Оборудование:
- иллюстрации животных Африки, пальмы, солнце. Мягкие игрушки;
- канат;
- гимнастическая скамейка – 2 штуки;
- мат малый – 2;
- скакалки – 2;
- дуги – 2;
- мешочки для метания;
- ленточки для подвижной игры;
- музыкальное сопровождение;
- фито чай.
Ход занятия
1 часть
Построение в шеренгу. Подравняйтесь. Улыбнитесь приветливо мне, солнышку, друг другу и гостям. Ребята, у нас зима (холодная осень), а есть страны, где нет зимы и про снег там и не, слыхали. Давайте сегодня отправимся в жаркую страну – Африку и посмотрим, какие звери там живут. Согласны? Ну, тогда в путь. Нале-во! За направляющим преодолевать полосу препятствий:
- ходьба обычная в чередовании с ходьбой на носках в полуприседе – 1 круг;
- обычная ходьба в чередовании с ходьбой на пятках, внешней стороне стоп врассыпную по залу;
- «Найди свое место в колонне» - во время ходьбы врассыпную по звуковому сигналу дети находят свое место в колоне;
- ходьба по растянутому на полу канату 2-3 раза в медленном темпе в чередовании с ходьбой приставным шагом вправо, влево;
- бег с изменение темпа (с ускорением и замедлением) остановка по сигналу;
- бег врассыпную;
- «Найди свое место в колонне» - во время бега врассыпную по звуковому сигналу дети находят свое место в колоне;
- бег со сменой направления по звуковому сигналу – 1-1,5 мин;
- ходьба в медленном темпе по кругу с остановкой по звуковому сигналу.
- Упражнение дыхательной гимнастики «Часики».
«Встаньте, слегка расставив ноги и опустив руки. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносите «тик – так» (10-12раз).
- Построение в круг.
2 часть
Вот мы и в Африке. Посмотрите как много здесь зверей, птиц, а какие зеленые стоят деревья.
- Упражнение для мышц глаз.
1. Смотреть вверх – вниз 4-5раз.
2. Смотреть влево - вправо 4-5раз.
3. смотреть вдаль, на нос 4-5 раз.
4. Закрыть – открыть глаза 3раза.
Комплекс ОРУ игрового стретчинга
Посмотрите, ребята, все обитатели Африки пришли поприветствовать нас, давайте и мы будем вежливыми.
1 упр. «Приветствие»
И.п: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
В-е: 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4-и.п.
Дыхание произвольное, повторить 5-6раз.
А сколько здесь птиц, ярких, красивых вот и страус тянет свою шею, чтобы лучше рассмотреть нас.
2 упр. «Страус тянет шею»
И.п: стать, пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, голова прямо, руки внизу.
В-е: поднять руки вверх, смотреть на них и подняться на носки; опустить руки, стать на всю ступню.
Дыхание спокойное, повторить 6-7 раз.
Это шимпанзе весело передразнивает наши движения.
3 упр. «Шимпанзе»
И.п: основная стойка.
В-е: размахивать руками вперед – назад делая хлопки вперед и сзади себя. То же в стороны, хлопок над головой.
Дыхание произвольное. Повторить 9-10 раз.
Необычайной красоты летают разноцветные бабочки.
4 упр. «Бабочки».
И.п.: стать прямо, руки в стороны.
В-е: согнуть руки в локтях, касаясь пальцами затылка, локти отвести назад, выпрямить руки в стороны, снова согнуть их.
Дыхание спокойное. Повторить 6-7 раз.
Это – крокодил. Крокодилы живут в реках, и прекрасно плавают.
5 упр. «Крокодил разминается»
И.п :стать, ноги вместе, руки внизу.
В-е: присесть, обхватить колени руками, наклонить голову к коленям, выпрямиться.
Дыхание произвольное, повторить 7-8раз.
Ребята, посмотрите, как важно стоит в воде птица Фламинго, своим большим клювом она достает со дна реки мелких рачков и моллюсков.
6 упр. «Фламинго»
И.п.: стать, ноги слегка расставить, руки на поясе.
В-е: сделать 2-3 полуприседания, с каждым разом приседая все ниже, выпрямиться.
