В данном уроке можно использовать презентацию (Приложение1) с красочными иллюстрациями. В местах смены слайдов есть указания с номерами слайдов.
Цели урока:
Образовательные
- Закрепить свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
- Закрепить умения решать уравнения;
- Закрепить умения упрощать выражения;
- Закрепить знания формул;
Воспитательные
- Воспитание эстетических чувств: сопереживание героям, доброта;
- Привитие чувства красоты.
Развивающие
- Развитие межпредметных связей математики и информатики;
- Развитие логического мышления.
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами повторим все действия с натуральными числами, а помогут нам в этом Карандаш и Самоделкин, герои сказки, которую я вам сегодня расскажу.
СЛАЙД 2
Сегодня мы вместе с героями сможем
- Закрепить свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
- Закрепить умения решать уравнения;
- Закрепить умения упрощать выражения;
- Воспитать эстетические чувства: сопереживание героям, доброту;
- Привить чувство красоты;
- Развить логическое мышление.
Закрепить знания формул;
СЛАЙД 3
В одном сказочном городе жил маленький волшебник - Карандаш. Он умел рисовать оживающие картинки. Однажды он нарисовал на стене девять цифр. Цифры тут же ожили и завели с волшебником странный спор, какая из них на свете самая важная.
СЛАЙД 4
- Я-я-я, самая главная цифра! - запрыгала единица. - Почему? - удивился Самоделкин. - Потому что с единицы начинается любой счёт. Вот и Луна на небе одна, и Солнце одно, и у любой птицы один клюв, да один хвост! - так что важнее меня цифры нет! - важно фыркнула единица.
СЛАЙД 5
Ребята, помогите мне убедить Самоделкина и Карандаша в моей важности! Решите следующее уравнение:
I вариант
(112 + x) – 90 = 21
II вариант
96 - (x + 45) = 40
Ответ: x = 1
Действительно, мы бы не смогли сложить ответы без единицы. Это точно очень важная цифра. – сказал Карандаш.
СЛАЙД 6
А как же я? - неожиданно услышали Карандаш и Самоделкин. - Важнее всех я, двойка, - проплывая мимо, заявила другая цифра, похожая на лебедя. - У любого человека по два глаза, по два уха, по две руки и по две ноги, у любой птицы по два крыла, - заявила двойка.
СЛАЙД 7
Со мной очень интересно, правда ребята? Попробуйте решить ДВА уравнения:
1) 22y+48y = 140
Ответ: y = 2
2) 122p-22p+50p=300
Ответ: p = 2
- Да, - согласился Карандаш. - Пожалуй, двойка поважнее будет.
СЛАЙД 8
Но тут послышался смех. Карандаш и Самоделкин обратили внимание на тройку. - Ха-ха-ха! Двойка самая плохая отметка в школе! А вот меня, цифру три, не даром считают волшебным числом: и у светофора три цвета, и у часов три стрелки, и во всех сказках исполняют именно три желания, - важно сказала тройка.
СЛАЙД 9
Я предлагаю ребятам помочь мне доказать мою значимость записью ТРЁХ формул:
1) формулу площади квадрата (ответ: S=a2)
2) формулу площади прямоугольника (ответ: S=a*b)
3) формулу периметра прямоугольника (ответ: S=2(a+b))
- Спасибо вам, ребята!
Неожиданно всех растолкав, вперёд выскочила четвёрка.
У животных, сколько лап - четыре, а у стула, сколько ножек - четыре. Даже у обыкновенной машины - четыре колеса. - А теперь скажите мне, какая цифра самая нужная? - засмеялась четвёрка.
СЛАЙД 10
Все числа можно записать только четырьмя четвёрками!
Например,
1 = 44:44 , 2 = (4x4) : (4+4), 8 = (4+4)x4:4, 9 = 4+4+(4:4) и так далее…
СЛАЙД 11
Ребята, давайте проверим действительно ли это так?
