Цели:
- привлечь внимание детей к красоте зимних явлений,
- формировать умения строить речь в определенной композиционной форме,
- воспитывать самостоятельность, активность, терпение,
- формировать навыки орфографической зоркости, самоконтроля.
Оборудование:
- CD диск Вивальди “Зима”,
- рисунок Снежной королевы, иллюстрации с изображением зимы, снежинки для оформления доски и у детей на партах,
- орфографические словари Грушникова, памятки.
Ход урока
1. Организационный момент. (На доске рисунок Снежной королевы, снежинки и среди них необычная снежинка. Звучит музыка Вивальди “Зима”)
2. Вступительная беседа.
Учитель:
Они ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
– Какое время года называют “седой”? (Зиму)
– Снежная королева приглашает нас в один из уголков своего царства литературы. Что это за уголок, я и сама пока не знаю. Как, по-вашему, куда же позвала нас Снежная королева? (Не знаем)
– А не оставила ли она нам какой-нибудь знак? (Привлекаем внимание детей к необычной снежинке, которая находится среди других на доске. Учитель снимает ее и на обратной стороне находит и прочитывает письмо.)
Письмо.
Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это зимнее царство. Снег кругом по колено. Так морозно, светло и бело. Для того, чтобы попасть туда, вам нужно прежде всего сделать маленький снегопад, ведь это царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет,– зимние стихи, пословицы и поговорки о снеге и зиме. В путь, друзья мои!
Снежная королева.
Как же нам устроить снегопад?
(Размахивают снежинками под музыку)
Вот какой у нас сильный снегопад. Молодцы, первое условие выполнили. В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.
“заметает пурга белый путь.
Хочет в мягкий снег потонуть,” –
писал С. Есенин
давайте отправимся в путешествие по этому беспредельному, великому, пышному царству и возьмем с собой в попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий взгляд художника, пусть будут вместе с нами образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта.
(Под музыку). Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая ее прелести, рисуя зимние картины с помощью музыкальных звуков. Вот едут сани с колокольчиками, день ясный, морозный.
А вот холодный темный вечер. Кто – то спешит, бежит по чуть протоптанными тропинкам.
А здесь слышно как завывает вьюга. Вот какая разная зима и ее можно нарисовать звуками. А звучит ли снег?
Дети. (подгот. ребенок)
(1) Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Ели слышную музыку снега.”
Учитель – Какая она еле слышная музыка снега?
(Легкая, спокойная)
– А если говорить о муз. характере: это танец, песня или март? (танец)
В музыке будет слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь, при дуновении ветра.
Дети. “Он слетает белой стаей
(2). И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.”
(3). Утром кот принес на лапках
Первый снег!
(4). Он кружится, легкий, новый.
Первый снег!
Он имеет первый вкус и запах
Первый снег!
(5). А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет –
Снежный, снежный, снежный.
(6). У ребят над головой,
Он успел платок пуховый,
Расстелить над мостовой.
(7). Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: “ Ой! Извините!” –
И тает.
(8) Первый снег. Он летит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как
черна осенняя земля. Небо серое, снежок белый, легкий.
Учитель.
– Как охарактеризован первый снег? Почему он тих и робок? (снежинки, наверное, знают, что они быстро растают)
– Какие еще слова и выражения вам показались интересными? (ответы детей)
3. Лексико-орфографическая работа.
На доске. Первый снег., !, ?.
– Прочитайте изменяя интонацию.
– Первый снег. Снег… Снег… Снег…
– Что вам слышится в этих словах?
Подберите однокоренные слова. Запишите их в тетрадь по чтению.
– Чем памятен первый снег?
Составьте и запишите нераспространенные и распространенные предложения.
(Выпал снег. Выпал белый снег.)
– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Каков же снег?
(Ответы детей)
– Какой он был в начале зимы? В конце? А какой он в лесу?
4. Физкультминутка
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под снегом спит медведь,
– Тише, тише, не шуметь!
– Ребята, мы так увлеклись, что забыли про третье задание Снежной Королевы. Какое оно?
(Пословицы и поговорки о зиме и снеге)
– Знаете?
Ответы:
- Зима без снега – лето без хлеба.
- Зимой льдом не дорожат.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
- Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
- Холодная зима – жаркое лето.
– Что делает нашу речь выразительной? (Образные выражения, сравнения, описания)
– А теперь посмотрим на снег глазами художника. Подберем цвета. Какой снег утром, днем, вечером?
(Вечером блестит от фонарей, днем искриться от солнца, утром кристально – белый от ночного мороза)
– Подберем синонимы.
(Блестит, горит, искриться, сверкает, сияет, светиться, переливается всеми цветами радуги)
– А бывает снег розовый?
(На заходе солнца)
– Голубой?
(Когда небо голубое, свет ложится на снег. Голубенький, голубоватый)
На доске таблица.
Светло- Темно- Ярко- Нежно- |
молочный жемчужный небесный лазурный серебристый лиловый розовый |
белый голубой серый |
– оват |
– Какие образные выражения можно применить в рассказе о снеге?
(Пушистый ковер, пуховый платок, белое одеяло, ковер зимы)
– Про что можно сказать “сыпучее снежное болото? (сугробы)
– Что обогащает и делает разнообразной нашу речь?
(Глаголы – повалил, порхает, идет, падает, парит, опускается)
– Много мы вспомнили и поговорили о снеге. А какое настроение у вас вызывает снег?
(Веселое, грустное, спокойное, хмурое, печальное, радостное, нежное, колючее)
– Да, снег бывает разный и настроение у разных людей он может вызвать разное.
Вот теперь каждый из вас должен решить, о каком снеге он хочет рассказать, но так, чтобы читатели поняли, какое настроение он у вас вызывает. А чтобы стройно, логично и красиво организовать ваши мысли, создадим план, по которому вы будите писать сочинение.
- Вступление.
“Здравствуй, гостья – зима!” - Основная часть.
* Снег да снег кругом.
* Снежное покрывало.
* Сны на деревьях и домах.
* Снежные забавы. - Заключительная часть.
* Чем хорош снег?
* Какое он вызвал у вас настроение?
Практическая часть урока проходит под музыку, на заранее подготовленных заготовках в виде снеговиков, домов, снежинок, Снегурочек, Дедов Морозов и т.д.
В конце урока зачитывается несколько работ.