"Выставочный зал" – образовательная программа дополнительного образования детей

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В.А.Сухомлинский

Актуальность создания программы “Выставочный зал” обусловлена необходимостью в условиях Крайнего Севера (периферийности и отдаленности от больших культурных центров страны муниципального образования город Новый Уренгой) создания в учреждении дополнительного образования культурно-образовательной среды. Среды, способной не только сберечь, но и разжечь искорки ребячьих дарований, придать их увлечениям серьезный и долговременный смысл, чтобы искорки превратились в пламя вдохновения и преданности в служении искусству. И не менее важно и почетно воспитать в детях эстетическую культуру, сформировать из них образованных, интеллигентных, духовно богатых людей, нравственно-культурных хозяев России.
Актуальность разработки программы “Выставочный зал” обуславливается наличием и таких проблемных факторов как:
отсутствие программно-методического материала по организации выставочной деятельности учреждений дополнительного образования детей;
– неглубокие познания обучающихся о видах и жанрах искусства, культуры поведения в музее, выставочной галерее, что необходимо знать каждому культурному и образованному человеку.
– отсутствие нормативного поля деятельности выставочных площадок.
В поисках эффективных путей решения выявленных проблем, авторским коллективом методистов Центра внешкольной работы была разработана программа “Выставочный зал”, определяющая содержание и специфику деятельности выставочного зала, как культурно-образовательной среды учреждения.
Основополагающими документами в разработке программы являются:
– Конвенция ООН “О правах ребенка”, ст.29, в которой говорится о необходимости воспитания, уважения к культурной самобытности страны в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям, к цивилизациям, отличным собственной.
– Закон “Об образовании” ст. 26, подчеркивающая необходимость в реализации дополнительных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Закон ЯНАО “Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе”, ст.8 п.3, ориентируют на формирование у подрастающего поколения любви к природе Ямала, знания его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.
– Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995г. № 233 (с изм. от 07.12.2006г.)
– Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования России от 11.12.2006 № 06-1844).
– Устав МОУ ДОД ЦВР “Истоки” (п.3) от 12.02. 2007 г. № 131.
Программа “Выставочный зал” художественно-эстетической направленности является составной частью программ дополнительного образования культурологического блока в образовательном учреждении МОУ ДОД ЦВР “Истоки”. Программа призвана обогатить образовательно-воспитательный процесс в учреждении; расширить социокультурное пространство, в котором обучающиеся смогут не только приобщаться к культуре, но и развивать свою творческую и познавательную активность социальные навыки; реализовать личностные качества и демонстрировать свои творческие способности.
Данная программа сориентирована на реализацию регионального компонента в системе дополнительного образования. Содержание программного курса предполагает как теоретическое, так и практическое изучение “культурных объектов”: народных традиций, декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Программа “Выставочный зал” является самостоятельным авторским курсом, разработанным коллективом автором. Авторство программы обусловлено отсутствием аналогичной работы в системе дополнительного образования детей. Авторами программы предпринята попытка систематизации и обобщения многолетнего опыта учреждения дополнительного образования в выставочной деятельности, в области художественного и эстетического воспитания обучающихся посредством приобщения к прикладному творчеству.
Новизна программы заключается в ее индивидуальности, в содержании и форме подачи программного материала. Представленная Программа впервые внедрена и апробирована в учебно-воспитательном процессе Центра внешкольной работы “Истоки” муниципального образования город Новый Уренгой и не имеет себе аналогичных в системе дополнительного образования детей.
