Использование информационных технологий на уроке изучения нового материала по физике на тему "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Особую роль в жизни современной школы играют сайты и образовательные порталы, среди которых выделим Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов. Отличительной особенностью Коллекции является целевая направленность по использованию в учебном процессе электронных дидактических ресурсов, построенных на средствах мультимедиа, которые позволяют объединять в интерактивном режиме обычную информацию (текст и графику) со звуком и движущимися изображениями, что позволяет сделать учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися.

Цель урока: Познакомить учащихся с новой физической величиной – плотностью тела. Закрепить знания выполнением лабораторной работы и решением задач.

Задачи урока:

Образовательная:

Знания

– усвоение понятия плотности тела;
– закрепление понятия теории молекулярного строения вещества;
– применение знаний о внутреннем строении вещества для объяснения различий в массе тел, изготовленных из разных веществ, но имеющих одинаковый объем.

Умения

– работа с учебником;
– работа с физическим оборудованием (умение определять массу тела и объем);
– умение рассчитывать плотность тела по формуле;
– умение коллективно работать.

Воспитательная:

– развитие нравственных и эстетических представлений о нормах поведения в современном обществе;
– развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении материи и вещества.

Развивающая:

– развитие речи, мышления;
– развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать;
– формирование эмоциональной сферы личности, развитие творческих способностей.

Учебные средства:

– компьютер и подключенный к нему телевизор;
– образовательный портал Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru.);
– учебник: А.В. Перышкин. “Физика”. 7 класс.
– сборник задач по физике для 7-9 классов. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.
– лабораторное оборудование к лабораторной работе № 5 “Определение плотности вещества твердого тела”.

План урока

  1. Организационный этап (2 мин).
  2. Изучение нового материала (12 мин).
  3. Выполнение лабораторной работы (20 мин).
  4. Закрепление (решение качественных задач) (8 мин).
  5. Итог урока (домашнее задание) (3 мин).

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.
На экран телевизора выводится урок 8 (Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов: Каталог 7 класс Физика “Физика 7–9 классы “Физика 7–9 классы” Часть 1.7 класс 3. Взаимодействие тел 3.8. Урок 8)

Ответьте на следующие вопросы:

– Что такое масса вещества? (Мера инертности).
– Что такое инертность? (Свойство тел сохранять свою скорость неизменной).
– Как можно определить массу тела?

1) Способ: сравнивая скорости, приобретенные покоящимися телами в результате их взаимодействия, можно определить соотношение масс:

2) Способ: с помощью весов.

2. Изучение нового материала.

1) Сравним массы двух тел, разных по объему, изготовленных из одного и того же вещества. (Слайд 1–2)
Приложение
2) Сравним массы двух тел, одинаковых по объему, но изготовленных из разных веществ. (Слайд 3)
3) Сравним объемы различных веществ одной и той же массы. (Слайд 4)
4) Сравним массы различных веществ одинакового объема. (Слайд 5)
Сделаем вывод:
масса тела зависит не только от объема тела, но и от рода вещества, из которого это тело сделано.
5) Найдем плотность вещества: (Слайд 6–7)

6) Единица измерения плотности в СИ кг/м3 (Слайд 8)

7) Сравним плотности одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях. (Слайд 9)

Приложение

Начертим сравнительную таблицу строения вещества в различных агрегатных состояниях.

Агрегатные состояния Твердое Жидкое Газообразное
Структура      

Ответьте на следующий вопрос: Почему меняется плотность вещества при изменении его агрегатного состояния?

8) Работа с учебником, § 21.

Проанализируйте данные таблиц № 2, 3 и 4 в учебнике (стр. 50–51) и ответьте на следующие вопросы:

– Какое вещество имеет наибольшую плотность?
– Какое вещество имеет наименьшую плотность?

3. Выполнение лабораторной работы.

Выполните лабораторную работу № 5 “Определение плотности вещества твердого тела” (стр. 164–165) в специальной тетради для лабораторных работ.

4. Закрепление.

Решим следующие задачи из сборника задач: № 244, 245, 247, 253, 255 (стр. 32–33).

5. Итог урока (домашнее задание). § 21. Упражнение 7.