Урок "Распознавание частей речи. Правописание безударных гласных в корнях слов, выраженных разными частями речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создание условий для самоопределения учащихся через использование индивидуальных творческих заданий, разноуровневых упражнений, взаимоконтроля, взаимопомощи и взаимооценки. Формирование навыка самостоятельной работы, умения производить самоконтроль и самооценку.
  2. Воспитывать любовь к предмету, красоте русского слова, русской природы, воспитывать бережное и уважительное отношение к животным и растениям родного края.
  3. Продолжить работу по формированию умения правильного написания и проверки слов с безударной гласной в корне слова, правильного составления словосочетаний и предложений.
  4. Продолжить работу по развитию речевых навыков, расширению словарного запаса, умению выразительно читать, подбирать слова по смыслу, правильно выражать мысль.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня помогут настроиться на урок строки из произведения поэта-классика Ивана Захаровича Сурикова «Зима», которые прочтут нам дети, участвовавшие в конкурсе стихов о зиме.

Белый снег пушистый                    
В воздухе кружиться           
И на землю тихо                              
Падает, ложится.

И под утро снегом   
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой,              
Принакрылся чудной                                
И заснул под нею                           
Крепко, непробудно…                              

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.

2. Минутка чистописания.

- О каком времени года будем сегодня говорить? (зима)

- С какого звука начинается слово зима? Охарактеризуйте его.

Долго в этом году мы ждали настоящей зимы. Но пришла она, как всегда неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает в нем по- царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек- снежинок. Ударила трескучим морозом. Мороз рисует на стеклах узоры, а мы с вами будем рисовать свой узор из букв и слов.

- Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес. (Приложение, слайд 1)

- Что вы можете сказать о словах:

Зима, зимний, зимовать, зимушка?

- Какими частями речи они выражены?

- Какая орфограмма встретилась?

- Какие слова будут проверяемыми, а какое проверочным?

3. Целеполагание:

- О чем мы будем говорить на уроке?

-Что мы будем повторять? Закреплять? (Приложение, слайд 2)

Формулирование темы и целей урока.

4. Словарная работа:

Для словарной работы мы возьмем слова, которые пригодятся на уроке:

мороз    лесной   лисица   заяц   дерево   русский

Задание для 1 уровня:

собери слова, запиши,     мо-   -сица
поставь ударение,   лес-   -яц
выдели орфограмму   ли-   -рево
    за-     -ский
    де-   -роз
    рус-   -ной

Задание для 2 уровня:

прочти анограммы,   розмо,   нойлес,
запиши слова    цасили     яцаз
поставь ударение,   реводе   скийрус
выдели орфограмму.        

Задание для 3 уровня:

составь словосочетания,   м. роз   язык
запиши, вставь буквы,   л.сной   крепкий
поставь ударение,    л.сица   высокое
выдели орфограмму.   за.ц   рыжая
    дер.во   -беляк
    ру.кий   воздух

Проверка работы (Приложение, слайд 3)

Рефлексия:

- У кого были ошибки?

-Кому задание показалось трудным? (в чем трудности, что надо повторить?)

Микро -итог:

Над какими орфограммами работали?

Без/гласный непроверяемый ударением  

Без/гласный проверяемый ударением (Приложение, слайд 2)

/  
/
Как проверить слова с непроверяемым написанием ?
Как проверить слова с проверяемым написанием ? (Приложение, слайд 4)

5. Работа по теме урока:

- Какое прекрасное время года «Зима». Скучно сидеть в школе за партой, если на дворе хорошая погода. Давайте прогуляемся по лесу. (репродукция «Зимний лес»)

Зимой русский лес сказочен и чудесен. Снег укрывает пушистые ветки деревьев. На елях повисли смолистые шишки.На снегу множество следов разных зверей. Отчетливо слышны голоса птиц.

(Приложение, слайд 5)

- Перед вами несколько предложений.

- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

-Определите вид текста. (текст-описание)

- Почему так считаете?

-Какова основная мысль текста? -Озаглавьте текст.
______________________________

З.мой ру.кий лес сказочен и ч.десен. Снег укр.шает пуш.стые ветки д.ревьев. На елях повисли ш.шки.

Задание для 1 уровня:

Вставить пропущенные буквы, проговаривая орфограммы.

Задание для 2 уровня:

Вставить пропущенные буквы, проговаривая орфограммы. Устно продолжить текст.

Задание для 3 уровня:

Вставить пропущенные буквы, проговаривая орфограммы. Составить и записать 1-2 предложения по теме текста.

Рефлексия: Взаимопроверка. Взаимооценка. (Один ученик из 1-го уровня объясняет написание пропущенных букв. Один ученик из 2-го уровня проговаривает составленное предложение. Один ученик из 3-го уровня зачитывает продолжение текста).

Физпауза: учитель называет слова предметы и их действия, учащиеся изображают данные действия.

Заяц- прыгает       лиса- крадется
Птица-летит       медведь-бредет
Сова-ухает       змея-шипит

1. - Какие слова помогают передавать действия предмета?

- На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи являются?

2. -А какие слова помогают описывать предметы, передавать цвет, форму, размер?

- На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи являются? (Приложение, слайд 6)

  • Вот на опушке нам встретился зайка.
  • Попробуем его описать.

Задание для 1-го и 2-го уровня: (коллективная работа)

Составить и записать словосочетания:                   

  • Заяц пугливый, ушки длинные.
  • Шерсть летом серая, а зимой белая.
  • Хвост короткий.

Задание для 3 уровня:

Составить и записать 2-3 предложения.

Рефлексия: 1-2 ученика из 3-го уровня зачитывают записанные предложения о зайчике. Выбираются лучшие.

(Приложение, слайд 7)

Зайчику понравилась ваша работа и он предлагает вам с ним поиграть. (физпауза «Зайка»)

- Назовите синоним к слову «заяц» (косой)

- Почему зайца так называют?

- Про кого говорят: «заячья душа»? (трусливый, робкий человек).

- А когда человека называют «зайцем»? (безбилетный проезд).

Идем по лесу дальше. (Приложение, слайд 8)

Смотрите, какой-то зверь мелькнул вдали.
Да это же хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто же это? (лиса)

Задание для 1-го уровня: Работа с загадкой.

  1. Вставить в тексте пропущенные буквы.
  2. Задать к словам вопросы.

Задание для 2-го уровня: По памяти записать словосочетания, выделяя орфограммы.

(Приложение, слайд 8)                                                                 

Задание для 3-го уровня:

(Приложение, слайд 9) 

Составить предложение.

По, рыжая, белому, бежала, покрывалу, плутовка.

Рефлексия:

  • Один уеник из 1-го уровня зачитывает загадку и проговаривает орфограммы, второй ученик – ставит к словам вопросы.
  • Один ученик из 2-го уровня зачитывает составленные словосочетания.
  • Один ученик из 3-го уровня зачитывает составленное предложение.

-Как называют лису в данном предложении? Почему?

- Подберите синоним к слову «плутовка» (хитрая, хитрюга)

-У кого были ошибки? -В чем были затруднения? Кто доволен своей работой?

6. Итог урока: (Приложение, слайд 10)

  1. Имя существительное-это……
  2. Помогают описывать предмет слова, …
  3. Слова, обозначающие действия предметов, называются…..
  4. Безударный гласный можно проверить, если…
  5. Однокоренные слова-это….
  6. Своей работой на уроке я…..
  7. Работу оцениваю……

(Приложение, слайд 11)