Основной целью программы является создание особой культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс следующих задач:
Обучения –
приобретение искусствоведческих знаний, навыков общения с образцами искусства и эстетики; усвоение обучающимися норм поведения в культурологической среде; формирование художественно-эстетических представлений и понятий, практических умений в прикладном творчестве.
Воспитания – приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, эстетическое восприятие окружающего мира средствами разных видов искусств; формирование культуры общения и поведения в социуме, потребностей в саморазвитии, художественного и эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия; чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества.
Развития – расширение познавательного, общекультурного кругозора, интереса к народному искусству; обогащение эмоциональной сферы ребенка; формирование творчески растущей личности, способной реализовать и развивать свой творческий потенциал в современном социуме; развитие стремления в освоении новых знаний и навыков в выбранном направлении деятельности, творческих способностей и творческой индивидуальности.
Программа базируется на теоретических идеях Л.С.Выготского, изложенных в его концепции о зонах ближайшего и актуального развития ребенка. Ученым отмечено, что “…Полное развитие личности ребенка возможно лишь при расширении пространства образования, прежде всего за счет включения в него культурной и природной среды. Обладая определенными знаниями, полученными в учебно-познавательном процессе, находясь в зоне ближайшего развития, ребенок, участвуя во внеучебной деятельности, переходит в зону актуального развития, продвигаясь в своем творческом, интеллектуальном и духовном росте”. А также на научных исследованиях в области педагогики, психологии, в трудах известных ученых П.Ф.Каптерова, Т.С.Назаровой, В.С. Кузина, А.С.Хворостова, Н.С. Боголюбова, Т.Я.Шпикаловой, М.А.Некрасовой, рассматривающих приобщение к народной культуре как эстетическое воспитание и художественное образование учащихся.
Ведущей идеей данной программы является тезис из Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010: “Дополнительное образование детей – “зона ближайшего развития” личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями”.
Предлагаемая программа по виду авторская, по типу – комплексная, по форме сквозная, по содержанию – интегрированная, по цели – развивающая. Комплексность выражается через триединство задач обучения, воспитания и развития. Сквозной характер программы определяется реализацией общей цели через дополнительные образовательные программы объединений художественной и декоративно – прикладной направленности. Программа способствует интеграции деятельности учреждения с социальными институтами микрорайона, города по вопросам организации культурного досуга детей и взрослых, приобщая к миру искусства, развития талантов и дарований, обеспечение преемственности в работе.
Программа “Выставочный зал” представляет собой практико-ориентированную модель образовательно-воспитательной системы, рационально сочетающую в себе разнообразные форм работы и обеспечивающую плавный переход от обучения к воспитанию и наоборот.
Содержание программного курса интегрирует с образовательно-воспитательным процессом учреждения, объединяя образование и воспитание, образование и досуг, общение и игру, теоретическое и практическое обучение, дополняя содержание программ художественно– эстетического направления, расширяя их общий информационно-практический материал.
Основной технологией в реализации программы является технология эстетического развития воспитанников, выполняющая функции воспитания художественного вкуса, приобретения практических умений и навыков творческой деятельности, способствующая развитию интеллектуально-творческих способностей обучающихся, социализации личности.
В процессе освоения программы осуществляется использование культурологического, эстетического, этнографического, психологического, педагогического, историко-краеведческого, нравственного аспектов.

