Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В.А.Сухомлинский
Актуальность создания программы “Выставочный зал” обусловлена необходимостью
в условиях Крайнего Севера (периферийности и отдаленности от больших культурных
центров страны муниципального образования город Новый Уренгой) создания в
учреждении дополнительного образования культурно-образовательной среды. Среды,
способной не только сберечь, но и разжечь искорки ребячьих дарований, придать их
увлечениям серьезный и долговременный смысл, чтобы искорки превратились в пламя
вдохновения и преданности в служении искусству. И не менее важно и почетно
воспитать в детях эстетическую культуру, сформировать из них образованных,
интеллигентных, духовно богатых людей, нравственно-культурных хозяев России.
Актуальность разработки программы “Выставочный зал” обуславливается наличием
и таких проблемных факторов как:
– отсутствие программно-методического материала по организации
выставочной деятельности учреждений дополнительного образования детей;
– неглубокие познания обучающихся о видах и жанрах искусства, культуры поведения
в музее, выставочной галерее, что необходимо знать каждому культурному и
образованному человеку.
– отсутствие нормативного поля деятельности выставочных площадок.
В поисках эффективных путей решения выявленных проблем, авторским коллективом
методистов Центра внешкольной работы была разработана программа “Выставочный
зал”, определяющая содержание и специфику деятельности выставочного зала, как
культурно-образовательной среды учреждения.
Основополагающими документами в разработке программы являются:
– Конвенция ООН “О правах ребенка”, ст.29, в которой говорится о необходимости
воспитания, уважения к культурной самобытности страны в которой ребенок
проживает, языку, национальным ценностям, к цивилизациям, отличным собственной.
– Закон “Об образовании” ст. 26, подчеркивающая необходимость в реализации
дополнительных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения
образовательных потребностей граждан, общества, государства.
– Закон ЯНАО “Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе”,
ст.8 п.3, ориентируют на формирование у подрастающего поколения любви к
природе Ямала, знания его истории, уважения к национальным и культурным
традициям народов, его населяющих.
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №
1756-Р.
– Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования
детей от 7 марта 1995г. № 233 (с изм. от 07.12.2006г.)
– Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобразования России от 11.12.2006 № 06-1844).
– Устав МОУ ДОД ЦВР “Истоки” (п.3) от 12.02. 2007 г. № 131.
Программа “Выставочный зал” художественно-эстетической направленности является
составной частью программ дополнительного образования культурологического блока
в образовательном учреждении МОУ ДОД ЦВР “Истоки”. Программа призвана
обогатить образовательно-воспитательный процесс в учреждении; расширить
социокультурное пространство, в котором обучающиеся смогут не только приобщаться
к культуре, но и развивать свою творческую и познавательную активность
социальные навыки; реализовать личностные качества и демонстрировать свои
творческие способности.
Данная программа сориентирована на реализацию регионального компонента в системе
дополнительного образования. Содержание программного курса предполагает как
теоретическое, так и практическое изучение “культурных объектов”: народных
традиций, декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Программа “Выставочный зал” является самостоятельным авторским курсом,
разработанным коллективом автором. Авторство программы обусловлено отсутствием
аналогичной работы в системе дополнительного образования детей. Авторами
программы предпринята попытка систематизации и обобщения многолетнего опыта
учреждения дополнительного образования в выставочной деятельности, в области
художественного и эстетического воспитания обучающихся посредством приобщения к
прикладному творчеству.
Новизна программы заключается в ее
индивидуальности, в содержании и форме подачи программного материала.
Представленная Программа впервые внедрена и апробирована в учебно-воспитательном
процессе Центра внешкольной работы “Истоки” муниципального образования город
Новый Уренгой и не имеет себе аналогичных в системе дополнительного образования
детей.
Основной целью программы является создание особой
культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры
обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих
способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных
областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации
воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс следующих задач:
Обучения – приобретение искусствоведческих знаний, навыков общения с
образцами искусства и эстетики; усвоение обучающимися норм поведения в
культурологической среде; формирование художественно-эстетических представлений
и понятий, практических умений в прикладном творчестве.
Воспитания – приобщение обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры, эстетическое восприятие
окружающего мира средствами разных видов искусств; формирование культуры общения
и поведения в социуме, потребностей в саморазвитии, художественного и
эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия; чувства гражданственности и любви
к Родине посредством изучения народного творчества.
Развития – расширение познавательного, общекультурного кругозора,
интереса к народному искусству; обогащение эмоциональной сферы ребенка;
формирование творчески растущей личности, способной реализовать и развивать свой
творческий потенциал в современном социуме; развитие стремления в
освоении новых знаний и навыков в выбранном направлении деятельности, творческих
способностей и творческой индивидуальности.
