Цель: Познакомить детей с новым математическим понятием “Буквенные выражения”, учить их решать
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление.
- Составить алгоритм решения “Буквенных выражений.
Воспитательные:
- Формировать умения общаться, сотрудничать.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование: мультимедиа, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Начинается наша работа. С чего начнем мы ее?
Дети: С устного счета. (Слайд 2) Приложение 3
II. Устный счет.
1. Карточки, работа по группам. Определяем слово буква. (Приложение 1)
Задание: определи слово помощник для нашего урока.
– Посмотрите внимательно на данные записи.
– Как, одним словом назвать эти записи?
– Числовые выражения.
32 – 30 = 2 28 – 7 = 21 22 – 10 =12 63 – 60 =3 59 – 58 =1 |
Б У К В А |
(Слайд 3)
– Что обозначает слово буква?
– Значок для написания обозначения звука. Буквы пишем. Из букв получаем слоги.
– Где мы искали буквы? (В алфавите)
– Какие алфавиты вы знаете?
– Это слово нам пригодится сегодня на уроке.
– Каким алгоритмом пользовались при решении данных числовых выражений? (Слайд
4)
- Заменю
- Удобно
- Вычисляю
- Называю ответ
III. Актуализация знаний
– Внимание на экран. (Слайд 5)
– Какое задание следует выполнить?
(Вставить пропущенное число)
36 – = 16
22 + = 30
15 + = 25
90 – = 85
(Слайд 6) 20, 8, 10, 5
Из данных ответов составьте свои подобные выражения.
(Слайд 7)
– Сколько чисел нам не известно в каждом данном выражении?
(Одно число) – На какие группы можно разбить эти числовые выражения?
(По арифметическим знакам, по круглым десяткам)
IV. Работа над новой темой. (Слайд 8)
– Разбейте на группы эти выражения.
– Какой вопрос у вас возникает?
– Какие у вас есть предложения?
– Какие числа можно вставить?) (Слайд 9)
0, 1, 2, 3.
– Мы точно знаем, какое число следует вставить?
– Это число нам известно?
– Кто из вас знает, как в математике обозначается неизвестное число?
– Какими буквами?
– В математике вместо пустого места или неизвестного числа принято записывать
букву латинского алфавита (только строчную).
Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита. (Слайд 10)
Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
– Запишите это выражение с латинской буквой х. (Слайд 11)
3 – х
Прочитаем полученное выражение. Чтение.
– Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное
выражение)
– Почему? (При записи вместо цифры используем букву).
– А что мы знали до этого урока о буквах?
– Какова же тема нашего урока? (Слайд 12)
(Буквенные выражения)
– Решите данное выражение. (Слайд 13)
3 – х
– Что мы должны сделать, чтобы решить это выражение?
(Слайд 13)
Подставим в буквенное выражение значение х.
3 – х , если х= 3, 2, 0.
Решение на доске пишут дети.
– Какие теперь получили выражения? (Числовые)
Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.
– Что мы для этого делали?
– Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений. (Слайд 14)
- Прочитать.
- Записать.
- Подставить значение буквы в выражение.
- Вычислить.
Физминутка. (Слайд 15)
V. Закрепление изученного. (Слайд 16)
1. Работа в парах.
Карточки на партах. (Приложение 2)
Найди значение буквенного выражения 10 + а, если а = 10, 15, 8.
24 – с, если с = 10, 14,4.
Проверка.
(Слайд 17)
Ответы на слайде. Верхние ответы 1 карточка, нижние 2 карточка.
2. Творческая работа. (Слайд 18)
– Составьте свое буквенное выражение, которое имеет два значения.
Предложите решить его своему соседу по парте.
Упражнение для глаз.
Моргание, 5 кругов в лево, 5 кругов в право, следим за пальчиком, пока не станет двоиться.
3. Самостоятельная работа. (Слайд 19)
Стр. 65 № 2
VI. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
– С буквами какого алфавита познакомились сегодня на уроке?
– Что для вас оказалось трудным?
– Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.
Рефлексия.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Красный на отлично, зеленый на хорошо, желтый – удовлетворительно.
Домашнее задание.
Составить 2 своих буквенных выражений и решить.