Урок математики во 2-м классе по теме "Свойства сложения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

Деятельностные:

  1. формирование способности к построению алгоритма сочетательного свойства сложения;
  2. сформировать способность к умению применять свойства сложения;
  3. сформировать способность к творческому умению находить рациональные способы вычисления значений выражений.

Образовательные:

  1. обучение умению называть сочетательное свойство сложения;
  2. обучение умению пользоваться новым алгоритмом  в разных видах выражений;
  3. обучение навыку применения свойств сложения при нахождении значения числового выражения;
  4. обучение умению применять новый алгоритм при решении задач.

Воспитательные:

  1. Формировать систему ценностей направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.

Оборудование урока: демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки- схемы, опорные конспекты свойств сложения, набор букв латинского алфавита, маркеры для инд. досок

Ход урока

1-й этап: Организационный момент (2-3 мин.)

Цель:

  • создание положительного самоопределения деятельности на  уроке;
  • обозначение поиска способа нахождения значения  числового выражения.

Средства: беседа об изученном.

Девиз урока: « Думать, пробовать, искать, будет трудно не пищать!»

Результат:

  • внутренняя актуализация;
  • положительное личностное отношение к включению в  учебную деятельность.

Учитель: У вас все готово к уроку? Давайте пожелаем друг другу удачи.

Учитель: Чем мы занимались на предыдущих уроках?

Уч-ся: мы научились  выполнять операции, мы научились составлять программу действий, определять порядок действий в числовом и буквенном выражении (учитель демонстрирует таблички с числовым и буквенным выражениями).

Учитель: А как вы думаете, изменение порядка действий, может повлиять на результат? Давайте вместе подумаем над этим вопросом!

Итак, наш  девиз сегодня: «Думать, пробовать, искать, будет трудно не пищать!»

2-й этап :Актуализация знаний

Цель:

  • воспроизведение  ЗУН по порядку действий в числовом выражении, умение применить переместительное свойство сложения;
  • создать затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Прочитайте выражения на доске и найдите их значения устно.

(11+7)-(3+6)

(635+198)+2

13+16+19+25+31+34+37

12-(5+2) +4

(178+597)+3

Уч-ся на индивидуальных досках пишут значения выражений.

Учитель: Прочитайте первое выражение? Назовите результат.

Уч-ся: Из суммы 11 и 7  вычитается сумма 3и6. Разность равна 9»

Учитель:  Прочитайте второе выражение? Назовите результат.

Уч-ся: Из 12 вычитаем сумму 5 и 2 и к разности прибавляем 4, сумма равна 9.

Учитель: Прочитайте третье выражение? Назовите результат.

Уч-ся: Сумма выражения 13+16+19+25+31+34+37 равна 175.

Учитель: Как вы нашли сумму? Чем пользовались?  Какой прием использовали?

Уч-ся: От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Лена и Алеша показывают свою работу: (13+37)+ (16+34) + (19+31) +25+175! Замечательно.

Учитель:  Прочитайте следующие  выражения? Назовите результат.

Уч-ся: В выражении «к сумме чисел 635 и198 прибавляется 2.

Учитель: (подводящий диалог) Что вам показалось трудным? (нахождение суммы в скобках )

Как  выполнила решения Катя: 635+198=833 833+2=835 и 635+ (198+2)=835

Какое решение вам больше понравилось? Почему? Как в математике называют такие действия –рационально, проще. Итак, у нас две гипотезы

1-я: можно вычислить выражение по порядку действий и получить результат.

2-я: можно изменить порядок действий и получить тот же результат.

Какая из них верная и предстоит нам сегодня решить.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о рациональном способе сложения чисел.

3-й этап: Постановка проблемы

Цель: постановка проблемы, самоопределение учащихся.

Учитель: А что мы с вами взяли девизом нашего урока? Будем пробовать! Искать! Давайте искать решение!

Достаточно ли нам его в нашем выражении? Нужен другой закон, позволяющий нам быстро вычислять 635+(198+2)=635+200=835.

Учитель: Чем отличаются  наши  выражения?

635+(198+2)=635+200=835

(635+198)+2=835

Уч-ся: Пользовались переместительным свойством сложения и поставили скобки.

Учитель: А для чего вы их использовали?

Уч-ся: Так быстрее вычислять.

Учитель: Молодцы! ВЫ думали, вы пробовали, вы объединили  удобные слагаемые для нахождения суммы. (открывается тема урока – «Свойства сложения»)

Табличка: a+b=b+a (переместительное свойство сложения)

Итак, в числовом выражении у нас все получилось. А как  быть с буквенными выражениями?

Посмотрите на эти выражения: (а+в)+с  и а+(в+с), сравните  их, используя схемы.

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах, помогите друг другу сравнить эти выражения, выясните, что общего в этих выражениях и почему целое обозначено одной буквой. А сумма частей найдена по-разному. 

(учащиеся на индивидуальных карточках составляют выражения, по графическим моделям)

(a+b)+c =d   a+(b+c)=d

(a+b)+c ?=? a+(b +c)

Учитель: Давайте прочитаем полученные выражения: если к сумме двух чисел «a и b» прибавить число  c то результат равен числу « d ». Если к числу а прибавить сумму чисел «b и c», то результат будет равен  этому же числу « d»

Учащиеся составили опорный конспект сочетательного свойства сложения.

