Место урока в теме: закрепить, повторить и обобщить знания и умения.
Форма работы учащихся:
- индивидуальная,
- фронтальная.
Цели урока:
- Проверка полученных на уроках знаний учащихся.
- Повторение, обобщение изученного материала.
- Выявление уровня умений учащихся узнавать и описывать объекты и явления, выделять главное
- Развитие памяти, внимания, мышления учащихся.
- Развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
- физическая и политическая карты мира и Северной Америки,
- атласы,
- контурные карты,
- наглядный материал,
- раздаточный материал,
- глобусы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Ктоне мечтал о дальних странствиях и путешествиях? Не хотел проникнуть в тайны и загадки нашей планеты?
«Познания и странствия неотъемлемы друг от друга» (Паустовский).
Благодаря Х. Колумбу и многим другим путешественникам мы узнали о новых землях и в том числе — о Северной Америке.
Цель: Сегодня нам предстоит обобщить знания, которые вы получили при изучении темы, проверить и закрепить ваши умения и навыки.
Для этого нам понадобятся атласы. Начнём с физической карты мира. (учащиеся открывают атласы)
2. Фронтальный устный опрос:
1) Сколько на Земле материков?
2) Перечислить, выделяя группы.
3) Причина такого разделения?
4) Особенности каждого, ранее изученного материка? (Самый...)
5) Северная Америка и Южная Америка — часть света.
Но эти 2 материка отличаются друг от друга, скажите чем?
1 - черты различий,
2 - черты сходства
6) С какими материками у Северной Америки больше всего сходств? Почему?
З. Работа в тетрадях:
Задание: Подумайте и запишите З любых объекта, которые наиболее полно создают образ материка, являются его визитной карточкой.
Обоснуйте ответ (устно).
Проверим, насколько вы усвоили и запомнили яркие отличия двух материков. Заполнить таблицу.
Южная Америка
Рельеф |
Внутренние воды |
Природные зоны |
Растительный и животный мир |
Страны |
|
|
|
|
|
Северная Америка:
Рельеф |
Внутренние воды |
Природные зоны |
Растительный и животный мир |
Страны |
|
|
|
|
|
Учитель перечисляет географические названия, относящиеся к данным материкам, а ребята распределяют их по графам таблицы:
- Миссисипи
- Сельва
- Анды
- Ниагара
- Тайга
- Колибри
- Лиственница
- Аргентина
- Анхель
- Центральная равнина
- Аппалачи
- Сейба
- Патагония
- Тундра
- Гризли
- Анаконда
- Кордильеры
- Бизон
- Амазонка
- США
- Прерии
- Бразилия
- Колорадо
5. Работа по карточкам:
1) Климат Северной Америки (работа с климатограммами)
2) Внутренние воды Северной Америки (на доске – таблица)
Реки Северной Америки, впадающие в:
Тихий океан |
Северный Ледовитый океан |
Атлантический океан |
|
|
|
6. Индивидуальный устный опрос:
Один ученик - у карты. Остальные по очереди называют географические объекты, которые он должен показать на карте. Так можно проверить знание номенклатуры нескольких учащихся.
7. Фронтальная работа:
Игра «Закодированное слово»:
Учитель перечисляет названия, ребята должны определить «закодированное» слово. Найденное слово охарактеризовать (слова «спрятаны»: собрать начальные буквы).
1) Тигр, анаконда, йод, гевея, акация (Тайга)
2) Тень, утка, навес, дрозд, рысь, аист (Тундра)
3) Пень, радуга, енот, рябина, икра, ящерица (Прерия)
4) Ананас, цапля, тигр, ель, крот, ишак (Ацтеки)
5) Клубника, арахис, нора, арбуз, дыня, аист (Канада)
8. Работа в парах:
а) Сгруппировать виды растений и животных по принадлежности к той или иной природной зоне и внести их в таблицу: типчак, скунс, овцебык, полынь, лишайники, черная ель, осоки, кактусы, койот, гризли, лиственница, олень, моржи, тюлени.
Название природных зон |
Виды растений |
Виды животных |
|
|
|
9. Видеофрагмент о национальных парках Северной Америки, обсуждение:
- какие национальные парки материка вы знаете
- назовите самый крупный и самый знаменитый национальный парк
- какие виды животных охраняются в Северной Америке
10. Творческое задание:
Какие географические объекты Северной Америки вы бы внесли в список чудес природы материка? Покажите их на карте.
11 Домашнее задание:
Подготовить сочинение: «Как я путешествовал по Северной Америке».
Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения.
Особое место в учебном процессе последних лет стали занимать уроки обобщающего повторения. Помимо репродуктивной направленности они решают задачи формирования, прежде всего, интеллекта ученика, его географической культуры, способствуют одновременному становлению географического мышления - особой формы мыслительной деятельности, где в силу специфики науки приёмы умственной деятельности, их сочетания строятся на географическом материале.
Ориентируясь на все положительные моменты уроков обобщающего повторения, после изучения больших тем я часто провожу уроки обобщающего повторения. Здесь представлен один из таких уроков, где видны многие методы и приёмы, применяемые мной в работе. Это - географические диктанты, географическое лото, опережающие задания, индивидуальные задания по карточкам и методичкам, задания творческой направленности и так далее.
Следует отметить, что в ходе уроков обобщающего повторения открываются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к учащимся, позволяющие рационально использовать интеллектуальные и творческие возможности в каждом случае. Обычно на таких уроках нет скучающего ученика, каждый ребёнок старается отличиться, показать полученные знания по теме. Учащиеся при подготовке к уроку очень много работают с дополнительной литературой, закрепляют знания по карте.
Ведь на уроке каждый ребёнок должен показать все знания и умения, которые он получил при изучении большой темы.