Тема урока "Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Разделы: География


Задачи:

  • Образовательные:
    сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
  • Воспитательные:
    продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о хозяйственной оценке природно-ресурсного потенциала как исторической категории.
  • Развивающие:
    продолжить развивать умение работать с картами, учебником, атласом, отработать навыки анализа карт.

Оборудование: настенная карта Европы, атласы, дополнительный материал.

Методы и формы учебной деятельности:

  • рассказ учителя;
  • работа учащихся с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.

План

  1. Малая величина территории региона.
  2. “Европейский полуостров” – Евразия.
  3. Изрезанность береговой линии; теснейшая связь с морем.
  4. Средиземноморская цивилизация – особый тип цивилизации (морской).
  5. Традиционные типы хозяйства.
  6. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала как историческая категория (на примере Зарубежной Европы).
  7. Современная оценка природно-ресурсного потенциала региона:

положение в основном в умеренном поясе и хорошие возможности
для развития с/ хозяйства; возможности для развития промышленности (особое значение запасов бурого угля, нефти, природного газа, калийных солей, гидроэнергетических и лесных ресурсов); природно-рекреационные ресурсы.

Ход урока (40 мин)

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и умений
  3. Изучение нового материала

Знакомство с планом – схемой темы 6 стр. 160 учебника

1. Малая величина территории региона:

  • Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн км2 с населением – 500 млн человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км.
  • Самая “длинная” страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.

2. Политическая карта мира

Сообщение ученика об исторических и природных предпосылках развития экономики Европы.

Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя эпоха “Европоцентризма” ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Работа с текстом учебника (с. 162).

Задание: расскажите об изменении политической карты региона на протяжении XX в.

  • Политической консолидации региона способствует деятельность ОБСЕ, в состав которой входят 53 страны (включая США, Канаду, страны СНГ). А также все большую роль играет Совет Европы и блок НАТО..

3. Работа с визитной картой учебника

Практическая работа:

1) С помощью “визитной карточки” стран Зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя.

Республика Конституционная монархия Абсолютная монархия

Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Зарубежной Европе.

Нанесите республики и монархии на контурную карту.

4. Восточная Европа как маргинальное пространство.

Разделение Европы в 1945 г. между англосаксонскими державами и СССР привело к формированию восточноевропейского региона с четкими границами. Однако сам термин “Восточная Европа” используется почти исключительно на Западе, что было связано с евразийским характером СССР и глобальными претензиями мировой системы социализма.
Необходимость идентификации новой социально-системной общности привело к тому, что новое понимание Восточной Европы почти на полвека вытеснило все прежние понятия: Восточная Европа, Восточно-Центральная Европа, Юго-Восточная Европа, Промежуточная Европа, Средняя Европа, Центральная Европа.
Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток – Запад, как буферное и маргинальное пространство. Конфликт Восток – Запад носил многоаспектный характер (гегемониальное, военно-блоковое, системно-политическое и общественно-политическое противостояние).
Исходя из противоборства военных союзов НАТО и Организации Варшавского Договора, Восточная Европа до недавнего времени подразумевала семь государств, а если рассматривать прошлый конфликт Восток – Запад как гегемониальное соперничество США и СССР, то Восточная Европа включала лишь 6 (с точки зрения блоковой политики) или 8 (с точки зрения системно-политического противостояния) государств между Эльбой и Северным Бугом.

5. Страны-малютки.

Особую группу на политической карте региона образуют страны-
малютки или микрогосударства:

  • княжество Андорра – площадь территории (S) = 467 км2;
  • княжество Лихтенштейн – S = 160 кв.км ;
  • республика Сан-Марино -8 = 61 км2;
  • княжество Монако – S = 1,9 км2;
  • город-государство Ватикан – занимает западную часть г. Рима – S = 0,44 км2.

ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:

  • соседским положением: малой “глубиной” территорий стран Зарубежной Европы.
    В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – 230 км;
  • приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной – на 600 км.

II. Практическая работа с картами атласа:

1) Дайте характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Европы (по выбору).

План характеристики ЭГП страны

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Работа с картами атласа.

– Природные предпосылки для промышленности сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.
В северной части (платформенной) – рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные – “привязаны” к осадочному чехлу платформы; в южной части (складчатой) – рудные месторождения.

1) Пользуясь картой полезных ископаемых Зарубежной Европы в атласе, выполнить задание 3, с. 193;
2) Определите, какие страны наиболее богаты (учебник, с. 162):

  • каменным углем;
  • бурым углем;
  • нефтью и промышленным газом;
  • рудами цветных металлов.

3) Ответьте на вопросы :

  • Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благо приятные предпосылки.
  • Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
  • Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно-ресурсного потенциала?

4) Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы. (Использовать: учебник, с. 189.)
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия.
В странах Зарубежной Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы. (Работа с атласом и использование дополнительной литературы.)

Итог урока.

6. Домашнее задание стр. 162–163, доделать к/к.

Творческое задание на дополнительную оценку:
На контурной карте выделить районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные);
– историко-культурные объекты (города-музеи);
страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.