Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и
в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в
школьной и дошкольной педагогике.
Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье
он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней
первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о
финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами,
соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена
товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего
города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции,
выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и
реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои
деньги.
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего
края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с
ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств
(отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в
экономических явлениях.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его
организации.
Основная форма обучения – игра.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры,
например: “Кондитерская фабрика”, “Рекламное агентство”, “Пункт обмена валюты”,
“Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет”.
В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”,
“Маленькие покупки” уточняются и закрепляются представления детей о мире
экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания,
умения и навыки.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является
комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием
обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и
предметным миром.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это
своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные: особый интерес вызывают
развлечения “Ярмарка прошлого, настоящего и будущего”, “Бизнес-клуб”,
“Аукцион”.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы,
приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием
осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с
экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с
огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки,
каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с
экономическими понятиями (И.В.Липсиц, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова,
Э.Успенский, В.М.Романов, Т.А.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.).
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь
познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы
проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость,
развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Цель: Формирование основ экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста, приобщение дошкольников к миру экономической действительности.
Задачи:
- освоение экономической природы вещей, предметов, изделий;
- расширение представлений о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом;
- формирование желания заниматься изготовлением товара;
- учить самостоятельно пользоваться денежными единицами.
Продолжительность | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | Продукт проекта |
Январь | Занятие по подразделу “Предметный мир” Тема “Путешествие в страну товаров” |
|
Лепка “Народная игрушка” |
|
Февраль | Игра “Путешествие товаров” Игровая ситуация “Бартер” |
Рассматривание картин Чтение сказок. Наблюдение за работой завхоза по приему продуктов, их оприходованию и выдаче. |
Организовать наблюдение за путешествием
товаров, например, бытовой техники Беседа “Товар как средство обмена между людьми” |
Составление экономических кроссвордов |
Март | Проблемная ситуация “Как можно узнать о
товаре” Сюжетно-дидактическая игра “Банк” |
Игра “Угадай, какая это профессия” Игра “Монеты” |
Подбор в домашних условиях журналов с
рекламой Изготовление денег для игры |
Рисование рекламы
|
Апрель | Проблемная ситуация “От чего зависит цена товара” | Сюжетно-ролевая игра “Магазин” | Подбор пословиц и поговорок | |
Май | Проблемная ситуация “Удачная покупка” | Сюжетно-ролевая игра “Рынок” Сюжетно-ролевая игра “Производство Горизонтика” |
Изготовление выпечки и поделок для ярмарки | Развлечение “Кузнецкая ярмарка” |
Организация предметно-пространственной среды при реализации проекта “Гном Эконом в детском саду”
Центры | Оборудование |
Мы читаем |
|
Центр творчества |
|
Музыкальный уголок | Частушки, детские песни. |
Сюжетно-ролевая игра |
|
Уголок ряжения |
|
Центр краеведения |
|
Развлечение “Кузнецкая ярмарка”
Программное содержание:
– показать значимость проведения ярмарки в городе;
– раскрыть специфику ярмарки прошлого, настоящего и будущего;
– развить коммуникативные и творческие способности.
Материал: столы с различным товаром (бижутерия, посуда, выпечка, платки и пр.), костюмы в русском народном стиле для детей, денежные купюры.
Ход занятия
Звучит народная музыка. В зал входят дети, их встречает Скоморох.
Скоморох. Здравствуйте, хозяева и хозяюшки-молодушки! Здравствуйте,
гости и гостюшки! Здравствуйте и вы, почтенные господа! Спасибо, что пришли на
ярмарку, на наш товар посмотреть, себя показать, где песни спеть, а где и
сплясать.
Воспитатель. Ребята, да мы же с вами на Кузнецкую ярмарку попали! А год
какой? Совсем не наш, а 100 лет назад! Посмотрите, сколько товара кругом, глаза
разбегаются. Все хочется посмотреть и что-нибудь купить!
Рассматривают разнообразный товар.
Скоморох.
Нынче ярмарочный день,
Подходи кому не лень!
Ты хоть молод или стар,
Выбирай любой товар!
1-й продавец.
У кого есть деньги – покупайте серьги!
У кого есть пятаки – балалаечки бери!
2-й продавец.
А вот баранки – налетай!
Кто их любит – покупай!
Не отдам их просто так,
Одна бараночка – пятак!
3-й продавец.
А я платочки продаю!
И не дорого возьму!
А коли будет нужда,
Так и сбавить могу!
4-й продавец.
А вот Городецкий товар, погляди!
Доски, матрешки купить поспеши!
5-й продавец.
А вот товар из Хохломы,
Он с семеновской стороны.
Расписные чудо-ложки
И красавицы-матрешки!
Воспитатель. Ну что, ребята, будем покупать? Деньги у вас есть?
Покупайте все, что нравится. Да смотрите, торгуйтесь, а то денег не хватит.
Идет оживленная торговля. Дети покупают товар. Скоморох ходит по ярмарке,
смотрит, помогает детям покупать.
Звучит индийская музыка. Входит купец с гостями.
Скоморох.
