Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2–3 лет. Экологическое воспитание

Разделы: Работа с дошкольниками


Рисунок “1”

Средством экологического воспитания малышей 2 -3 лет являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации (ИОС). Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра, создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.

Я работаю в доме ребенка, и нашим детям так не хватает положительных эмоций, различных впечатлений, а ведь известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Характерной особенностью маленьких детей является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети дома ребенка, в большинстве своем, отстают от домашних сверстников в умственном развитии. Чтобы привить детям любовь к миру природы, вызвать интерес к художественному слову, я сочинила небольшие, доступные восприятию наших детей, четверостишия, которые использую в предложенных игровых обучающих ситуациях. Игры доставляют детям много радости, позволяют им пофантазировать, проявить инициативу.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2 – 3 лет.

Персонаж

Ситуация Положительное разрешение ситуации
 
Завязка Развитие сюжета

Зайчик

Заблудился Испугался Надо ему помочь Игра

“Беги, зайчик, за морковкой” [1]

Стихотворение:

“Ай - да, зайка, шалунишка
Зайка, серенький трусишка.
Ты беги домой скорей!
Ждут зайчата у дверей”.

Щенок

Пошел в гости Надо угостить Поиграть Игра “Догони собачку”

Стихотворение:

“Наш щенок попрыгает
Лапками подрыгает.
Ушком потрясет
Хвостиком вильнет”.

Птичка

Ищет своих птенцов Успокоить Помочь искать Игра “Птицы машут крыльями”

Стихотворение:

“ Птичка, птичка, успокойся
Никого теперь не бойся!
Мы же птенчиков нашли
И в гнездо твое снесли”.

Козочка и козлята

Оказались по разные стороны ручейка Беспокоятся и волнуются Надо построить мостик и помочь перебраться Игра “Ползи по дорожке”

Стихотворение:

“Ох, и быстрые козлятки
Белобокие ребятки.
По мосточку пробрались
Возле мамы собрались”.

Курица и цыплята

Котенок хочет обидеть цыплят Курица уговаривает этого не делать Все подружились Игра “Цыплята и наседка”.

Стихотворение:

“Курочка – Пеструшечка,
Где твои цыплятки?
Видишь, вместе с кошкой
Они играют в прятки”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета

Ежик

Пошел за яблоками, не нашел. Опечалился. Надо помочь. Игра “Пойдемте за грибами”

Стихотворение:

“ Вот по дорожке ежик ползет
А на иголочках ежик везет:
Яблоко, грушу, банан, апельсин.
“Ежик, ты, верно, ходил в магазин?”.

Гусь

Шипит, хочет ущипнуть. Боится. Надо успокоить. Игра “Дикие гуси”

Стихотворение:

“ Назовем тебя, гусь, Дорофеем
Мы напоим тебя, пожалеем.
И не будешь ты больше щипаться
И не будешь на деток кидаться!”

Пчелки

Прилетели на лужок. Ищут мед. Показать цветочки Игра “Пчелки”

Стихотворение – загадка:

“Лапки мохнатые
Брюшко полосатое.
Над поляною летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(пчела)

Мишка

Полез в дупло к пчелкам. Испугался. Пожалеть, пожурить. Игра “Поймаю, поймаю”

Стихотворение:

“ Проказник Мишка косолапый
Зачем в дупло засунул лапу?
Там пчелки добрые живут
Попросишь, мед тебе дадут”.

Бабочка

Намочила крылышки. Не может полететь. Помочь, положить на солнышко. Игра “Бабочки”

Стихотворение:

1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила
Грустная бабочка крылья сложила.
Ветер разгонит мокрые тучи
Снова появится солнечный лучик”.
2. “Солнышко веселое
Выйди из-за тучки.
Посмотри на наши ручки
Посмотри на наши ножки.
Пусти лучик по дорожке”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета

Лошадка

Бьет копытом, сердится Хочет катать детей Все помирились Игра “Гоп, гоп, мой конь”

Стихотворение:

Лошадка, грозно не фырчи
Копытом звонко не стучи.
Ну, покатай, лошадка, нас
Много, много, много раз”.

Белка

Прячется в дупло Боится Угостить Игра “Белка и шишки” Стихотворение:

“ Мы для белки соберем
И в корзинке принесем:
Ягоды, грибы, орешки.
Мы расскажем ей потешку”.

Муравей

Несет веточку Потерялся Успокоить Игра “Наш муравейник”

Стихотворение:

“ Муравей искал свой домик
Муравейник полевой.
Мы на веточке зеленой
Отнесли его домой”.

Мышка

Убегает Ищет норку Предложить поиграть Игра “ Кошки – мышки”

Стихотворение:

“Серая мышка, бусинки – глазки
Хочешь, тебе почитаем мы сказку?
Хочешь, мы хлеба тебе принесем
Игрушки покажем и песню споем?”.

Улитка

Ползет медленно Опоздала Помочь Игра Улитка”

Стихотворение:

“Улитка, улитка, где твои ножки?
Медленно очень ползешь по дорожке.
Хочешь, тебе мы подарим сапожки?”

Консультация педагогам

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы “погрузить” детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия “природного” содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)

Рисунок “2”.

Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.

Рисунок 3.

Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Приложение 1.

Литература.

  1. И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш. Москва “Просвещение” 1992.
  2. Далее все подвижные игры в игровых обучающих ситуациях представлены данным пособием.
  3. Младший дошкольник в детском саду.Как работать по программе “Детство”. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2008
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  5. Кузнецова А. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI век Москва 2008