Итак, при рассмотрении буквенного выражения мы подошли к одному результату. Учитель снимает знак вопроса над записью

(a+b)+c=a+(b+c)

4-й этап: Открытие нового знания

На доске появляются две таблицы :a+b=b+a  (a+b)+c=a+(b+c)

в обоих случаях выражение равно «d».

Учитель: Какое свойство вы знали? (о перестановке слагаемых)

Какое свойство вы открыли сегодня? Что оно позволяет нам делать? Проверим наши выражения числовые(635+198)+2=835 и 635+(198+2)=835. Изменилось значение суммы? Нет. Сочетательное свойство сложения позволяет упрощать вычисления!

Объединять удобные слагаемые и тем самым упрощать вычисления.

В математике это свойство получило название –сочетательного свойства сложения. Расскажите его друг другу, как вы сформулируете его своими словами?

Олег и Марина- Дима и Лена – Илья и Саша.

Чтобы к сумме двух чисел, прибавить третье число,   можно  к первому числу прибавить сумму  второго и третьего.

Чтобы к числу прибавить сумму двух чисел, можно сначала прибавить к нему  первое слагаемое, а потом второе слагаемое.

Значение суммы чисел не зависит от выбора порядка действий.

Распространяется  это свойство на любое число слагаемых. Если в выражении содержится только знак “+”, то переставлять и группировать слагаемые можно так, как удобно для вычислений.

(178+597)+3=178+ (597+3)= 178+ 600=778

(27+94 )+ (6 +73 )= (27+73) +(94 +6 )= 200

Учащиеся проговаривают в парах буквенные выражения друг другу. А чтобы вам лучше запомнить, как объяснять сочетательное свойство сложения, давайте заглянем в учебник  страница 41.

Пользуясь  свойствами сложения выполните задания учебника №2.

5й –этап: Первичное  закрепление

Цель<: вербальное фиксирование сочетательного свойства сложения, запись выражений по новому правилу.

Вот теперь мы на практике убедимся в применении свойств сложения.

Учитель: Прочитайте задание №2 ,внимательно  изучите программу действий.

Уч-ся: Максим, Саша,  Дима и Никита.

1. Прочитаем выражение.

2. Сравним, в каком выражении проще находить значении.

3. Вычислим значение выражения.

Учитель: Сравните левую и правую части выражений, что вы заметили?

Уч-ся: В  выражениях изменен порядок слагаемых и порядок действий. Легко заметить, что слагаемые в правом столбике сгруппированы так,  что значение выражений без труда вычисляется устно.

Учитель: Назовите  друг другу правило по которому вы вычисляли.

Проходит работа в парах.

Вывод: Значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.

6 этап: Самостоятельная  работа с самопроверкой

Цель: Демонстрация самому ученику фиксации  свойства сложения. Создание ситуации успеха и ее самоощущение.

Учитель: Самостоятельно найдите рациональный способ вычисления суммы, пользуясь свойствами сложения (№ 4 стр. 42).

Выберите любые два выражения и найдите их значения.

(14+67)+3= (67+3) +14=84

1+(99+452)= 452+ (1+99)=552

12+14+16+18= (12+18)+ (14+16)=60

(90+ 53)+(47+10)= (290+10) +(53+47)=400

Чтение выражений полученных после применения свойств сложения и самопроверка по кодоскопу.

Анализ работы: Кто допустил  ошибки в построении выражения?

В чем была ваша ошибка? Кто допустил ошибки при вычислении?

У кого  ошибок нет?

Оцените свою работу.

7-й этап: Повторение

Цель: включение знания в систему

1 задание: стр. 42 № 6 (3)  на индивидуальных карточках.

Учитель:

Назовите многоугольники.

Найдите прямые углы в многоугольниках

У каких четырехугольниках все углы прямые? (TEFK)

На индивидуальных карточках выполните задание по нахождению периметра.

Уч-ся выполняют измерение сторон, составляют выражение по нахождению суммы 8+6+12+14=(8+12)=(6+14)

Учитель: Какие свойства сложения вы применили, что позволило вам быстро выполнить сложение?

Скоро Новый Год. Мы все с нетерпением ждем Дедушку Мороза. А он в свою очередь очень торопится к нам и очень волнуется хватит ли подарков на всех. Давайте поможем Дедушке Морозу посчитать подарки.

Задача. Дед Мороз  собирал детям подарки. В первый мешок он положил для 2-го «а» класса 12 подарков, для 2-го «б» 20 подарков, для 2-го «в» – 28, для 2-го «г» – 26, для 2-го «д» – 24. Сколько всего подарков собрал Дедушка Мороз для вторых классов школы №1958? 

Какими свойствами сложения вы пользовались? В каком порядке вы вычисляли значение выражения? 

8-й этап: Рефлексия  урока

Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности.

Учитель: Ребята, чему вы научились сегодня на уроке? Как вы посчитали подарки детям?

Уч-ся: Мы научились вычислять  новым способом  сложения, мы познакомились с новым свойством сложения,  который позволит нам быстрее вычислять значение выражений.