Цели урока:
- Образовательные:
учить построению графика квадратичной функции и использованию графика для получения ее свойств. - Развивающие:
развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, внимание, навыки самостоятельной работы с источником информации и самоконтроля, поддерживать интерес к математике. - Воспитательные:
воспитывать последовательность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Задачи урока:
- повторить построение графика функции, название и расположение графиков функций у = х2, у = ах2; свойства функций;
- формировать знание формулы квадратичной функции, названия ее графика, направление ветвей параболы, формулы для вычисления вершины параболы;
- учить распознавать квадратичную функцию по формуле, направление ветвей параболы (в зависимости от коэффициента а); находить координаты вершины параболы; составлять таблицу на основании свойства симметричности параболы; строить график квадратичной функции; находить свойства квадратичной функции;
- проверить первичный уровень усвоения материала;
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, внимание, навыки самостоятельной работы с источником информации и самоконтроля, формировать интерес к математике;
- воспитывать последовательность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Необходимое оборудование: персональные компьютеры для работы учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент: учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся, объявляет план урока, комментирует принцип самостоятельной работы с презентацией (переход между слайдами производится при нажатии на стрелки, а при их отсутствии просто по щелчку; возможен переход внутри презентации по гиперссылкам).
Изучение нового материала:Указывается тема урока. “Построение графика квадратичной функции”.
(Слайд
1) Приложение
Определяются цели урока. (Слайд 2)
Дается определение квадратичной функции.
Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида
y = ax²
+
bx+ c, где х –
независимая переменная, a, b и с – некоторые числа (причем, а ≠ 0).
Например: у = 5х² + 6х+ 3, у = – 7х²+8х – 2, у = 0,8х² + 5, у = ¾х² – 8х, у = – 12х² – квадратичные функции. (Слайд 3)
Дается определение графика квадратичной функции.
Графиком квадратичной функции является парабола, ветви которой направлены вверх (если а > 0) или вниз (если а < 0).
Приводятся примеры графиков квадратичной функции.
у = 2х² + 4х – 1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 2, а > 0).
у= – 7х² – х + 3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -7, а < 0). (Слайд 4)
План построения графика функции.
1. Описать функцию: название функции, что является графиком функции, куда направлены ветви параболы.
Пример: у = х²– 2х – 3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 1, а > 0). (Слайд 5)
2. Найти координаты вершины параболы А(m;n) по формулам:
или n = у(m), т.е. подставить найденное значение абсциссы m
в формулу, которой задана функция и вычислить значение.
Прямая x=m является осью симметрии параболы.
Пример: у = х² – 2х – 3
(а = 1; b = – 2; с = – 3)
Найдем координаты вершины параболы
А(1;-4) – вершина параболы.
Прямая х = 1 – ось симметрии параболы. (Слайд 6)
3. Заполнить таблицу значений функции. Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой. В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х, посчитать значение функции в выбранных значениях х.
Пример: у = х² – 2х – 3. Составим таблицу значений функции: (Слайд 7)
x | – 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
у | 0 | – 3 | – 4 | – 3 | 0 |
4. Построить график функции: отметить в координатной плоскости точки,
координаты которых указаны в таблице, и соединить их плавной линией.
Построение графика функции подробно показывается на слайде. (Слайд 8)
Попробуйте ответить на контрольные вопросы:
- Сформулируйте определение квадратичной функции.
- Что представляет собой график квадратичной функции?
- Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит?
- В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции?
(Если вы затрудняетесь ответить на поставленные вопросы, то можете посмотреть теорию еще раз. Для этого подведите курсор мыши на значок “домик” и нажмите на левую кнопку мыши). (Слайд 9)
Стоит немного отдохнуть от компьютера.
Попробуйте построить в тетради график функции у = – 2х² + 8х – 3. (Если вы забыли последовательность действий, запишите в тетради формулу и перейдите по ссылке “план”). (Слайд 10)
План построения графика квадратичной функции. (Ученик может пропустить его, если он запомнил план построения графика квадратичной функции).
