Урок окружающего мира в 4-м классе с применением здоровьесберегающей технологии В.Ф .Базарного по теме: "Растения нашего леса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания о растениях окрестного леса;
  • расширить представления о деревьях, кустарниках, травах;
  • учить наблюдать; развивать речь, мышление;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • гербарий растений леса, ветви отдельных деревьев, монтаж в виде многоэтажного дома “Наш лес”;
  • картинки отдельных растений, стихи о лесе;
  • “жалобная книга природы”.

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие:

Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, родная земля!

II. Прогноз погоды из наблюдений за солнцем, используя народные приметы:

Если утреннее солнце зимой красного цвета – погода скоро ухудшится.
Если при восходе солнце белого цвета – к длительной ясной погоде.
Какая температура воздуха сегодня? Как температура воздуха влияет на состояние почвы?

III. Проверка домашнего задания. Дома готовим материал по теме “Почва”.

Заполним анкету:

  1. Фамилия.
  2. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения это – …
  3. Почва состоит из ….
  4. Основное свойство почвы это …

IV. Сообщение темы и цели. На почве растут растения. Какие?

Многие из названных вам известны. Сегодня еще ближе познакомимся с растениями нашего леса, узнаем некоторые тайны, разгадаем загадки. Выясним, как расположены растения леса и почему. Я надеюсь на вашу помощь, поддержку, активную работу. Откроем окна этого “дома” (на магнитной доске многоэтажный дом с закрытыми ставнями окон).

V. Работа над новым материалом.

1. Загадывание загадок учителем:

– Я родственница сосны и ели, имею иголки, но они не колки.

Найдите и покажите веточку пихты у себя на столе.

– Меня под Новый год приносят в дом.

Покажите веточку ели. Чем она отличается от пихты?

Ветка какого дерева еще лежит у вас на столе?

Сравни сосновую ветку с еловой и пихтовой. Что у них общего?

– Осень в лес пришла, красный факел на ней зажгла. Здесь птицы снуют и, галдя, ее клюют.

Учитель показывает ветку рябины, березы. А это какие деревья? Итак, пихта, ель, сосна, береза, рябина – это деревья. Где они растут? (Открываются 3 верхних окошка, там изображения ели, березы, рябины).

2. Смена поз (Приложение 2). Приложение 3

3. Зачитывание описания растений учащимися, остальные пробуют отгадать их названия:

– Ты ягоду сорвал и съел, но оказалось, что это не одна, а много, они сплетены вместе; при простуде используют сухие ягоды; их любит медведь. (Показ гербария и картинки)
– Это кустарнички, чаще встречаются в хвойных лесах, на них ягоды – бусины черные, приятные на вкус, обостряют зрение, поэтому их любят охотники, их обязательно берут с собой космонавты.
– Это красивоцветущий кустарник, получил название за шипы; в народной медицине применяют плоды, листья, корни; 10-15 сухих ягод достаточно, чтобы получить суточную норму витамина C. (Показ гербария и картинки)

Малина, черника, шиповник – это … Где они растут? (Под деревьями, этажом ниже.) Все ли кустарники полезны?

4. Упражнения по схеме СУС (Приложение 5).

5. Работа по учебнику. Среди кустарников есть ядовитые, например волчье лыко. Итак, волчье лыко, малина, шиповник – это кустарники, открываем 2 ряд окошек, они растут в лесу под деревьями.

6. Что еще растет в лесу? Прочти об этом в учебнике. Открываем и называем нижний ярус-этаж: мхи, лишайники, травы, грибы.

– Травы есть лекарственные – крапива и ядовитые – ягоды у ландыша.
– Грибы бывают съедобные и несъедобные. (Беседа по иллюстрации на доске).

7. Тренаж по меткам – картинкам (Приложение 1).

VI. Обобщение, вывод с использованием панно (Приложение 4).

Все растения леса можно разделить на: деревья, кустарники и кустарнички, травы, мхи, лишайники, грибы. Растут они этажами, ярусами. Как отличить дерево от кустарника? Как отличить травы от кустарников?

Все деревья и кустарники делятся на: хвойные, лиственные.

Значит лес может быть … Показать иллюстрации, а дети определяют какой это лес.

В окрестностях нашей школы какой лес? Почему? Какие кустарники и травы можно встретить в нашем лесу? Зачем нам нужен лес?

VII. Поэтическая минутка.

Чтение стихотворения учителем под грамзапись.

Давай пройдемся медленно по лесу и “здравствуй!” скажем каждому цветку. Я должен над цветками наклониться не для того, чтоб рвать или резать, а чтоб увидеть добрые их лица. И доброе лицо им показать. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Природа – источник доброты!

VIII. Работа в “жалобной книге природы”.

Напиши жалобу от имени природы на листочке и вложи его в книгу.

IX. Итог: чтение стихотворения учителем и учащимися хором.

Лес! Русский лес! Всех лесов на земле ты красивей!
Лес! Русский лес! Ты богатство и гордость России!
Лес! Русский лес! Вечно радуй людей и расти до небес.
Лес! Лес! Лес!

X. Домашнее задание.