Использование новых информационных технологий на уроках английского языка для развития навыков научно-исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки


1. Введение. Гуманизация и информатизация образования

В настоящее время вслед за объективным процессом информатизации общества, происходит информатизация образования. Новая «информационная эпоха» ставит перед образованием сложную проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому наша гимназия активно включилась в процесс информатизации образовательной среды. C другой стороны, все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается человек. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Детство само по себе  — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, сегодня работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного  языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является активным субъектом своего обучения. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для решения этих двух задач (гуманизации и информатизации образования) мне и помогает применение на уроках информационных технологий.

2. Функции компьютера

Компьютер выполняет две важные функции. Первая функция компьютера - средство изобразительной наглядности (программные продукты, используемые в образовательной сфере). На этом пути новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, пишущей машинки, и т. п. – используемых обычно в учебном процессе. Программные продукты, используемые в образовательной сфере, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению [1]:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения; и фильмы на DVD;

3) электронные наглядные пособия и методические материалы;

4) Интернет-ресурсы;

5) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

6) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т.п.), созданные учителем для конкретного урока.

Большинство из перечисленных видов программных продуктов довольно широко представлены на рынке образовательных электронных ресурсов. Однако, к сожалению, они очень часто не отвечают ожиданиям конкретного учителя. Учителю-предметнику, используя этот материал в качестве дополнительного, приходится “подстраивать” его под “свой”, часто прибегая к искусственным приемам, не соответствующим логике урока. Не буду останавливаться на вопросе «Почему это происходит?». Отмечу лишь то, что полностью требованиям учителя могут отвечать только электронные ресурсы, а именно: учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные самим учителем. Поскольку они создаются конкретным учителем для конкретного урока, учитель сам решает, какой объем своих “полномочий” делегировать компьютеру. Единственным и самым существенным “недостатком” подобного подхода является тот факт, что учителю приходится самому разрабатывать подобные материалы. Естественно возникает другая проблема: недостаток времени для подготовки таких материалов. И именно применение второй важной функции компьютера в образовательном процессе помогает решить и эту проблему.

Компьютер - как средство для выполнения творческих заданий (проектов) по созданию  учащимися собственных дидактических материалов и наглядных пособий. Это творческие задания (проекты) по созданию учащимися собственных дидактических материалов, методических разработок для своих одноклассников и преподавателей, которые являются перспективной формой работы на любом уровне владения английским языком. Например, с недавнего времени в рамках кружка «Интерактивный английский» ребятам предлагается самим разрабатывать мультимедийные интерактивные презентации (с помощью программы Microsoft PowerPoint). Учащиеся с удовольствием выполняют различные работы для реальных нужд: создание электронных тестов, методического материала, дидактического материала и т.п. А соответственно, использование в учебном процессе компьютера – это не просто изменение технической вооруженности труда учителя – это готовность передавать свои знания и опыт новыми средствами, основной целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

3. Работа над проектом

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Например, такие простейшие как: «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Портрет питомца», «Экскурсия по школе», «Мой дом», «Страны изучаемого языка» и др. Применение проектной методики особенно актуально на  старшей  ступени обучения ИЯ (10 – 11) класс.  Именно  на завершающем   этапе   обучения   учащихся   на  первый    план    выступает самостоятельное использование  ИЯ как средства получения  новой  информации, обогащения   словарного  запаса,   расширения   лингвистических   знаний   и применения их в новых областях окружающей действительности.

Не буду подробно останавливаться на различных видах творческого проекта, применяемых мною на уроках. Расскажу только о компьютерных презентациях. О пользе их создания и дальнейшей реализации. В ходе работы над проектом по иностранному языку, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. На этом этапе у школьников формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать... Чтение текстов, слушание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала для учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий. В ходе работы над проектом необходимо применять различный характер координаций. Это может быть скрытая координация, когда преподаватель не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп - участников. В данном случае получаются проекты, которые можно использовать как интересные научно-познавательные фильмы в своей дальнейшей работе. В данном случае результаты проведенного учащимися исследования оформляются с применением компьютерной программы MovieMaker, PowerPoint и им аналогичных. При этом ученики овладевают навыками работы со сканером, принтером, видеокамерой и цифровым фотоаппаратом. Но более ценна открытая координация, когда учитель непосредственно участвует в проекте, направляет, организует отдельные этапы работы. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства. Работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Результатом становится не просто учебный фильм, а полноценный дидактический учебный материал, применяемый в дальнейшем для образовательного процесса, с использованием всех видов деятельности.