Программа базируется на теоретических идеях Л.С.Выготского, изложенных в его
концепции о зонах ближайшего и актуального развития ребенка. Ученым отмечено,
что “…Полное развитие личности ребенка возможно лишь при расширении пространства
образования, прежде всего за счет включения в него культурной и природной среды.
Обладая определенными знаниями, полученными в учебно-познавательном процессе,
находясь в зоне ближайшего развития, ребенок, участвуя во внеучебной
деятельности, переходит в зону актуального развития, продвигаясь в своем
творческом, интеллектуальном и духовном росте”. А также на научных исследованиях
в области педагогики, психологии, в трудах известных ученых П.Ф.Каптерова,
Т.С.Назаровой, В.С. Кузина, А.С.Хворостова, Н.С. Боголюбова, Т.Я.Шпикаловой,
М.А.Некрасовой, рассматривающих приобщение к народной культуре как эстетическое
воспитание и художественное образование учащихся.
Ведущей идеей данной программы является тезис из Концепции модернизации
дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010:
“Дополнительное образование детей – “зона ближайшего развития” личности ребенка,
которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими
желаниями и потребностями”.
Предлагаемая программа по виду авторская, по типу – комплексная, по форме
сквозная, по содержанию – интегрированная, по цели – развивающая. Комплексность
выражается через триединство задач обучения, воспитания и развития. Сквозной
характер программы определяется реализацией общей цели через дополнительные
образовательные программы объединений художественной и декоративно – прикладной
направленности. Программа способствует интеграции деятельности учреждения с
социальными институтами микрорайона, города по вопросам организации культурного
досуга детей и взрослых, приобщая к миру искусства, развития талантов и
дарований, обеспечение преемственности в работе.
Программа “Выставочный зал” представляет собой практико-ориентированную модель
образовательно-воспитательной системы, рационально сочетающую в себе
разнообразные форм работы и обеспечивающую плавный переход от обучения к
воспитанию и наоборот.
Содержание программного курса интегрирует с образовательно-воспитательным
процессом учреждения, объединяя образование и воспитание, образование и досуг,
общение и игру, теоретическое и практическое обучение, дополняя содержание
программ художественно– эстетического направления, расширяя их общий
информационно-практический материал.
Основной технологией в реализации программы является технология эстетического
развития воспитанников, выполняющая функции воспитания художественного вкуса,
приобретения практических умений и навыков творческой деятельности,
способствующая развитию интеллектуально-творческих способностей обучающихся,
социализации личности.
В процессе освоения программы осуществляется использование культурологического,
эстетического, этнографического, психологического, педагогического,
историко-краеведческого, нравственного аспектов.
Представленная Программа “Выставочный зал” включает в себя 4 раздела:
- Раздел “Экспозиционно-выставочная деятельность” знакомит с творческими достижениями обучающихся, педагогов Центра, его культурологической средой; направлен на популяризацию творчества детских объединений и выявление талантливых воспитанников, на формирование творческих связей с учреждениями культуры и образования, жителями города посредством участия в выставках художественного и прикладного творчества.
- Содержание второго раздела “Культурно-образовательная деятельность”
направлено на приобретение обучающимися знаний в области культуры и
искусства, развитие мотивации к занятиям различными видами художественного и
декоративно-прикладного творчества.
3 раздел “Информационно-методическая работа рассматривает вопросы методического обеспечения деятельности выставочного зала. Предполагает проведение консультаций, семинаров, лекций и других видов работ с педагогами общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по вопросам организации и проведения конкурсов, выставок, благотворительных акций. - 4 раздел “Фондовая и рекламно-издательская деятельность” включает в себя: создание выставочного фонда из лучших творческих работ детей, изготовление выставочных аксессуаров, издание каталога детских творческих работ, публикации в периодической печати и работу с городскими средствами массовой информации, выпуск рекламной продукции (эскизов приглашений, буклетов, визиток).
Более подробное изложение содержания программы изложено в 4 разделе программы “Содержание изучаемого курса”.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа “Выставочный зал” рассчитана на один год реализации (288 часов) с
детьми 7–17 лет из расчета 3 раза в неделю по 3 академических часа.
Программный курс осуществляется с 15 сентября по 15 мая с учетом региональных
особенностей (в соответствии п. 3 Устава учреждения) и возможными изменениями в
ее содержании. Занятия и мероприятия, организованные в рамках программы,
проходят в выставочном зале, как в первую, так и во вторую половину дня, что
связано с двухсменным процессом обучения детей в общеобразовательных школах,
они включают теоретическую и практическую направленность.
Продолжительность их проведения – 40 минут.