1. Описать функцию:
– название функции;
– что является графиком функции;
– куда направлены ветви параболы
2. Найти координаты вершины параболы А(m; n)
3. Заполнить таблицу значений функции.
4. Построить график функции:
– отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в
таблице;
– соединить их плавной линией. (Слайд 11 – скрытый)
Самопроверка. Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:
у = – 2х² + 8х – 3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -2, а < 0);
Найдем координаты вершины параболы
(Слайд 12)
А (2; 5) – вершина параболы.
х = 5 – ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции.
х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
у | -3 | 3 | 5 | 3 | -3 |
Если у вас получилось тоже самое – вы молодец, и мы вас поздравляем!!!
Вы можете перейти к следующей странице.
Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь. У вас все еще впереди! Вы можете просмотреть объяснение еще раз, выбрав левой кнопкой мыши значок “домик” или заглянуть в свой учебник (п. 7) (Слайд 13)
Рассмотрим свойства этой квадратичной функции (листаем свойства по щелчку мыши, каждое свойство сопровождается действием на рисунке).
- Область определения функции (-∞; +∞), область значений функции (-∞; 5] ;
- Нули функции х = 0,5 и х = 3,5;
- у > 0 на промежутке (0,5; 3,5) , y < 0 на каждом из промежутков (-∞; 0,5) и (3,5; +∞);
- Функция возрастает на промежутке (-∞; 2] , функция убывает на промежутке [2; +∞);
- Наибольшее значение функции равно 5. (Слайд 14)
Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам.
Постройте графики функций:
I вариант: у = – х² + 6х – 8. Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток возрастания функции.
II вариант: у = – х² – 6х – 7. Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток убывания функции. (Работа проверяется учителем после урока). (Слайд 15)
Перед продолжением работы запишите домашнее задание, перейдя по ссылке “Д/З”.
Далее выполните тест с проверкой через компьютер (по гиперссылке осуществляется переход к слайдам 22–23 с ответами верно или неверно и возврат назад):
прочитайте задание;
выполните его устно или, сделав записи в тетради;
и выберите правильный ответ левой кнопкой мыши. (Слайд 16)
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы.
1-й вопрос: Выберите квадратичную функцию
а) y = 6x2 – 3x3+ x
в) y = 3x2 + 7x – 5
г) y = 2x + 5 (Слайд 17)
2-й вопрос: Куда направлены ветви параболы
а) Вверх
б) Вниз (Слайд 18)
3-й вопрос. Укажите координаты вершины параболы y = – 3x2+ 6x – 8.
а) А(3; 6)
б) А(-1; -17)
в) А(1; -3)
г) А(1; -1) (Слайд 19)
4-й вопрос: На рисунке показаны графики квадратичных функций.
Выберите график функции у= – 4х² – 16х+ 1, подведите к нему стрелку и нажмите левую кнопку мыши.
(Слайд 20)
5-й вопрос. Укажите формулу квадратичной функции, график которой изображен на рисунке.
а) y = – x2+ 6x
б) y = – 3x2+ 8x – 11
в) y = – 4x2 – 16x+ 1
г) y = x2 – 6x
д) y = x2+6x
е) y = 1,2x2 – 6x+5 (Слайд 21)
Приложение
Если вы закончили работу и у вас осталось время до конца урока, перейдите к дополнительному заданию.
Если вы закончили работу и у вас не осталось времени, нажмите левой кнопкой мыши на значок ►. (Слайд 24)
Домашнее задание:
- Алгебра. 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008–2009 г.
- Глава I пункт 7 (учить); пункт 1, 2, 5, 6 (повт.), № 123, № 124 (б, в). (Слайд 25 – скрытый)
- Дополнительное задание: выполните № 125 (а) из вашего учебника. (Слайд 26 – скрытый)
Саморефлексия. Оцените свое настроение и состояние после проведенного урока.
Выберите кнопкой мыши соответствующую оценку (Слайд 27)
(По гиперссылке осуществляется переход на соответствующий слайд). (Слайды
28–31)