Лермонтова)

Вариант 2.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого (ых)  предложения(й):

1) Волна потока его охв...тила и кровь омывши одела в пену умчала в море.

2) П...вуче плещут волны на песок и я молчу глядя в даль моря.

3) Бл...стело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.

4) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня и оттого жилось веселее и лучше.

5) Эти камен...ые деревья  стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам. 

(по произведениям М.Горького)

Задание всему классу:

Выпишите простое предложение, в котором сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения. Переделайте выписанное простое предложение так, чтобы получилось сложносочинённое.

VIII. Тест по теме "Структурные типы простых предложений и выделенных предикативных частей сложных предложений" (из произведений В. Набокова).

1 - простое односоставное предложение

2 - сложносочинённое предложение с предикативной частью

3 - сложносочинённое предложение, состоящее из односоставных предложений

4 - сложносочинённое предложение, состоящее из простых двусоставных предложений:

  1. До дому было минут двадцать тихой ходьбы, и сосало под ложечкой от воздуха, от мрака, от медового запаха цветущих лип.
  2. Ещё несколько минут езды, и вот – вокзал.
  3. Всё пройдёт и забудется, - и опять через двести лет самолюбивый неудачник отведёт душу на мечтающих о довольстве простаках.
  4. На улице было ветрено и смуро; идти было не к кому, а в пивные, в кафе он никогда не захаживал, ненавидя их люто.
  5. До отхода поезда оставалось часа два, но вокзал, правда, находился далеко.
  6. Попробуйте почувствовать этот чужой, будущий, ретроспективный трепет.
  7. У меня высокая температура четвёртый день, и я уже не могу читать.
  8. Мы смотрим на этот жёсткий, некрасивый, но удивительно чёткий почерк, с решительными взмахами словесных хвостов, с петлистыми «рцы» и «покоями», с широкими, истыми крестами твёрдых знаков, - и давно не испытанное, чистое чувство охватывает вас.
  9. Где-то очень далеко кололи дрова, - каждый удар звонко отпрыгивал в небо, - а над белыми крышами придавленных изб, за лёгким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест.
  10. Далеко внизу, на белой глади, у проруби, горели вырезанные льды, а на том берегу, над снежными крышами изб, поднимались тихо и прямо розоватые струи дыма.       

Домашнее задание: конструирование предложений по схемам.

  1. [- =], и [= -].            
  2. [------ = - ] и [ = - ].( ССП с общим второстепенным членом- дополнением)
  3. [ = - и =  ].
  4. [ = - ], ( где - = ), но [ - =].
  5. [общий второстепенный член = - ] и [ = - ]. (ССП с общим второстепенным членом – обстоятельством)
  6. [ - ], и [ - = ].
  7. [ = ], но [ = ].
  8. Или [ - = ], или [ - = ].

Урок 2.

Тема урока: Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении, имеющем общий второстепенный член предложения.

Цель урока:

  • освоение пунктуации в сложносочинённом предложении, имеющем общий второстепенный член;
  • конкретизация общих положений свода пунктуационных правил, касающихся данной темы;
  • детальное рассмотрение разнообразных случаев их практического применения.

Ход урока

I  Реализация домашнего задания.

II  Наблюдение над особенностями пунктуации в сложносочинённых предложениях, имеющих общий второстепенный член предложения.

1. В это самое мгновение где-то вдали  неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М.Горький) [ = - ] и [ = - ].

2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л.Толстой) [ = ] и [ = - ].

3. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем. (А.Чехов) [ - = ] и [ = ].

4. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн) [общий второст. чл. = - ]  и [ = - ].

5. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М.Шолохов) [общий второст. чл. = - ] и [ = - ].

Вывод: Запятая перед союзами и, да(=и), или, либо не ставится, если части сложносочинённого предложения объединены общим обстоятельством или дополнением, а также общим сравнительным оборотом. Например:

  1. Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.
  2. Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами.

III. Наблюдение над способом выражения общего элемента у частей сложносочинённого предложения:

А) общим может быть придаточное предложение.