К участию в реализации программы могут быть привлечены учащиеся, педагоги других
образовательных учреждений города, а так же родители обучающихся, жители
микрорайона, города. Выставки в зале проводятся согласно плану работу.
Художественным советом учреждения определяются сроки сдачи работ на выставки, и
проводится тщательный отбор изделий.
График работы выставочного зала, план мероприятий составляет методист,
курирующий художественное и декоративно-прикладное направление
деятельности учреждения. Нормативные документы, регламентирующие
деятельность выставочного зала рассматриваются на педагогическом совете и
утверждаются директором учреждения.
Специфика программного курса обусловлена типом образовательной программы
(сквозная) и предусматривает наличие на занятии как постоянного, так и
переменного состава обучающихся в учебной группе в зависимости от планируемого
мероприятия. Так на занятиях в форме походов, экскурсий, познавательно-игровых
мероприятиях состав учащихся может быть переменным. Учебные группы формируются
из контингента детей, обучающихся в объединениях образовательного учреждения.
Программа не предполагает формирование постоянного состава обучающихся, так как
в ее реализацию вовлечены все воспитанники ЦВР “Истоки”.
Форма организации культурно-образовательного процесса может быть различной, в
зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: групповые, подгрупповые и
индивидуальные экскурсии, конкурсы, познавательно – игровые программы,
презентации, творческие проекты, мастер-классы и др.
Организация культурно-педагогического процесса –
предполагает создание такой среды, которая способна вызвать у воспитанников гаму
чувств и эстетических переживаний, полнее раскрыть свой внутренний мир, свои
размышления и раздумья, а ведь то, что пережито душой, остается в сердце надолго
или навсегда. Большое внимание уделяется формированию интереса к миру культуры,
искусства, творчества.
Прогнозируемый результат педагогической деятельности в рамках сквозной
программы “Выставочный зал” предполагает:
Результат обучения – получение обучающимися искусствоведческих знаний
основ эстетической культуры; усвоение норм поведения в культурологической среде,
требований к выполнению творческой работы; овладение навыками
художественно-творческой деятельности; основами композиционных и цветовых
решений, спецификой выставочной деятельности, познание ее терминологии;
проявление творческой индивидуальности; умение объективно оценивать,
анализировать свои работы.
В процессе обучения повышаются: качество творческой работы,
творческая активность, самостоятельность, коммуникативная культура, уверенность
в себе. В процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству
ребенок усваивает культурные ценности, проявляет уважительное отношение к
национальной культуре и традициям, принимает активное участие в выставках
различного уровня.
Результат воспитания – формирование
нравственных, эстетических и интеллектуальных интересов подрастающего поколения
посредством приобщения к рукотворному мастерству; духовно – эмоциональное
обогащение личности; воспитание художественного вкуса; эстетического отношения к
предметам и явлениям окружающего мира; уважения к народному творчеству;
повышение интереса к миру культуры и искусства; приобретение опыта
самореализации в индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
проявление творческой дисциплины, целеустремленности, трудолюбия, активного
участия в выставке.
Результат развития – по окончании программного курса у обучающихся
расширяются познавательные, культурные интересы и потребности, детская
созидательность, художественно – творческие умения, коммуникативные качества
личности. Повышаются организационный, нравственный, эстетический,
интеллектуально – творческий потенциал; наблюдается творческий рост
воспитанника; возрастает уверенность в своих силах, потребность быть активным,
значимым для себя и других, самореализация и социализация обучающихся.
Отслеживание результативности выполнения программы осуществляется два
раза в год, по полугодиям.
Используются универсальные способы отслеживания результатов: наблюдения,
анкетирование, тестирование, опрос, беседы, викторины; диагностические
исследования (изучение динамики творческих достижений, личностного развития
воспитанников); анализ деятельности выставочного зала учреждения, результатов
участия воспитанников в конкурсах и выставках различного уровня; мониторинг
творческих успехов обучающихся.
Результаты по реализации программы “Выставочный зал” определяются:
– в качественно-количественных показателях участия детей, педагогов в
конкурсах и выставках различных уровней; степень полученных наград.
– динамикой творческих достижений, личностного развития воспитанников;
– уровнем использования разных техник исполнения творческих работ;
– характером и эмоциональной направленностью отзывов участников и посетителей
выставочного зала;
– показателями диагностических исследований эффективности разработанной
программы, выявляющей “западающие” параметры и причины, тормозящие процесс ее
качественной реализации.
Тематический план программы (Приложение 1)
Содержание программы (Приложение 2)
Методическое обеспечение программы (Приложение 3)
Список источников и литературы (Приложение 4)
Презентация “Выставочный зал” (Приложение 5)