Эй, вы, люди честные,
Кузнечане, родные!
Глянь-ка, иноземец идет,
Очень смешной иноземный народ!
Верно, прибыли издалека,
По суше, по морю
К нам в Кузнецк сюда?
Да не с пустыми руками пришли,
Верно, товар они свой привезли?
Скоморох пародирует иноземцев, идя за ними по пятам. Индус показывает свой товар (мешочки с кофе, пряностями, чаем и др.).
Скоморох. Да, знатен у иноземца товар, да и наш, не хуже. Чего будешь покупать или будешь обмен держать? Поди уж пригляделся к товару?
Индус. Очень нравятся матрешки, хочу на них обменять свой товар. У нас в Индии таких нет!
Скоморох. Сколько стоят красавицы-матрешки?
4-й продавец. 4 пятака!
Скоморох. А на индийский товар?
4-й продавец. Договоримся. 10 матрешек за 1 мешок кофе.
Индус. Это мало. Добавьте матрешек!
4-й продавец. Ну, так добавлю одну. Договорились?
Индус. Хорошо, хорошо! (Меняются товаром.)
Скоморох. Ну, вот и порядок, сделка состоялась. Все сейчас с покупками, никто пустой с ярмарки не уйдет.
Делу – время, потехе – час.
Купил товар – пускайся в пляс!
Звучит русская народная музыка. Скоморох приглашает всех на пляску.
Воспитатели тем временем готовят угощение.
Скоморох. Ай да наплясались мы на ярмарке. Товар распродали, гостей
потешили. А теперь приглашаем всех за стол – отведать угощения.
Проблемная ситуация “Как можно узнать о товаре?”
На кондитерской фабрике “Лакомка” изготовили новые шоколадные конфеты.
Назвали их “Ням-нямки”.
Вопрос к детям:
- Что нужно сделать, чтобы о конфетах узнали продавцы и покупатели?
Возможные варианты ответов:
– Можно конфеты развести на машинах по всем магазинам города.
– Придумать рекламу и показать ее по телевизору.
Решение проблемы. Дети, сравнивая два варианта решений, выбирают
второй как наиболее удачный, рациональный. “Сделаем рекламу – не надо будет по
всем магазинам ездить”, “Магазинов в городе очень много. Если конфеты будем
развозить, потратим много времени”, “Есть товар – нужна реклама”.
Вывод: о товаре можно узнать с помощью рекламы.
Проблемная ситуация “От чего зависит цена (стоимость) товара”
Цель. Раскрыть детям зависимость цены товара от его качества и количества.
Содержание
Дети рассматривают матрешку, называют ее реальную цену.
Вопрос к детям:
– Почему цена матрешки сто рублей?
Возможные варианты ответов:
- дорого стоит материал – дерево;
- много времени требуется на изготовление матрешки;
- матрешка красивая, яркая;
- игрушку делали люди разных профессий;
- дорого стоит перевозка игрушки и т.д.
Воспитатель отмечает многообразие ответов и далее, обобщая их, подводит детей к пониманию, что цена (стоимость) товара является результатом нескольких составляющих: качества товара, трудоемкости процесса, товарного вида продукции.
Сюжетно-дидактическая игра “Телевизионный завод “Горизонтик””
Цель. Показать детям производственный цикл изготовления товаров.
Материал. “Схема” сборки телевизора, картон, клей, ножницы и другие аксессуары для игры.
Содержание
Играющие делятся на несколько взаимодействующих друг с другом подгрупп. Каждая подгруппа выполняет свою работу: одни по схеме “собирают” телевизор (склеивают детали), другие оформляют его внешний вид, третьи готовят упаковку для телевизоров и т.д. Готовая продукция проверяется, увозится на склад, в магазин и т.д.
Конечный результат труда – изготовленный телевизор – складывается из результатов деятельности отдельных подгрупп. Воспитатель в роли начальника цеха делает акцент на хорошей (разумной) организации работы (по подгруппам). Совместный труд приносит радость, ускоряет и улучшает результат.
Дети, изготовив телевизор, ласково называют его “Горизонтик”. Они принимают самое активное участие в обсуждении вопроса о том, сколько будет стоить “Горизонтик”.
Дима: “Наш “Горизонтик” делали и конструкторы, и сборщики, и
художники”.
Таня: “Много людей трудилось”.
Олег: “У нашего “Горизонтика” большой экран. Он с пультом управления.
Красивый телевизор”.
Дима: “Телевизор будет стоить дорого”.
Таня: “Рекламу надо придумать. Все узнают, какой телевизор мы выпускаем”.
Олег: “Телевизор надо беречь”.
Воспитатель в роли начальника цеха поддерживает высказывания детей и подчеркивает, что стоимость продукта труда зависит от вложенного труда, от качества выпускаемой продукции, что бережно обращаться с вещью нужно не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на ее изготовление затрачены материалы природного происхождения.
Так, выполняя в играх разнообразные роли (конструктора, инженера, продавца, рекламного агента и др.), дети приобретают жизненный опыт, постигают смысл экономических терминов, овладевают элементарными экономическими знаниями, что повышает возможности ориентирования ребенка в социальной жизни взрослых.