Рисунок “1”
Средством экологического воспитания малышей 2 -3 лет являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации (ИОС). Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра, создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.
Я работаю в доме ребенка, и нашим детям так не хватает положительных эмоций, различных впечатлений, а ведь известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Характерной особенностью маленьких детей является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети дома ребенка, в большинстве своем, отстают от домашних сверстников в умственном развитии. Чтобы привить детям любовь к миру природы, вызвать интерес к художественному слову, я сочинила небольшие, доступные восприятию наших детей, четверостишия, которые использую в предложенных игровых обучающих ситуациях. Игры доставляют детям много радости, позволяют им пофантазировать, проявить инициативу.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2 – 3 лет.
Персонаж |
Ситуация | Положительное разрешение ситуации | |||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Зайчик |
Заблудился | Испугался | Надо ему помочь | Игра “Беги, зайчик, за морковкой” [1] Стихотворение: “Ай - да, зайка, шалунишка |
|||
Щенок |
Пошел в гости | Надо угостить | Поиграть | Игра “Догони собачку” Стихотворение: “Наш щенок попрыгает |
|||
Птичка |
Ищет своих птенцов | Успокоить | Помочь искать | Игра “Птицы машут
крыльями” Стихотворение: “ Птичка, птичка, успокойся |
|||
Козочка и козлята |
Оказались по разные стороны ручейка | Беспокоятся и волнуются | Надо построить мостик и помочь перебраться | Игра “Ползи по дорожке” Стихотворение: “Ох, и быстрые козлятки |
|||
Курица и цыплята |
Котенок хочет обидеть цыплят | Курица уговаривает этого не делать | Все подружились | Игра “Цыплята и наседка”. Стихотворение: “Курочка – Пеструшечка, |
|||
Персонаж | Ситуация | Положительное разрешение ситуации | |||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Ежик |
Пошел за яблоками, не нашел. | Опечалился. | Надо помочь. | Игра “Пойдемте за
грибами” Стихотворение: “ Вот по дорожке ежик ползет |
|||
Гусь |
Шипит, хочет ущипнуть. | Боится. | Надо успокоить. | Игра “Дикие гуси” Стихотворение: “ Назовем тебя, гусь, Дорофеем |
|||
Пчелки |
Прилетели на лужок. | Ищут мед. | Показать цветочки | Игра “Пчелки” Стихотворение – загадка: “Лапки мохнатые |
|||
Мишка |
Полез в дупло к пчелкам. | Испугался. | Пожалеть, пожурить. | Игра “Поймаю,
поймаю” Стихотворение: “ Проказник Мишка косолапый |
|||
Бабочка |
Намочила крылышки. | Не может полететь. | Помочь, положить на солнышко. | Игра “Бабочки” Стихотворение: 1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила |
|||
Персонаж | Ситуация | Положительное разрешение ситуации | |||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Лошадка |
Бьет копытом, сердится | Хочет катать детей | Все помирились | Игра “Гоп, гоп, мой
конь” Стихотворение: “Лошадка, грозно не фырчи |
|||
Белка |
Прячется в дупло | Боится | Угостить | Игра “Белка и
шишки” Стихотворение: “ Мы для белки
соберем |
|||
Муравей |
Несет веточку | Потерялся | Успокоить | Игра “Наш
муравейник” Стихотворение: “ Муравей искал свой домик |
|||
Мышка |
Убегает | Ищет норку | Предложить поиграть | Игра “ Кошки –
мышки” Стихотворение: “Серая мышка, бусинки – глазки |
|||
Улитка |
Ползет медленно | Опоздала | Помочь | Игра Улитка” Стихотворение: “Улитка, улитка, где твои ножки? |
Консультация педагогам
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы “погрузить” детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия “природного” содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)
Рисунок “2”.
Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).
Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.
Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.
Рисунок 3.
Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.
Литература.
- И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш. Москва “Просвещение” 1992.
- Далее все подвижные игры в игровых обучающих ситуациях представлены данным пособием.
- Младший дошкольник в детском саду.Как работать по программе “Детство”. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2008
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
- Кузнецова А. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI век Москва 2008