Качество образования – необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования

Разделы: Администрирование школы


 «Качество становится символом тех изменений,
которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества».
А.И. Субетто

Во всем мире сейчас отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Страны Европейского союза объединяют усилия в разработке подходов к оценке и управлению качеством образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.[1]

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования.

Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В соответствии с задачами, поставленными Концепцией модернизации российского образования, Минобразованием России проводится модернизация педагогического образования, целью которой является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования системы образования и ее опережающее развитие. [2]

Решение проблемы качества образования - необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования в целом. Особая роль в системе модернизации российского образования принадлежит реализации приоритетного национального проекта «Образование», цель которого - развитие учреждений в интересах воспитания конкурентоспособной личности, обновление содержания образования и повышение качества знаний, создание современной материально-технической и учебно-информационной базы.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса является победителем в 2007 году. Созданная программа развития нацелена на реализацию ведущих задач модернизации образования, среди которых центральным звеном является повышение качества образования. Миссия школы – «Через поликультурное образование к воспитанию свободного гражданина России». [3]

Инновационные процессы в школе, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы.

Качество образования - это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результатов.

Качество образования относительно общеобразовательного учреждения находит свое выражение в качестве образовательного процесса.

Качество образования определяется социальным заказом и образовательной программой -управлением качеством. Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижений (знаний, умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики), творческих способностей, здоровья.

К наиболее важным критериям оценки результатов работы школы относят критерий качества, выражающийся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями, государственными стандартами, ожиданиями общества, и критерий эффективности, показывающий отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов.

Качество образования, как и любой процесс, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс. Сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и в управлении им.

Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг.

Управление качеством образования требует участия всех субъектов образовательного процесса.

Управление качеством образования включает:

  1. Контроль качества;
  2. Мотивация;
  3. Организация;
  4. Планирование, проектирование;
  5. Анализ;
  6. Исследование качества.

Чтобы управлять качеством образования, нужно помнить, что оно складывается из качества образовательной среды и качества результатов.

Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды школы, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышения качества образования в целом.

«Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…» Ю.А.Конаржевский

На управление качеством образовательного процесса влияет деятельность образовательного учреждения как «открытой системы», активно использующей различные возможности социума в реализации профильного обучения, в работе с одаренными детьми и детьми с особыми потребностями, в организации воспитательной работы, развитии нового профессионализма учителя.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Задача учителя - создание в классе развивающей среды.

Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.

К необходимым, можно отнести следующие:

  1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  2. Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
  3. Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
  7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
  8. Демонстрация учителем компетентного поведения.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что большое значение приобретает организация работы методических объединений деятельности образовательного учреждения. Методическая служба школы, методические объединения учителей должны более внимательно изучать уровень профессиональной компетенции каждого педагога, его информационные профессиональные потребности. Широко распространенным явлением в методической работе должна стать педагогическая диагностика, мониторинг, аналитическая, информационная деятельность.

Работа методических объединений, так же должна иметь практическую направленность.

Не менее важной формой методической работы остаётся организация и проведение открытых уроков. На таких уроках демонстрируются методы учебной и воспитательной работы, показываются педагогические открытия. Важно, чтобы посещение таких уроков стало предметом серьёзного разговора на заседаниях методических объединений, творческих групп. Но при этом нельзя забывать об оказании помощи рядовым членам объединения в подготовке к обычным урокам.

В этой связи значительно возрастают функции системы повышения квалификации педагогических работников - как звена непрерывного образования и как средства достижения высокого профессионализма.

Итак, мы видим, что качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Иными словами качество образования это - итог деятельности школы по обучению, воспитанию школьников, методической работе, самореализации всех участников образовательного процесса.

Обеспечению качества образования в школе должен предшествовать всесторонний анализ, который предполагает оценку деятельности и условий функционирования всех структурных звеньев школы. Необходимым условием реализации механизмов управления качеством образования является создание системы внутреннего мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения. А это означает оценку всех свойств качества образования, которые определяют его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.

Мониторинг качества образования — систематическое, целенаправленное, специально организованное, отслеживание изменений основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

В школьной практике мониторинг часто рассматривается не с позиции целей, общих принципов, содержания, методов и средств управления, а всего лишь как форма получения, передачи и накопления информации. Все это не позволяет относить сложившиеся подходы к отслеживанию качества преподавания, воспитания, методической деятельности, повышения квалификации и других видов педагогической деятельности к современному мониторингу качества образования. В виде отработанной технологии сегодня реализуется мониторинг, наверное, только в форме государственной статистической отчетности.

Составными элементами мониторинга являются сбор и накопление первичной информации, а также ее обработка и обобщение для целей эффективного управления.

Значит, мониторинг должен проходить в три этапа:

  1. Подготовительный (определяются программа и инструментарий),
  2. Полевой (сбора информации),
  3. Систематизации, обобщения, интерпретации информации.

Для облегчения аналитической деятельности и структурирования банка данных в школе необходимо разработать программу «Мониторинг качества образования». С этой целью надо создать набор специальных бланков и программ компьютерной обработки поступающей информации,

Неоднократно отмечалось, что единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др. международные, общественные премии, гранты.

Качество образовательного процесса в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетенции состава учителей. Профессионализм учителя - понятие достаточно емкое, не поддающееся однозначному толкованию. Способы оценки результативности деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, механизмы ее активизации должны удовлетворять ряду требований.

ЕГЭ как основной инструмент независимого государственного мониторинга качества образования в современной школе. В ГОУ СОШ № 1252 имени Сервантеса создана организационная схема подготовки к ЕГЭ.[4]

Список литературы.

  1. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д.Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия "Библиотека развития образования" 
  2. Основные итоги работы образования по реализации модернизации образовании российского образования, Аналитический доклад, Министерство образования Российской Федерации, Москва 2003
  3. Программа развития, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса, Москва, 2009.
  4. Подготовка к единому государственному экзамену с использованием информационно-коммуникационных технологий. Пересветова Е.Г., Сборник научных трудов «Инновационные подходы к применению информационных технологий в профессиональной деятельности», Белгород, 2009.