Цели и задачи:
- Воспитывать любовь к Родине.
- Обобщить природоведческие знания и представления учащихся.
- Учить бережному отношению к живой природе.
- Учит видеть красоту окружающего мира.
- Воспитывать экологическую культуру школьников.
Оборудование:
- красная книга.
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- магнитофон.
- рисунки цветной планеты и чёрно – белой (на ватмане).
- маленькие картинки животных, растений, капельки воды.
- рисунки детей о природе.
- фото животных и растений, занесённых в Красную книгу.
- высказывания писателей.
- голоса природы.
- выставка книг о растениях и животных.
- костюмы Ромашки и Травяной ведьмы.
- видеофильм о заповедниках, о незаконных свалках.
Ход урока
1. Учитель:
Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождём и сеном пахнет лето
Зовёт прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнёю манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала, и можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
/А. Коблова/
Песня «Моя Россия» /Слова – Соловьёва Н., музыка – Струве Г./
2. Учитель: - Добрый день! Посмотрите вокруг. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
/С. Смирнов/
3. Учитель: Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и потрескавшуюся голую землю /видеофрагмент о незаконных свалках нашего района/.
Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: «Добрый день». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем кто на ней живёт.
Рисунок на доске: две планеты – одна цветная, другая чёрно-белая.
- Что это?
- На какой планете вы хотели бы жить и почему? (ответы детей)
На фоне тихой музыки дети читают стихотворение.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица - с небом, как поле – с плугом,
Как ветер – с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться
Чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
/И. Мазнин/
/Звучит тихая музыка, голоса птиц./
4. Учитель: Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. /зачитать высказывания писателей/
- К. Паустовский писал: «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля».
- Л.Н.Толстой: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
- М.Шолохов: «Человек должен украшать землю».
А «певец природы» писатель М.М. Пришвин обратился к школьникам с такими словами: «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу – значит, охранять Родину!»
5. Учитель: Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда – то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.
Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
/Р. Гамзатов/
6. Сценка.
Девочка-ромашка с букетом лекарственных трав.
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (протягивает пучок дурмана)
Девочка-ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его. (ведьма убегает)
Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость.То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную. (ведьма возвращается, крадучись)
Травяная ведьма
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём.
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в вазу.
Девочка-ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(Загораживает ребят от ведьмы. Та грозит кулаками и убегает.)
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
/танец цветов/
7.- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? /Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет – сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им!/
В России охране природы уделялось внимание с давних пор. Иван Грозный приговаривал к смертной казни за незаконную добычу бобра. При царе Алексее Михайловиче были приняты указы об охоте, в которых определялись её сроки, запретные зоны, санкции к нарушителям. В 1960 годах Международный союз охраны природы счёл необходимым вести списки животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Чтобы многие виды растений и животных не исчезли – создали заповедники. Один из них – Воронежский заповедник. /видеофильм/
В нашем районе и области произрастает множество растений, которые подлежат специальной охране: ландыш майский, незабудка, кувшинка, водяной орех и многие другие. Несколько видов бабочек, жуков и шмелей находятся под угрозой исчезновения. Птицы: белый и чёрный аисты, лебедь–кликун, беркут, белая куропатка, серый журавль, филин и другие. Животные: выхухоль, барсук, выдра, белка – летяга и т. д.
Ученик: Как яблоко на блюде, у нас земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
/М.Дудин/
8. Учитель: На нашей планете тысячи рек, озёр. Для чего они нужны? /В них водятся ценные породы рыб, мы пьём из рек и озёр воду, используем как транспортные пути, источники электроэнергии/.
/за каждый правильный ответ – маленькая картинка/
Чистой воды становится всё меньше, реки и озёра из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами. Природа не успевает очищать воду от загрязнения.
Ученик:
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
А подрасту и я вам помогу,
И рыбок золотых уберегу!
/Э. Огнецвет/
9. Учитель: А без чего ещё трудно представить нашу землю? /без лесов/ Для чего нужны леса? /Леса украшают землю, без него уже давно прекратилась бы жизнь на земле, листья деревьев выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более трёх минут. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей, необходимых им: дома, мебель, бумагу, карандаши и т.д./
/за каждый правильный ответ – маленькая картинка/
Между жизнью леса, его обитателями и человеком существует очень тесная связь. Знаете ли вы, что:
- сова уничтожает за год около тысячи грызунов. Одна сова спасёт за год тонну хлеба.
- у кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц.
- летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых.
- птицы – это лесные доктора.
Вот почему так важен для человека лес. Вот почему его надо охранять и беречь. И хотя лесов на земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя срубать зря.
10. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о растениях и животных.
/за каждый правильный ответ – маленькая картинка/
11. Игра «Найди домик животного».
12. Проблемная ситуация /за каждый правильный ответ – маленькая картинка/.
Однажды ребята собрались в лес. Запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие. По дороге нам часто попадались грибы. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша повыбрасывал банки, полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Саша решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
По дороге домой мы собрали огромные букеты луговых и лесных цветов.
Весело прошёл день!
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных.
- Для костра собирают сушняк, в жару не разводят костры.
- Полиэтилен разрушается полностью за 220 лет, металлические банки – 100 лет.
- Костёр надо забросать землёй или залить водой.
- Если мы потрогаем яйца, птица больше может не сесть на них.
- Брать зверей из леса нельзя, они погибнут.
- Если протыкать муравейник, то нарушается взаимоотношение в сложном сообществе.
- Жизнь собранных цветов не долговечна.
- В букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
13. – Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озёра, не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей, а наоборот боритесь с браконьерами.
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
/Д. Розович/
14. – Ну, а теперь, давайте сделаем чёрно – белую планету более красивой и красочной. Посадим на ней деревья. Пусть живут там животные и птицы, цветут цветы. И пусть так будет всегда. Ведь именно такой вы сами хотите видеть нашу планету. /рисунки детей/
Звучит музыка, пение птиц. Дети украшают планету маленькими картинками, которые получали за правильные ответы.
15.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
Давайте же любить ее всегда!
/М. Пляцковский/