1. (Когда он  вернулся  в залу), [сердце его билось ] и [руки заметно дрожали]. (А. П. Чехов)

2. (Когда он вернулся в залу), [сердце его забилось] и [руки заметно дрожали]. (А.П. Чехов)

Сравните:

(Когда Каштанка проснулась), [было уже светло], и [с улицы доносился шум], (какой бывает только днём). ( А.П. Чехов)

Придаточное предложение относится только к 1-му простому предложению, а связь со 2-ым предложением слабее, на что указывает различный вид глаголов- сказуемых этих предложений.

Б) общим может быть поясняемое двумя частями сложносочинённого предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью, например:

1. [ Берегов не видать]: [их скрыла ночь ] и [ оттолкнули куда-то широкие волны разлива]. ( М. Горький)

2. [ Одно было ясно ]: [ ссора оказалась окончательной ] и  [назад он не вернётся ].

IV.  Для закрепления изученного материала проводится тест.

Укажите номер(а) предложения(й) с ошибочной пунктуацией между частями сложносочинённого предложения:

  1. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.
  2. Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль.
  3. Пока я умывался, печь была затоплена, и на сковородке кипело масло.
  4. Через две минуты пламя уже гудело в топке и в котле забурлила вода.
  5. В трюме было темно, и от борта к борту переливалась вода.
  6. Однажды вновь похолодало, и повалил снег.
  7. Вера Николаевна оказалась в совершенном одиночестве: некуда было идти и некого было просить.
  8. Прошло немало времени, пока состоялась жеребьёвка, и нам сообщили об очередности выступлений.
  9. Мало-помалу стемнело, и мы захотели есть.
  10. В его душе стало темно и в ней забушевала ярость.
  11. Поздней осенью, когда зарядили дожди и установилась холодная погода, они уехали.
  12. Незаметно потухла заря, и по саду расползлись вечерние тени.        
  13. На небе высыпали звёзды и выплыла луна.
  14. Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
  15. Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

Ответ: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12

V. Упражнение на закрепление изученного пунктуационного правила с взаимопроверкой.

Расставить знаки препинания, объяснив графически пунктограмму:

  1. Изредка Муха уходила на кухню постукивая когтями или Маша задевала в сенях проволоку от дверного колокольчика и он долго позванивал.
  2. Дом был недавно протоплен и можно было снять в прихожей шубы.
  3. В голых дачных садах гудел ветер и ему откликалось как эхо свинцовое море.
  4. На море шторм и лучше подождать до следующего теплохода.
  5. Как рассказать об этом блеске  когда стоишь на краю равнины и она расстилается перед тобой поверхностью серебряного солнца?
  6. Казалось что в комнате лежит больной и около его постели забыли погасить свет горевший всю ночь напролёт.
  7. Она видела её (большую страну) из окон вагона и ей было страшно от этих бесконечных равнин.
  8. В этом письме было всё что он недосказал и что она должна была знать.
  9. Порой лес начинал шуметь и с деревьев сыпался снег.
  10. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

(по произведениям К.Паустовского)

Обратить внимание на отсутствие запятой перед союзом «и»  в 5, 6, 8, 9 предложениях в связи с тем, что в них имеется общий элемент. В последнем предложении имеется повторяющийся союз «и», поэтому запятая ставится перед вторым повторяющимся союзом.

VI. На дом: подобрать примеры предложений (не менее 10 предложений) из художественных текстов на изученное правило.

Используемая литература:

  1. Бабайцева В.В. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебн. Для 5-9 кл. общеобр. Учеб. Заведений. М.: Просвещение, 1992 г.
  2. Большая школьная энциклопедия   (составитель С. Исмаилова). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  3. Виноградов В. В. Русский язык. Синтаксис.
  4. Горький М.- М.: Худож. Лит., 1983.- (Классики и современники. Сов. лит.)
  5. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М.: Правда. 1990.
  6. Набоков Владимир. Избранное: Сборник  /Сост. Н.А.Анастасьев. – На русском и англ. Яз. – М.: Радуга, 1990
  7. Пушкин А.С. В 3-х т. Стихотворения. Сказки. Поэмы. – М.- Худож. лит., 1985.
  8. Фет А.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б.Я. Бухштаба. – Л.: Сов. писатель, 1986 г.