С моей точки зрения, прекрасным методическим решением является использование в каждой презентации PowerPoint технологии гиперссылок, что позволяет, не обладая навыками программирования, создать интерактивное учебное пособие, в котором процесс овладения учебным материалом зависит от индивидуальных особенностей учащегося. Ученик может самостоятельно выбирать стратегию прохождения занятия. Применение в дальнейшем на уроках английского языка готового проекта с помощью программы подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить работу, привлечь внимание учащегося, сделать занятие более динамичным.

Задача в каждом новом проекте – постараться, используя материал учебника и дополнительные источники информации:

1)  закрепить тематическую лексику,

2) мотивировать многократное прослушивание звучащих речевых конструкций,

3) а также предложить ряд заданий с привлечением дополнительного текстового и иллюстративного материала по изучаемой теме.

В конце каждой проектной творческой работы даются вопросы, рассчитанные на организацию проблемного обсуждения в классе, задания на повторение пройденного в виде интерактивных тестов (например, Multiple choice, Gap text,In other Words), кроссвордов и пр.

И хотя в данном случае не ведется протокол выполнения задания, не производится анализ ошибок и интерпретация действий учащегося – создаваемые пособия могут занять достойное место в педагогическом инструментарии преподавателя. Их несомненное достоинство заключается в том, что они могут использоваться как на аудиторном занятии, с использованием одного монитора или большого экрана для работы со всем классом, так и в индивидуальной самостоятельной работе, делая её более интересной по сравнению с обычным форматом (учебник + магнитофон). Кроме того, ценность этого материала в том, что он имеет вид необходимый именно для конкретного преподавателя, отражает его цели и запросы. Этот вид проекта уже можно отнести к практико-ориентированным.

Остановлюсь более подробно на тех мультимедийных разработках, которые созданы ребятами для уроков английского языка. Их пока не так много, однако, их можно разделить на несколько категорий:

1. Страноведческие материалы с успехом используются как сопровождение уроков страноведения. Это программные продукты, которые представляют собой готовые к использованию на уроках страноведения демонстрационные материалы учителя и дидактические материалы.

2. Материалы по работе с лексикой создаются как мультимедийное сопровождение уроков, посвященных изучению различных тематик на базе учебного курса. Презентации созданы для сопровождения уроков обучения лексике по различным темам.

3. Грамматические материалы пока не столь многочисленны, однако их создание вызвано необходимостью повышения качества и эффективности изучения языка.

4. Интегрированные материалы включают в себя обучение комплексным навыкам и являются фактически компьютерными разработками уроков.

Например, демонстрационные материалы о  В. Шекспире и  А.С. Пушкине, материалы для урока «Мир книг вокруг нас», которые были созданы для проведения интегрированных уроков “Английский язык – Литература”, а также материалы для открытых уроков, подготовленных и проведенных старшеклассниками для учащихся 5-9 классов в рамках конкурса интегрированных уроков с применением интерактивных технологий.

Очевидно, что разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет учителю-предметнику создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества нашей работы – т.е. в конечном итоге к тому, ради чего мы каждое утро входим в класс.

4. Выводы

Учащиеся гимназии № 43 активно и с интересом разрабатывают творческие проекты, которые находят дальнейшее практическое применение на уроках английского языка и в воспитательных мероприятиях. Большую роль в формировании информационной культуры играет процесс творческого проектирования, так как носит исследовательский характер, позволяет вырабатывать устойчивые интересы, навыки самостоятельной работы, информационную компетентность, а также позволяет создавать программные продукты, которые будут в дальнейшем применяться преподавателем в образовательном процессе, отвечая потребностям и нуждам учителя. Таким образом, в контексте гуманизации и информатизации образования важным становится формирование информационной культуры подрастающего поколения, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства и методы.

Приложение.

5. Литература

1. Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”” – 2005-06 уч. год, разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.

2. Д.Д. Климентьев, Т.Ю. Сазонова. Технология разработки языковых обучающих программ в формате Microsoft PowerPoint.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)

4. В.В. Копылова. Методика проектной работы на уроках английского языка./ Библиотека учителя. Иностранные языки. Москва: издательство Дрофа, 2006, - 95с.