Попробуйте записать четырьмя четвёрками цифру 5 – первый ряд; 6 – второй ряд; 7 – третий ряд.
Ответ:
5 = (44 +4) : 4 6 = (4+4):4 + 4 7 = (4+4)-(4:4)
СЛАЙД 12
- Конечно, нужнее всех я, пятёрка! - раздался голос позади Карандаша и Самоделкина. - Почему? - не понял Самоделкин. - Потому, что пятёрка, это любимая оценка всех мальчиков и девочек. А на руках по пять пальцев, а не три или четыре, - важно сообщила пятёрка.
СЛАЙД 13
- Да, пятёрка действительно нужная цифра. Но я, поважнее буду, - заявила шестёрка. Карандаш и Самоделкин подняли голову и увидели, сидящую на крыше цифру шесть. - Петухи в деревне будят людей на работу в шесть часов утра, а в шесть часов вечера конец рабочего дня, а значит шестёрка, важнее пятёрки.
СЛАЙД 14
Вот, например, у меня есть шесть заданий, но без ребят мне с ними не справиться. Подберите нужные слова:
Слагаемое – слагаемое - сумма
Уменьшаемое - … - разность (вычитаемое)
… - … - Произведение (множитель)
… - делитель – частное (делимое)
СЛАЙД 15
- Семь счастливое число, это все знают! - гордо сообщила семёрка Карандашу и Самоделкину. Недаром у радуги семь цветов, в неделе семь дней, и даже нот только семь. А всё потому, что семь - самая главная цифра. Без меня никто не может обойтись. Даже в сказке был волшебный цветок - цветик-семицветик, который мог исполнить семь желаний.
СЛАЙД 16
Ребята, помогите мне убедить Самоделкина и Карандаша в моей важности! Решите задачу:
От куска атласной ткани длиной 77 м отрезали четыре куска: первый – длиной 7 м, а каждый следующий – на метр больше предыдущего. Определите длину оставшегося куска ткани.
Ответ: 7 + (7+ 1) + (7+1+1) +(7+1+1+1) + x = 77; 7+8+9+10 +x = 77 ; 34 + x = 77; x = 43
СЛАЙД 17
Здравствуйте! - сказала восьмёрка. - А сейчас посмотрите на очки, или на колёса тут же увидите меня, восьмёрку. Меня ни с кем не перепутаешь, я самая красивая цифра!
СЛАЙД 18
Смотрите, что я могу:
9 x 9+7 = 88; 9 x 98 + 6 = 888; 9 x 987 + 5 = 8888; 9 x 9876 + 4 = 88888;
9 x 98765 + 3 = 888888; 9 x 987654 + 2 = 8888888; 9 x 9876543 + 1 = 88888888;
9 x 98765432 + 0 = 888888888; 9 x 987654321 – 1 = 8888888888
СЛАЙД 19
- Ты красивая, - согласилась девятка, но всё же, я в этом ряду самая старшая, цифра, важно посмотрев на подружек, заявила девятка.
- Не спорьте! - выкатываясь на середину, словно бублик, сказал ноль. - Я тоже похож на колесо, однако не кричу, что самый-самый среди вас.
- С помощью ребят мы выяснили, что среди цифр нет самой важной! Любая цифра важна, - улыбнулся Карандаш. - Но чтобы суметь считать, как ребята, важно выучить и запомнить каждую из вас, - добавил Самоделкин.
Спасибо вам, ребята!
СЛАЙД 20
А дома придумайте свою сказку со своими заданиями!
Литература
1. Карандаш и Самоделкин в стране Чисел: [сказка] / В. Постников ; [Ил. Ю. Якунина]. - М. : АСТ : Ермак, 2004.
2. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.
3. Гарднер М./ Математические головоломки и развлечения: 2-е изд., испр. и дополн./пер с анг. – М.: «Мир», 2003 г.