Урок-сказка по математике на тему "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


В данном уроке можно использовать презентацию (Приложение1) с красочными иллюстрациями. В местах смены слайдов есть указания с номерами слайдов.

Цели урока: 

Образовательные

  • Закрепить свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
  • Закрепить умения решать уравнения;
  • Закрепить умения упрощать выражения;
  • Закрепить знания формул;

Воспитательные

  • Воспитание эстетических чувств: сопереживание героям, доброта;
  • Привитие чувства красоты.

Развивающие

  • Развитие межпредметных связей математики и информатики;
  • Развитие логического мышления.

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами повторим все действия с натуральными числами, а помогут нам в этом Карандаш и Самоделкин, герои сказки, которую я вам сегодня расскажу.

СЛАЙД 2

Сегодня мы вместе с героями сможем

  • Закрепить свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
  • Закрепить умения решать уравнения;
  • Закрепить умения упрощать выражения;
  • Воспитать эстетические чувства: сопереживание героям, доброту;
  • Привить чувство красоты;
  • Развить логическое мышление.

Закрепить знания формул;

СЛАЙД 3

В одном сказочном городе жил маленький волшебник - Карандаш. Он умел рисовать оживающие картинки. Однажды он нарисовал на стене девять цифр. Цифры тут же ожили и завели с волшебником странный спор, какая из них на свете самая важная.

СЛАЙД 4

- Я-я-я, самая главная цифра! - запрыгала единица. - Почему? - удивился Самоделкин. - Потому что с единицы начинается любой счёт. Вот и Луна на небе одна, и Солнце одно, и у любой птицы один клюв, да один хвост! - так ­что важнее меня цифры нет! - важно фыркнула единица.

СЛАЙД  5

Ребята, помогите мне убедить Самоделкина и Карандаша в моей важности! Решите следующее уравнение:

I вариант

(112 + x) –  90 = 21

II вариант

96 - (x + 45) = 40

Ответ: x = 1

Действительно, мы бы не смогли сложить ответы без единицы. Это точно очень важная цифра. – сказал Карандаш.

СЛАЙД  6

А как же я? - неожиданно услышали Карандаш и Самоделкин. - Важнее всех я, двойка, - проплывая мимо, заявила другая цифра, похожая на лебедя. - У любого человека по два глаза, по два уха, по две руки и по две ноги, у любой птицы по два крыла, - заявила двойка.

СЛАЙД  7

Со мной очень интересно, правда ребята? Попробуйте решить ДВА уравнения:

1) 22y+48y = 140

Ответ: y = 2

2) 122p-22p+50p=300

Ответ: p = 2

- Да, - согласился Карандаш. - Пожалуй, двойка поважнее будет.

СЛАЙД  8

Но тут послышался смех. Карандаш и Самоделкин обратили внимание на тройку. - Ха-ха-ха! Двойка самая плохая отметка в школе! А вот меня, цифру три, не даром считают волшебным числом: и у светофора три цвета, и у часов три стрелки, и во всех сказках исполняют именно три желания, - важно сказала тройка.

СЛАЙД  9

Я предлагаю ребятам помочь мне доказать мою значимость записью ТРЁХ формул:  

1) формулу площади квадрата (ответ: S=a2)

2) формулу площади прямоугольника (ответ: S=a*b)

3) формулу периметра прямоугольника (ответ: S=2(a+b))

- Спасибо вам, ребята!

Неожиданно всех растолкав, вперёд выскочила четвёрка.

У животных, сколько лап - четыре, а у стула, сколько ножек - четыре. Даже у обыкновенной машины - четыре колеса. - А теперь скажите мне, какая цифра самая нужная? - засмеялась четвёрка.

СЛАЙД  10

Все числа можно записать только четырьмя четвёрками!

Например,

1 = 44:44 ,     2 = (4x4) : (4+4),   8 = (4+4)x4:4,    9 = 4+4+(4:4) и так далее…

СЛАЙД  11

Ребята, давайте проверим действительно ли это так?