Дыхание произвольное. Повторить 7-8 раз.
А вот и газель, это ловкое и быстрое животное.
7 упр. «Газель»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В-е: 1-прыжком ноги врозь; 2-прыжком ноги вместе. Прыгать мягко на носках. Сохраняя прямое положение туловища.
Дыхание произвольное, повторить 8-10 раз.
Можно увидеть в Африке и необычных животных. Вот один из них –вместо носа у него растет рог, а зовут его – носорог.
8 упр. «Носорог»
И.п: лечь на спину, руки положить за голову, ноги выпрямить, носки оттянуть.
В-е: 1-поднимая голову, плечи и руки, одновременно поднимая одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба. Носок остается оттянутым. Вторая нога прямая на полу, носок оттянут; 2-вернуться в и.п.; 3,4-проделать то же движение другой ногой.
Дыхание нормальное, повторить 6раз.
А вот к нам медленно ползет огромная змея.
9 упр. «Змея»
И.п: лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.
В-е: 1-медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу; 2-медленно вернуться в и.п.
Дыхание вдох-выдох, повторить 5-6 раз.
Осторожно вытянув голову, проплывает черепаха.
10 упр. «Черепаха»
И.п: сесть на пятки, руки подняты вверх, ладони сложены вместе.
В-е: 1-медленно наклониться вперед, пока лоб и ребра ладоней не коснуться пола. Вытянуться как можно дальше, руки прижаты к голове, держать прямо. Ягодицы плотно прижаты к пяткам. Задержаться несколько секунд; 2-вернуться в и.п.
Дыхание вдох во второй фазе, выдох в первой, повторить 5раз.
В Африке очень жарко и мы с вами немного устали, давайте немного отдохнем.
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно и плавно»
И.п.- сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
В-е: медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Чтобы вернуть домой, звери далекой Африки приготовили нам ряд испытаний, готовы преодолеть их? Тогда вперед. За направляющим шагом марш по кругу. Построение в пары в движении.
Основные виды движения:
1.ходьба по гимнастической скамейке (ш-20см) с провисом ноги справа, слева. Руки на поясе (идем по мостику и трогаем воду).
2.Перепрыгивание через шнур слева и справа от него, продвигаясь вперед (весело прыгаем по горячему песку).
3.Подлезание под дугу боком (выс.-50см) (прячемся от гориллы).
4.Метание мешочков (100г) в горизонтальную цель левой и правой рукой на расстоянии 3-4м (попадаем в проплывающую корягу).
Способ организации – поточный, повторить 3раза.
Подвижная игра: «Салки с ленточкой»
Играющие прикрепляют сзади цветные ленточки (это красивые хвосты попугая Жако). Выбирается водящий. По сигналу педагога «Беги!» все разбегаются, а водящий, бегая за детьми, старается вытянуть у кого-либо ленточку. Тот, кто лишился ленточки, отходит в сторону. «Раз, два, три, в круг быстрей беги!» - произносит педагог, и все играющие должны быстро встать в круг. Водящий подсчитывает ленточки и возвращает их детям. Игра повторяется с другим водящим (повторить 2-3 раза).
Варианты:
1. Можно использовать 2-х водящих, если в игре участвует много детей.
2. Тот, кто лишился ленточки, замирает на месте.
3. Другого водящего выбирает, сам ребенок (1-ый водящий).
Релаксация: «Сон на берегу моря»
Дети устали и легли загорать, но под ласковыми лучами уснули. И снится им чудесный сон, как они попали в подводное царство и их встречают морские обитатели – и рыбки, и осьминоги, и дельфины – все рады гостям (под тихую музыку дети отдыхают). Но вот подул легкий ветерок и все проснулись.
Ребята нам пора возвращаться назад. Нос провожают слоны. Когда им сильно жарко, они обдувают себя своими носами – хоботами. А мы после жары в Африке попьем полезный травяной чай и пойдем в группу.
Литература
Экологическое образование дошкольников (авторские программно-методические материалы) – братск6 МП «Братская городская типография» 2001.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры. Методическое пособие. – М., 2005.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М., 2001.
Дошкольное воспитание. 2/97.