Задачи:
- Образовательные:
сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. - Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о хозяйственной оценке природно-ресурсного потенциала как исторической категории. - Развивающие:
продолжить развивать умение работать с картами, учебником, атласом, отработать навыки анализа карт.
Оборудование: настенная карта Европы, атласы, дополнительный материал.
Методы и формы учебной деятельности:
- рассказ учителя;
- работа учащихся с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.
План
- Малая величина территории региона.
- “Европейский полуостров” – Евразия.
- Изрезанность береговой линии; теснейшая связь с морем.
- Средиземноморская цивилизация – особый тип цивилизации (морской).
- Традиционные типы хозяйства.
- Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала как историческая категория (на примере Зарубежной Европы).
- Современная оценка природно-ресурсного потенциала региона:
положение в основном в умеренном поясе и хорошие возможности
для развития с/ хозяйства; возможности для развития промышленности (особое
значение запасов бурого угля, нефти, природного газа, калийных солей,
гидроэнергетических и лесных ресурсов); природно-рекреационные ресурсы.
Ход урока (40 мин)
- Организационный момент
- Актуализация знаний и умений
- Изучение нового материала
Знакомство с планом – схемой темы 6 стр. 160 учебника
1. Малая величина территории региона:
- Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн км2 с населением – 500 млн человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км.
- Самая “длинная” страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.
2. Политическая карта мира
Сообщение ученика об исторических и природных предпосылках развития экономики Европы.
Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя эпоха “Европоцентризма” ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
Работа с текстом учебника (с. 162).
Задание: расскажите об изменении политической карты региона на протяжении XX в.
- Политической консолидации региона способствует деятельность ОБСЕ, в состав которой входят 53 страны (включая США, Канаду, страны СНГ). А также все большую роль играет Совет Европы и блок НАТО..
3. Работа с визитной картой учебника
Практическая работа:
1) С помощью “визитной карточки” стран Зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя.
Республика | Конституционная монархия | Абсолютная монархия |
Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Зарубежной Европе.
Нанесите республики и монархии на контурную карту.
4. Восточная Европа как маргинальное пространство.
Разделение Европы в 1945 г. между англосаксонскими державами и СССР привело к
формированию восточноевропейского региона с четкими границами. Однако сам термин
“Восточная Европа” используется почти исключительно на Западе, что было связано
с евразийским характером СССР и глобальными претензиями мировой системы
социализма.
Необходимость идентификации новой социально-системной общности привело к тому,
что новое понимание Восточной Европы почти на полвека вытеснило все прежние
понятия: Восточная Европа, Восточно-Центральная Европа, Юго-Восточная Европа,
Промежуточная Европа, Средняя Европа, Центральная Европа.
Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния
Восток – Запад, как буферное и маргинальное пространство. Конфликт Восток –
Запад носил многоаспектный характер (гегемониальное, военно-блоковое,
системно-политическое и общественно-политическое противостояние).
Исходя из противоборства военных союзов НАТО и Организации Варшавского Договора,
Восточная Европа до недавнего времени подразумевала семь государств, а если
рассматривать прошлый конфликт Восток – Запад как гегемониальное соперничество
США и СССР, то Восточная Европа включала лишь 6 (с точки зрения блоковой
политики) или 8 (с точки зрения системно-политического противостояния)
государств между Эльбой и Северным Бугом.
5. Страны-малютки.
Особую группу на политической карте региона образуют страны-
малютки или микрогосударства:
- княжество Андорра – площадь территории (S) = 467 км2;
- княжество Лихтенштейн – S = 160 кв.км ;
- республика Сан-Марино -8 = 61 км2;
- княжество Монако – S = 1,9 км2;
- город-государство Ватикан – занимает западную часть г. Рима – S = 0,44 км2.
ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением: малой “глубиной” территорий стран Зарубежной
Европы.
В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – 230 км; - приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной – на 600 км.
II. Практическая работа с картами атласа:
1) Дайте характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Европы (по выбору).
План характеристики ЭГП страны
- Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение ЭГП во времени.
Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Работа с картами атласа.
– Природные предпосылки для промышленности сложились под большим влиянием
размещения полезных ископаемых.
В северной части (платформенной) – рудные полезные ископаемые, связанные с
Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные – “привязаны” к осадочному
чехлу платформы; в южной части (складчатой) – рудные месторождения.
1) Пользуясь картой полезных ископаемых Зарубежной Европы в атласе, выполнить
задание 3, с. 193;
2) Определите, какие страны наиболее богаты (учебник, с. 162):
- каменным углем;
- бурым углем;
- нефтью и промышленным газом;
- рудами цветных металлов.
3) Ответьте на вопросы :
- Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благо приятные предпосылки.
- Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
- Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно-ресурсного потенциала?
4) Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы.
(Использовать: учебник, с. 189.)
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают
Швеция и Финляндия.
В странах Зарубежной Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы.
(Работа с атласом и использование дополнительной литературы.)
Итог урока.
6. Домашнее задание стр. 162–163, доделать к/к.
Творческое задание на дополнительную оценку:
На контурной карте выделить районы с благоприятными природно-климатическими
ресурсами (приморские, приозерные, горные);
– историко-культурные объекты (города-музеи);
страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.