Попробуйте записать четырьмя четвёрками цифру 5 – первый ряд; 6 – второй ряд; 7 – третий ряд.

Ответ:

5 = (4–4 +4) : 4      6 = (4+4):4 + 4       7 = (4+4)-(4:4)

СЛАЙД  12

- Конечно, нужнее всех я, пятёрка! - раздался голос позади Карандаша и Самоделкина. - Почему? - не понял Самоделкин. - Потому, что пятёрка, это любимая оценка всех мальчиков и девочек. А на руках по пять пальцев, а не три или четыре, - важно сообщила пятёрка.

СЛАЙД  13

- Да, пятёрка действительно нужная цифра. Но я, поважнее буду, - заявила шестёрка. Карандаш и Самоделкин подняли голову и увидели, сидящую на крыше цифру шесть. - Петухи в деревне будят людей на работу в шесть часов утра, а в шесть часов вечера конец рабочего дня, а значит шестёрка, важнее пятёрки.

СЛАЙД  14

Вот, например, у меня есть шесть заданий, но без ребят мне с ними не справиться. Подберите нужные слова:

Слагаемое –  слагаемое - сумма

Уменьшаемое - … - разность  (вычитаемое)

… -  … - Произведение  (множитель)

… - делитель – частное  (делимое)

СЛАЙД  15

- Семь счастливое число, это все знают! - гордо сообщила семёрка Карандашу и Самоделкину. Недаром у радуги семь цветов, в неделе семь дней, и даже нот только семь. А всё потому, что семь - самая главная цифра. Без меня никто не может обойтись. Даже в сказке был волшебный цветок - цветик-семицветик, который мог исполнить семь желаний.

СЛАЙД  16

Ребята, помогите мне убедить Самоделкина и Карандаша в моей важности! Решите задачу:

От куска атласной ткани длиной 77 м отрезали четыре куска: первый – длиной  7 м, а каждый следующий – на метр больше предыдущего. Определите длину оставшегося куска ткани.

Ответ: 7 + (7+ 1) + (7+1+1) +(7+1+1+1) + x = 77; 7+8+9+10 +x = 77 ;  34 + x = 77; x = 43

СЛАЙД  17

Здравствуйте! - сказала восьмёрка. - А сейчас посмотрите на очки, или на колёса тут же увидите меня, восьмёрку. Меня ни с кем не перепутаешь, я самая красивая цифра!

СЛАЙД  18

Смотрите, что я могу:

9 x 9+7 = 88;  9 x 98 + 6 = 888;  9 x 987 + 5 = 8888;  9 x 9876 + 4 = 88888;

9 x 98765 + 3 = 888888; 9 x 987654 + 2 = 8888888; 9 x 9876543 + 1 = 88888888;

9 x 98765432 + 0 = 888888888; 9 x 987654321 – 1 = 8888888888

СЛАЙД  19

- Ты красивая, - согласилась девятка, но всё же, я в этом ряду самая старшая, цифра, важно посмотрев на подружек, заявила девятка.

- Не спорьте! - выкатываясь на середину, словно бублик, сказал ноль. - Я тоже похож на колесо, однако не кричу, что самый-самый среди вас.

- С помощью ребят мы выяснили, что среди цифр нет самой важной! Любая цифра важна, - улыбнулся Карандаш. - Но чтобы суметь считать, как ребята,  важно выучить и запомнить каждую из вас, - добавил Самоделкин.

Спасибо вам, ребята!

СЛАЙД  20

А дома придумайте свою сказку со своими заданиями!

Литература

1. Карандаш и Самоделкин в стране Чисел: [сказка] / В. Постников ; [Ил. Ю. Якунина]. - М. : АСТ : Ермак, 2004.

2. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.

3. Гарднер М./ Математические головоломки и развлечения: 2-е изд., испр. и дополн./пер с анг. – М.: «Мир», 2003 г.