Проект математико-экономического развития дошкольников старшего дошкольного возраста: "Гномы Экономы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.
Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Основная форма обучения – игра.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры, например: “Кондитерская фабрика”, “Рекламное агентство”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет”.
В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, “Маленькие покупки” уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные: особый интерес вызывают развлечения “Ярмарка прошлого, настоящего и будущего”, “Бизнес-клуб”, “Аукцион”.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И.В.Липсиц, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Э.Успенский, В.М.Романов, Т.А.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.).
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Цель: Формирование основ экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста, приобщение дошкольников к миру экономической действительности.

Задачи:

  • освоение экономической природы вещей, предметов, изделий;
  • расширение представлений о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом;
  • формирование желания заниматься изготовлением товара;
  • учить самостоятельно пользоваться денежными единицами.
Продолжительность Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Продукт проекта
Январь Занятие по подразделу “Предметный мир”
Тема “Путешествие в страну товаров”
  1. Рассматривание иллюстраций товаров, которые украшают нам быт.
  2. Изготовление сувениров из оригами.
Лепка “Народная игрушка”
  1. Коллективное изготовление коллажа “Как путешествуют товары”.
  2. Выставка “Народная игрушка”
Февраль Игра “Путешествие товаров”
Игровая ситуация “Бартер”
Рассматривание картин

Чтение сказок. Наблюдение за работой завхоза по приему продуктов, их оприходованию и выдаче.

Организовать наблюдение за путешествием товаров, например, бытовой техники
Беседа “Товар как средство обмена между людьми”
Составление экономических кроссвордов
Март Проблемная ситуация “Как можно узнать о товаре”
Сюжетно-дидактическая игра “Банк”
Игра “Угадай, какая это профессия”

Игра “Монеты”

Подбор в домашних условиях журналов с рекламой
Изготовление денег для игры
Рисование рекламы

 

Апрель Проблемная ситуация “От чего зависит цена товара” Сюжетно-ролевая игра “Магазин” Подбор пословиц и поговорок  
Май Проблемная ситуация “Удачная покупка” Сюжетно-ролевая игра “Рынок”
Сюжетно-ролевая игра “Производство Горизонтика”
Изготовление выпечки и поделок для ярмарки Развлечение “Кузнецкая ярмарка”

Организация предметно-пространственной среды при реализации проекта “Гном Эконом в детском саду”

Центры Оборудование
Мы читаем
  1. Выставка рекламных проспектов.
  2. Фотографии банков, магазинов, организаций.
  3. Пословицы и поговорки.
  4. Сказки и рассказы с экономическим содержанием.
Центр творчества
  1. Коллаж “Как путешествуют товары”.
  2. Выставка детских работ. Ярмарка.
  3. Книга-ширма “Путешествие рубля”.
Музыкальный уголок Частушки, детские песни.
Сюжетно-ролевая игра
  1. Сюжетно-ролевая игра “Банк”
  2. Сюжетно-ролевая игра “Магазин”
  3. Сюжетно-ролевая игра “Рынок”
  4. Сюжетно-ролевая игра “Производство Горизонтика”
Уголок ряжения
  1. Спецодежда (элементы) по различным профессиям
Центр краеведения
  1. Фотовыставка “Новокузнецк промышленный”.
  2. Фотовыставка “Наш микрорайон”.

Развлечение “Кузнецкая ярмарка”

Программное содержание:
показать значимость проведения ярмарки в городе;
– раскрыть специфику ярмарки прошлого, настоящего и будущего;
– развить коммуникативные и творческие способности.

Материал: столы с различным товаром (бижутерия, посуда, выпечка, платки и пр.), костюмы в русском народном стиле для детей, денежные купюры.

Ход занятия

Звучит народная музыка. В зал входят дети, их встречает Скоморох.
Скоморох. Здравствуйте, хозяева и хозяюшки-молодушки! Здравствуйте, гости и гостюшки! Здравствуйте и вы, почтенные господа! Спасибо, что пришли на ярмарку, на наш товар посмотреть, себя показать, где песни спеть, а где и сплясать.
Воспитатель. Ребята, да мы же с вами на Кузнецкую ярмарку попали! А год какой? Совсем не наш, а 100 лет назад! Посмотрите, сколько товара кругом, глаза разбегаются. Все хочется посмотреть и что-нибудь купить!

Рассматривают разнообразный товар.

Скоморох.

Нынче ярмарочный день,
Подходи кому не лень!
Ты хоть молод или стар,
Выбирай любой товар!

1-й продавец.

У кого есть деньги – покупайте серьги!
У кого есть пятаки – балалаечки бери!

2-й продавец.

 А вот баранки – налетай!
Кто их любит – покупай!
Не отдам их просто так,
Одна бараночка – пятак!

3-й продавец.

А я платочки продаю!
И не дорого возьму!
А коли будет нужда,
Так и сбавить могу!

4-й продавец.

А вот Городецкий товар, погляди!
Доски, матрешки купить поспеши!

5-й продавец.

А вот товар из Хохломы,
Он с семеновской стороны.
Расписные чудо-ложки
И красавицы-матрешки!

Воспитатель. Ну что, ребята, будем покупать? Деньги у вас есть? Покупайте все, что нравится. Да смотрите, торгуйтесь, а то денег не хватит.
Идет оживленная торговля. Дети покупают товар. Скоморох ходит по ярмарке, смотрит, помогает детям покупать.
Звучит индийская музыка. Входит купец с гостями.

