Особую роль в жизни современной школы играют сайты и образовательные порталы, среди которых выделим Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов. Отличительной особенностью Коллекции является целевая направленность по использованию в учебном процессе электронных дидактических ресурсов, построенных на средствах мультимедиа, которые позволяют объединять в интерактивном режиме обычную информацию (текст и графику) со звуком и движущимися изображениями, что позволяет сделать учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися.
Цель урока: Познакомить учащихся с новой физической величиной – плотностью тела. Закрепить знания выполнением лабораторной работы и решением задач.
Задачи урока:
Образовательная:
Знания
– усвоение понятия плотности тела;
– закрепление понятия теории молекулярного строения вещества;
– применение знаний о внутреннем строении вещества для объяснения различий в массе тел, изготовленных из разных веществ, но имеющих одинаковый объем.Умения
– работа с учебником;
– работа с физическим оборудованием (умение определять массу тела и объем);
– умение рассчитывать плотность тела по формуле;
– умение коллективно работать.
Воспитательная:
– развитие нравственных и эстетических представлений о нормах поведения в современном обществе;
– развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении материи и вещества.
Развивающая:
– развитие речи, мышления;
– развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать;
– формирование эмоциональной сферы личности, развитие творческих способностей.
Учебные средства:
– компьютер и подключенный к нему телевизор;
– образовательный портал Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru.);
– учебник: А.В. Перышкин. “Физика”. 7 класс.
– сборник задач по физике для 7-9 классов. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.
– лабораторное оборудование к лабораторной работе № 5 “Определение плотности вещества твердого тела”.
План урока
- Организационный этап (2 мин).
- Изучение нового материала (12 мин).
- Выполнение лабораторной работы (20 мин).
- Закрепление (решение качественных задач) (8 мин).
- Итог урока (домашнее задание) (3 мин).
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся.
На экран телевизора выводится урок 8 (Единая Коллекция цифровых образовательных
ресурсов: Каталог 7 класс
Физика
“Физика 7–9 классы
“Физика 7–9 классы”
Часть 1.7 класс 3. Взаимодействие тел
3.8. Урок 8)
Ответьте на следующие вопросы:
– Что такое масса вещества? (Мера инертности).
– Что такое инертность? (Свойство тел сохранять свою скорость неизменной).
– Как можно определить массу тела?
1) Способ: сравнивая скорости, приобретенные покоящимися телами в результате их взаимодействия, можно определить соотношение масс:
2) Способ: с помощью весов.
2. Изучение нового материала.
1) Сравним массы двух тел, разных по объему, изготовленных из одного и того
же вещества. (Слайд 1–2)
Приложение
2) Сравним массы двух тел, одинаковых по объему, но изготовленных из разных
веществ. (Слайд 3)
3) Сравним объемы различных веществ одной и той же массы. (Слайд 4)
4) Сравним массы различных веществ одинакового объема. (Слайд 5)
Сделаем вывод: масса тела зависит не только от объема тела, но и от рода
вещества, из которого это тело сделано.
5) Найдем плотность вещества: (Слайд 6–7)
6) Единица измерения плотности в СИ кг/м3 (Слайд 8)
7) Сравним плотности одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях. (Слайд 9)
ПриложениеНачертим сравнительную таблицу строения вещества в различных агрегатных состояниях.
Агрегатные состояния | Твердое | Жидкое | Газообразное |
Структура |
Ответьте на следующий вопрос: Почему меняется плотность вещества при изменении его агрегатного состояния?
8) Работа с учебником, § 21.
Проанализируйте данные таблиц № 2, 3 и 4 в учебнике (стр. 50–51) и ответьте на следующие вопросы:
– Какое вещество имеет наибольшую плотность?
– Какое вещество имеет наименьшую плотность?
3. Выполнение лабораторной работы.
Выполните лабораторную работу № 5 “Определение плотности вещества твердого тела” (стр. 164–165) в специальной тетради для лабораторных работ.
4. Закрепление.
Решим следующие задачи из сборника задач: № 244, 245, 247, 253, 255 (стр. 32–33).
5. Итог урока (домашнее задание). § 21. Упражнение 7.