Представленная Программа “Выставочный зал” включает в себя 4 раздела:

  • Раздел “Экспозиционно-выставочная деятельность” знакомит с творческими достижениями обучающихся, педагогов Центра, его культурологической средой; направлен на популяризацию творчества детских объединений и выявление талантливых воспитанников, на формирование творческих связей с учреждениями культуры и образования, жителями города посредством участия в выставках художественного и прикладного творчества.
  • Содержание второго раздела “Культурно-образовательная деятельность” направлено на приобретение обучающимися знаний в области культуры и искусства, развитие мотивации к занятиям различными видами художественного и декоративно-прикладного творчества.
    3 раздел “Информационно-методическая работа рассматривает вопросы методического обеспечения деятельности выставочного зала. Предполагает проведение консультаций, семинаров, лекций и других видов работ с педагогами общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по вопросам организации и проведения конкурсов, выставок, благотворительных акций.
  • 4 раздел “Фондовая и рекламно-издательская деятельность” включает в себя: создание выставочного фонда из лучших творческих работ детей, изготовление выставочных аксессуаров, издание каталога детских творческих работ, публикации в периодической печати и работу с городскими средствами массовой информации, выпуск рекламной продукции (эскизов приглашений, буклетов, визиток).

Более подробное изложение содержания программы изложено в 4 разделе программы “Содержание изучаемого курса”.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа “Выставочный зал” рассчитана на один год реализации (288 часов) с детьми 7–17 лет из расчета 3 раза в неделю по 3 академических часа.
Программный курс осуществляется с 15 сентября по 15 мая с учетом региональных особенностей (в соответствии п. 3 Устава учреждения) и возможными изменениями в ее содержании. Занятия и мероприятия, организованные в рамках программы, проходят в выставочном зале, как в первую, так и во вторую половину дня, что связано с двухсменным процессом обучения детей в общеобразовательных школах, они включают теоретическую и практическую направленность. Продолжительность их проведения – 40 минут.
К участию в реализации программы могут быть привлечены учащиеся, педагоги других образовательных учреждений города, а так же родители обучающихся, жители микрорайона, города. Выставки в зале проводятся согласно плану работу. Художественным советом учреждения определяются сроки сдачи работ на выставки, и проводится тщательный отбор изделий.
График работы выставочного зала, план мероприятий составляет методист, курирующий художественное и декоративно-прикладное направление деятельности учреждения. Нормативные документы, регламентирующие деятельность выставочного зала рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются директором учреждения.
Специфика программного курса обусловлена типом образовательной программы (сквозная) и предусматривает наличие на занятии как постоянного, так и переменного состава обучающихся в учебной группе в зависимости от планируемого мероприятия. Так на занятиях в форме походов, экскурсий, познавательно-игровых мероприятиях состав учащихся может быть переменным. Учебные группы формируются из контингента детей, обучающихся в объединениях образовательного учреждения. Программа не предполагает формирование постоянного состава обучающихся, так как в ее реализацию вовлечены все воспитанники ЦВР “Истоки”.
Форма организации культурно-образовательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: групповые, подгрупповые и индивидуальные экскурсии, конкурсы, познавательно – игровые программы, презентации, творческие проекты, мастер-классы и др.
Организация культурно-педагогического процесса – предполагает создание такой среды, которая способна вызвать у воспитанников гаму чувств и эстетических переживаний, полнее раскрыть свой внутренний мир, свои размышления и раздумья, а ведь то, что пережито душой, остается в сердце надолго или навсегда. Большое внимание уделяется формированию интереса к миру культуры, искусства, творчества.

Прогнозируемый результат педагогической деятельности в рамках сквозной программы “Выставочный зал” предполагает:
Результат обучения – получение обучающимися искусствоведческих знаний основ эстетической культуры; усвоение норм поведения в культурологической среде, требований к выполнению творческой работы; овладение навыками художественно-творческой деятельности; основами композиционных и цветовых решений, спецификой выставочной деятельности, познание ее терминологии; проявление творческой индивидуальности; умение объективно оценивать, анализировать свои работы.
В процессе обучения повышаются: качество творческой работы, творческая активность, самостоятельность, коммуникативная культура, уверенность в себе. В процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству ребенок усваивает культурные ценности, проявляет уважительное отношение к национальной культуре и традициям, принимает активное участие в выставках различного уровня.
Результат воспитания – формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных интересов подрастающего поколения посредством приобщения к рукотворному мастерству; духовно – эмоциональное обогащение личности; воспитание художественного вкуса; эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира; уважения к народному творчеству; повышение интереса к миру культуры и искусства; приобретение опыта самореализации в индивидуальной и коллективной творческой деятельности; проявление творческой дисциплины, целеустремленности, трудолюбия, активного участия в выставке.
Результат развития – по окончании программного курса у обучающихся расширяются познавательные, культурные интересы и потребности, детская созидательность, художественно – творческие умения, коммуникативные качества личности. Повышаются организационный, нравственный, эстетический, интеллектуально – творческий потенциал; наблюдается творческий рост воспитанника; возрастает уверенность в своих силах, потребность быть активным, значимым для себя и других, самореализация и социализация обучающихся.
Отслеживание результативности выполнения программы осуществляется два раза в год, по полугодиям.
Используются универсальные способы отслеживания результатов: наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, беседы, викторины; диагностические исследования (изучение динамики творческих достижений, личностного развития воспитанников); анализ деятельности выставочного зала учреждения, результатов участия воспитанников в конкурсах и выставках различного уровня; мониторинг творческих успехов обучающихся.
Результаты по реализации программы “Выставочный зал” определяются:
–  в качественно-количественных показателях участия детей, педагогов в конкурсах и выставках различных уровней; степень полученных наград.
– динамикой творческих достижений, личностного развития воспитанников;
– уровнем использования разных техник исполнения творческих работ;
– характером и эмоциональной направленностью отзывов участников и посетителей выставочного зала;
– показателями диагностических исследований эффективности разработанной программы, выявляющей “западающие” параметры и причины, тормозящие процесс ее качественной реализации.

Тематический план программы (Приложение 1)

Содержание программы (Приложение 2)

Методическое обеспечение программы (Приложение 3)

Список источников и литературы (Приложение 4)

Презентация “Выставочный зал” (Приложение 5)