Использование системы заданий с экологическим содержанием на уроках математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В начальной школе дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Этому способствует, на мой взгляд, объединение собственно математического содержания с проблемой экологии и защиты окружающей среды.

Роль математики в обучении и развитии мышления и познавательной активности трудно переоценить. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.

“Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств” (Иванова Т.С.Экологическое образование и воспитание в начальной школе.).

Необходимо формировать у младших школьников экологическую культуру, правильное поведение с животными и растениями. Экологические знания помогают школьникам осознать важность сохранения окружающей среды, формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание и жалость, и воспитание чувства ответственности за будущее нашей планеты. С помощью разнообразных заданий изучая математику, младшие школьники одновременно познают окружающую нас природу и учатся ее охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит более результативным. Появляется мощный стимул активности– это интерес. Именно в интересе появляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим была обусловлена необходимость использования разнообразных заданий на отдельных этапах уроков: Текстовые задачи, задания из серии занимательной экологии типа “Знаешь ли ты, что…”, которые касаются важнейших проблем, связанных с охраной окружающей среды, в решении которых может участвовать ученик. К ним относятся, экономия воды, энергии, бумаги, проблемы отходов и шума, защита животных, здоровое питание, гигиена и здоровье. Каждое задание заканчивается призывом к ученику. Задания по занимательной экологии основаны на научных данных.

1.Днем Юра и его отец совершают пробежку. Во время бега они всегда делают 20-минутный перерыв на отдых. Сколько минут они бегают, если всего они находятся на прогулке 55 минут?

2.Шум выше 90 децибел является вредным для здоровья. Если работающий перфоратором производит шум 98 децибел, то, на сколько это превышает допустимую границу громкости? (Какие последствия могут быть для человека?)

Учитываю возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экологическим содержанием предлагаю в занимательной форме, для чего в условия задачи ввожу сказочных или мультипликационных героев.

Математические раскраски – это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах. В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, однако при решении задач внимание учителя и учащихся направлено на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологической морали. Поэтому я стараюсь показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями.

Например, при изучении темы “Умножение и деление в пределах 100”

  1. Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе дети оставили плохо закрученными 4 крана. Сколько воды было растрачено в течении суток?
  2. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?
  3. 100 г листьев березы задерживают в течение 15 дней 2 286 г пыли и загрязнений. Сколько граммов пыли и загрязнений задержат 300 г листьев березы за то же самое время? (прим.)

Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: “С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.

Отвечая на них, учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром, и начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.

На уроках решаем так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.

  1. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
  2. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.

Но не только учащимся даются готовые текстовые задачи, но и ребята сами составляют задания, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Иногда дети ломают ветви деревьев, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Поэтому после проведения субботников на пришкольном участке, проведении акции “Скворечник” ученики придумали следующие задания. Решение этих заданий оказывает положительное влияние на осознание и осмысление негативного поступка.

Решение задач с экологическим содержанием я использую и при проведении внеклассных мероприятий. Заранее составляем кроссворды, ребусы, подыскиваем загадки, что все усиливает познавательный интерес у учащихся.

Результаты системы моей работы можно видеть в презентации, где взяв за оценочный критерий качество личности: Я и природа, Прекрасное в моей жизни, Я (отношение к себе).

Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.

Приложение (Презентация)