Сочинение-описание по личным наблюдениям "Снег"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • привлечь внимание детей к красоте зимних явлений,
  • формировать умения строить речь в определенной композиционной форме,
  • воспитывать самостоятельность, активность, терпение,
  • формировать навыки орфографической зоркости, самоконтроля.

Оборудование:

  • CD диск Вивальди “Зима”,
  • рисунок Снежной королевы, иллюстрации с изображением зимы, снежинки для оформления доски и у детей на партах,
  • орфографические словари Грушникова, памятки.

Ход урока

1. Организационный момент. (На доске рисунок Снежной королевы, снежинки и среди них необычная снежинка. Звучит музыка Вивальди “Зима”)

2. Вступительная беседа.

Учитель:

Они ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

– Какое время года называют “седой”? (Зиму)

– Снежная королева приглашает нас в один из уголков своего царства литературы. Что это за уголок, я и сама пока не знаю. Как, по-вашему, куда же позвала нас Снежная королева? (Не знаем)

– А не оставила ли она нам какой-нибудь знак? (Привлекаем внимание детей к необычной снежинке, которая находится среди других на доске. Учитель снимает ее и на обратной стороне находит и прочитывает письмо.)

Письмо.

Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это зимнее царство. Снег кругом по колено. Так морозно, светло и бело. Для того, чтобы попасть туда, вам нужно прежде всего сделать маленький снегопад, ведь это царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет,– зимние стихи, пословицы и поговорки о снеге и зиме. В путь, друзья мои!

Снежная королева.

Как же нам устроить снегопад?

(Размахивают снежинками под музыку)

Вот какой у нас сильный снегопад. Молодцы, первое условие выполнили. В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

“заметает пурга белый путь.
Хочет в мягкий снег потонуть,” –
писал С. Есенин

давайте отправимся в путешествие по этому беспредельному, великому, пышному царству и возьмем с собой в попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий взгляд художника, пусть будут вместе с нами образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта.

(Под музыку). Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая ее прелести, рисуя зимние картины с помощью музыкальных звуков. Вот едут сани с колокольчиками, день ясный, морозный.

А вот холодный темный вечер. Кто – то спешит, бежит по чуть протоптанными тропинкам.

А здесь слышно как завывает вьюга. Вот какая разная зима и ее можно нарисовать звуками. А звучит ли снег?

Дети. (подгот. ребенок)

(1) Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Ели слышную музыку снега.”

Учитель – Какая она еле слышная музыка снега?

(Легкая, спокойная)

– А если говорить о муз. характере: это танец, песня или март? (танец)

В музыке будет слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь, при дуновении ветра.

Дети. “Он слетает белой стаей
(2). И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.”
(3). Утром кот принес на лапках
Первый снег!
(4). Он кружится, легкий, новый.
Первый снег!
Он имеет первый вкус и запах
Первый снег!
(5). А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет –
Снежный, снежный, снежный.
(6). У ребят над головой,
Он успел платок пуховый,
Расстелить над мостовой.
(7). Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: “ Ой! Извините!” – И тает.
(8) Первый снег. Он летит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна осенняя земля. Небо серое, снежок белый, легкий.

Учитель.

– Как охарактеризован первый снег? Почему он тих и робок? (снежинки, наверное, знают, что они быстро растают)

– Какие еще слова и выражения вам показались интересными? (ответы детей)

3. Лексико-орфографическая работа.

На доске. Первый снег., !, ?.

– Прочитайте изменяя интонацию.

– Первый снег. Снег… Снег… Снег…

– Что вам слышится в этих словах?

Подберите однокоренные слова. Запишите их в тетрадь по чтению.

– Чем памятен первый снег?

Составьте и запишите нераспространенные и распространенные предложения.

(Выпал снег. Выпал белый снег.)

– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Каков же снег?

(Ответы детей)

– Какой он был в начале зимы? В конце? А какой он в лесу?

4. Физкультминутка

Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под снегом спит медведь,
– Тише, тише, не шуметь!

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли про третье задание Снежной Королевы. Какое оно?

(Пословицы и поговорки о зиме и снеге)

– Знаете?

Ответы:

  1. Зима без снега – лето без хлеба.
  2. Зимой льдом не дорожат.
  3. Мороз не велик, да стоять не велит.
  4. Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
  5. Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
  6. Холодная зима – жаркое лето.

– Что делает нашу речь выразительной? (Образные выражения, сравнения, описания)

– А теперь посмотрим на снег глазами художника. Подберем цвета. Какой снег утром, днем, вечером?

(Вечером блестит от фонарей, днем искриться от солнца, утром кристально – белый от ночного мороза)

– Подберем синонимы.

(Блестит, горит, искриться, сверкает, сияет, светиться, переливается всеми цветами радуги)

– А бывает снег розовый?

(На заходе солнца)

– Голубой?

(Когда небо голубое, свет ложится на снег. Голубенький, голубоватый)

На доске таблица.

Светло-
Темно-
Ярко-
Нежно-
молочный
жемчужный
небесный
лазурный
серебристый
лиловый
розовый
белый
голубой
серый

– оват

– Какие образные выражения можно применить в рассказе о снеге?

(Пушистый ковер, пуховый платок, белое одеяло, ковер зимы)

– Про что можно сказать “сыпучее снежное болото? (сугробы)

– Что обогащает и делает разнообразной нашу речь?

(Глаголы – повалил, порхает, идет, падает, парит, опускается)

– Много мы вспомнили и поговорили о снеге. А какое настроение у вас вызывает снег?

(Веселое, грустное, спокойное, хмурое, печальное, радостное, нежное, колючее)

– Да, снег бывает разный и настроение у разных людей он может вызвать разное.

Вот теперь каждый из вас должен решить, о каком снеге он хочет рассказать, но так, чтобы читатели поняли, какое настроение он у вас вызывает. А чтобы стройно, логично и красиво организовать ваши мысли, создадим план, по которому вы будите писать сочинение.

  1. Вступление.
    “Здравствуй, гостья – зима!”
  2. Основная часть.
    * Снег да снег кругом.
    * Снежное покрывало.
    * Сны на деревьях и домах.
    * Снежные забавы.
  3. Заключительная часть.
    * Чем хорош снег?
    * Какое он вызвал у вас настроение?

Практическая часть урока проходит под музыку, на заранее подготовленных заготовках в виде снеговиков, домов, снежинок, Снегурочек, Дедов Морозов и т.д.

В конце урока зачитывается несколько работ.