Скоморох.

Эй, вы, люди честные,
Кузнечане, родные!
Глянь-ка, иноземец идет,
Очень смешной иноземный народ!
Верно, прибыли издалека,
По суше, по морю
К нам в Кузнецк сюда?
Да не с пустыми руками пришли,
Верно, товар они свой привезли?

Скоморох пародирует иноземцев, идя за ними по пятам. Индус показывает свой товар (мешочки с кофе, пряностями, чаем и др.).

Скоморох. Да, знатен у иноземца товар, да и наш, не хуже. Чего будешь покупать или будешь обмен держать? Поди уж пригляделся к товару?

Индус. Очень нравятся матрешки, хочу на них обменять свой товар. У нас в Индии таких нет!

Скоморох. Сколько стоят красавицы-матрешки?

4-й продавец. 4 пятака!

Скоморох. А на индийский товар?

4-й продавец. Договоримся. 10 матрешек за 1 мешок кофе.

Индус. Это мало. Добавьте матрешек!

4-й продавец. Ну, так добавлю одну. Договорились?

Индус. Хорошо, хорошо! (Меняются товаром.)

Скоморох. Ну, вот и порядок, сделка состоялась. Все сейчас с покупками, никто пустой с ярмарки не уйдет.

Делу – время, потехе – час.
Купил товар – пускайся в пляс!

Звучит русская народная музыка. Скоморох приглашает всех на пляску. Воспитатели тем временем готовят угощение.
Скоморох. Ай да наплясались мы на ярмарке. Товар распродали, гостей потешили. А теперь приглашаем всех за стол – отведать угощения.

Проблемная ситуация “Как можно узнать о товаре?”

На кондитерской фабрике “Лакомка” изготовили новые шоколадные конфеты. Назвали их “Ням-нямки”.
Вопрос к детям:

  • Что нужно сделать, чтобы о конфетах узнали продавцы и покупатели?

Возможные варианты ответов:
– Можно конфеты развести на машинах по всем магазинам города.
– Придумать рекламу и показать ее по телевизору.

Решение проблемы. Дети, сравнивая два варианта решений, выбирают второй как наиболее удачный, рациональный. “Сделаем рекламу – не надо будет по всем магазинам ездить”, “Магазинов в городе очень много. Если конфеты будем развозить, потратим много времени”, “Есть товар – нужна реклама”.
Вывод: о товаре можно узнать с помощью рекламы.

Проблемная ситуация “От чего зависит цена (стоимость) товара”

Цель. Раскрыть детям зависимость цены товара от его качества и количества.

Содержание

Дети рассматривают матрешку, называют ее реальную цену.

Вопрос к детям:

– Почему цена матрешки сто рублей?

Возможные варианты ответов:

  • дорого стоит материал – дерево;
  • много времени требуется на изготовление матрешки;
  • матрешка красивая, яркая;
  • игрушку делали люди разных профессий;
  • дорого стоит перевозка игрушки и т.д.

Воспитатель отмечает многообразие ответов и далее, обобщая их, подводит детей к пониманию, что цена (стоимость) товара является результатом нескольких составляющих: качества товара, трудоемкости процесса, товарного вида продукции.

Сюжетно-дидактическая игра “Телевизионный завод “Горизонтик””

Цель. Показать детям производственный цикл изготовления товаров.

Материал. “Схема” сборки телевизора, картон, клей, ножницы и другие аксессуары для игры.

Содержание

Играющие делятся на несколько взаимодействующих друг с другом подгрупп. Каждая подгруппа выполняет свою работу: одни по схеме “собирают” телевизор (склеивают детали), другие оформляют его внешний вид, третьи готовят упаковку для телевизоров и т.д. Готовая продукция проверяется, увозится на склад, в магазин и т.д.

Конечный результат труда – изготовленный телевизор – складывается из результатов деятельности отдельных подгрупп. Воспитатель в роли начальника цеха делает акцент на хорошей (разумной) организации работы (по подгруппам). Совместный труд приносит радость, ускоряет и улучшает результат.

Дети, изготовив телевизор, ласково называют его “Горизонтик”. Они принимают самое активное участие в обсуждении вопроса о том, сколько будет стоить “Горизонтик”.

Дима: “Наш “Горизонтик” делали и конструкторы, и сборщики, и художники”.
Таня: “Много людей трудилось”.
Олег: “У нашего “Горизонтика” большой экран. Он с пультом управления. Красивый телевизор”.
Дима: “Телевизор будет стоить дорого”.
Таня: “Рекламу надо придумать. Все узнают, какой телевизор мы выпускаем”.
Олег: “Телевизор надо беречь”.

Воспитатель в роли начальника цеха поддерживает высказывания детей и подчеркивает, что стоимость продукта труда зависит от вложенного труда, от качества выпускаемой продукции, что бережно обращаться с вещью нужно не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на ее изготовление затрачены материалы природного происхождения.

Так, выполняя в играх разнообразные роли (конструктора, инженера, продавца, рекламного агента и др.), дети приобретают жизненный опыт, постигают смысл экономических терминов, овладевают элементарными экономическими знаниями, что повышает возможности ориентирования ребенка в социальной жизни взрослых.